Блог

Мурат Абулкатинов: «Театр должен быть сентиментальным»
Режиссёр, чей спектакль «Десять посещений моей возлюбленной», стал одним из хитов этого сезона, ответил на вопросы нашего корреспондента.
Наполеон уже не торт
Гоголевская «Женитьба» известна театралам уже в стольких сценических интерпретациях, что очередную премьеру идут смотреть с ожиданием: что нового? Как режиссёр видит историю Подколесина и Агафьи Тихоновны, которых тщится поженить Кочкарев, как трактует мотивировки героев, как выстроит череду женихов, каков будет…
Михаил Бычков: «И ты вдруг осознаёшь конечность и хрупкость своего мира»
В апреле на сцене пространства «Внутри» состоялась московская премьера «Академии смеха»: спектакль будет идти на два города, в Москве и в Воронеже – на сцене Центра «Прогресс». Наша корреспондентка побеседовала с Михаилом Бычковым в воронежском Камерном театре, после репетиции.
30.04.2024
«Эйзенштейн» в Эстонии
Спектакли рождаются по-разному. История «Эйзенштейна» вполне необычна, и нам захотелось ею поделиться.
Минус тело
Кристина Матвиенко – о двух важных перформансах, один из которых недавно показали на сцене Электротеатра Станиславский – «Рассвет» Андрея Жиганова и Кирилла Нулевого; а второй – «Эскапизм» Ангелины Миграновой и Родиона Сабирова ­– в Галерее современного искусства ГМИИ Татарстана.
Преданный смех
 В московском пространстве «Внутри» состоялась премьера «Академии смеха», выпущенной Михаилом Бычковым в конце марта в воронежском центре культуры и искусства «Прогресс». Спектакль будет жить на два города и идти попеременно на двух площадках, но с одними и теми же исполнительницами….
Констатация поражения
О «Собачьем сердце» в московском ТЮЗе и о том, куда на самом деле катится это «яблочко».
Жить или не жить
В театре «Современник»  вышел спектакль ученицы Римаса Туминаса Гульназ Балпейсовой «Это моя жизнь» по пьесе Атола Фугарда «Здесь живут люди»  в переводе Владимира Воронина. Выбор пьесы интересный, и идет она на российской сцене не то, чтобы часто. Однако полноценной удачей…
Колеса нелюбви едут прямо по нам
И отцы и дети в спектакле режиссера Владимира Кузнецова по роману Тургенев в елецком театре «Бенефис» играют в игрушки, которые зрители собирали всем городом. Зачем режиссёру понадобились сотни мягких игрушек, и какие игры ведут к трагедиям, рассказывает Жанна Зарецкая, побывавшая…
Праздничная городская галлюцинация
На Малой сцене МХТ имени Чехова вышел спектакль по знаменитому новаторскому роману Кнута Гамсуна, принесшему ему мировую славу.  О спектакле и его постановщице Елизавете Бондарь рассказывает Наталья Шаинян.
Нерон, он же Муссолини
Кристоф Марталер поставил в Базеле «Коронацию Поппеи». В его интерпретации барочная опера Монтеверди стала остроактуальной, но не потеряла своей музыкальности и не превратилась в плакат.
Балконы театрального подполья, или Opus posthumous
В своем новом спектакле во Вроцлаве Кристиан Люпа объединил «Лето» Джона Кутзее и «Дом Бернарды Альбы» Федерико Гарсиа Лорки. И явно вдохновлялся произведениями Гойи. Но и это ещё не всё.
«Хрупкий» оказался стойким
Не так давно в Москве, на базе Театра.doc, проходил фестиваль перформативного театра «Хрупкий», его кураторы Ваня Демидкин и Артём Томилов делали все на свои средства и бесплатно. Мы решили дать слово очевидцам. Кристина Матвиенко собрала отзывы коллег и рассказала о…
Хирургия: «Собачье сердце» в «Красном факеле»
В новосибирском спектакле Романа Габриа с героями всё далеко не так ясно, как в повести Булгакова и фильме Бортко. А поклонники «Красного факела», хорошо знакомые с его труппой, будут сильно удивлены парадоксальным кастингом. При этом спектакль получился гуманистичным и очень…
Скажите, люди, когда приедет этот поезд?
В театре Пространство Внутри вышел спектакль «Петушки» по мотивам поэмы Венедикта Ерофеева. Режиссёр – Савва Савельев, художник – Саша Карпейкина. Спектакль так вдохновил студента-продюсера Егора Семахина, что он (и уже не в первый раз) решил выступить в роли рецензента. 
«Жизнь, как говорится, продолжается…»  
Михаил Бычков поставил в Воронежском Камерном театре «Провинциальные анекдоты», они отсылают зрителей к началу истории Камерного.
Точка замерзания
В БДТ вышел новый спектакль Андрея Могучего – «Холопы» по одноименной пьесе Петра Гнедича. В новейшем театре (за исключением Малого театра) она ставится крайне редко. Мы решили разобраться, почему «Холопы» снова актуальны. Запущенная зала петербургского особняка с видом на Эрмитаж…
«…но не забывайте, что вы на похоронах»
Осенью 2023 мы уже публиковали рецензию на спектакль «Клоуны» в театре «Около». Но по ряду причин решили, что к нему стоит вернуться снова.
Смеёмся мы лишь от мучений: про две лаборатории, прошедшие в конце 2023 года
Осенью 2023 года в двух разных театрах – Альметьевском национальном и Томском драматическом – случились лаборатории по комедийным текстам. Обе курировал театровед Нияз Игламов. Проекты объединил исследовательский подход к природе театрального юмора, обеспечивший занятные результаты, а также – текст Евгения…
Энциклопедия русской жизни, которая всегда с собой
В Нью-Йорке, в рамках фестиваля Under The Radar, был показан один из двух спектаклей, поставленный Дмитрием Крымовым в открытой им в 2022 году в США лаборатории.
Андрей Стадников: «Моя задача – расслышать голоса мёртвых, которые оказались затоптаны или смешаны с грязью»
В театре пространство «Внутри» показывают новый спектакль – «Гололед» Андрея Стадникова. ТЕАТРЪ. расспросил режиссера о том, как возник этот спектакль, зачем объединять «Алису в Стране чудес» с «Воскресением» Толстого и почему сегодня не стоит притягивать Шукшина в единомышленники.
02.02.2024
Лошадь на пуантах
В 2024 году впервые за тридцатилетнюю историю «Золотой Маски» спектакли – номинанты премии – не будут показаны на фестивале в Москве. Члены жюри увидят постановки на родных сценах в 20 городах России. Одна из точек маршрута – Ханты-Мансийск. «Удивительная лошадь»…
Мы не можем жить без космоса: в петербургской «Субботе» прошел V фестиваль коротких пьес Stories
Проект Stories петербургского камерного театра «Суббота» уникален по формату. Он соединяет в себе фестиваль современной драматургии и лабораторию: пьесы, отобранные ридерами-экспертами, доходят до зрителя не в форме читки, а в виде эскиза, почти спектакля. Так что публика не просто слышит…
Мотылёк и кристалл
В театре  пространство «Внутри» сыграли спектакль Андрея Родионова и Екатерины Троепольской «Нур Эскадрилья».
Памяти старого телефона
Одним из важных событий Пермской оперы в этом сезоне стала премьера «Человеческого голоса» Франсиса Пуленка и Владимира Горлинского в режиссуре Дмитрия Волкострелова.
Берегите ваши лица: «Дачники» Горького, версия 2023
Минувшей осенью в новосибирском «Старом доме» появился ещё один спектакль, имеющий прямое отношение к сегодняшней реальности. «Дачники» Никиты Кобелева по пьесе Дмитрия Богославского, радикально переработавшего текст Горького, лишились обличительного пафоса и превратились в искреннюю попытку исследовать феномен «как будто бы…
«Я смотрю, как ты прыгаешь по поводу Платонова»
 В уходящем году издательство «Новое литературное обозрение» выпустило книгу «Курс: Разговоры со студентами» – запись занятий Дмитрия Крымова с его последним ГИТИСовским курсом, расшифровку пандемийных бесед в зуме с будущими театральными художниками. С разрешения издательства ТЕАТРЪ публикует отрывок из книги.
28.12.2023
«Теперь не время помнить, советую порой и забывать»
ћ÷Пётр Шерешевский поставил в Театре Наций «Бориса Годунова» – сны о власти и российском безвременье. 
Хореограф на длинной дистанции
В МАМТе имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась мировая премьера балета «Снежная королева» на музыку Чайковского. Поставил её Максим Севагин, худрук балетной труппы, заступивший на этот пост после ухода своего предшественника, француза Лорана Илера, покинувшего Россию в феврале 2022 года.
Макбет зарезал речь
Режиссёр Елизавета Бондарь представила на Малой сцене Театра Наций премьеру – двухчасовой спектакль по мотивам шекспировского «Макбета» в обработке драматурга Анны Лифиренко – о том, что в мире, искорёженном войной, не остаётся места для будущего.
Архив блога