rus/eng

№30, 2017

№31, 2017

№29, 2017

№27-28, 2016

№26, 2016

№24-25, 2016

№23, 2016

№21-22, 2015

№20, 2015

№19, 2015

№18, 2015

Номер, посвященный новым артистам нового русского театра и судьбе самой актерской профессии в непростые для нее «постдраматические» времена.

№17, 2014

Номер об Украине и украинском театре — наша попытка понять и разобраться, что происходило в культуре близкой нам географически, этнически, всячески страны в последние 25 лет.

№16, 2014

Идея этого номера была в значительной степени порождена гомофобной истерией, которая стала вдруг нагнетаться в нашем обществе. Однако гомосексуальная тема в искусстве — лишь одна из тем номера. Не менее, а может, и более важен в нем разговор о том, как в современном театре, а заодно и в жизни вообще трансформируется тема гендера.

№15, 2013

Номер журнала, целиком посвященный «легкому жанру», открывается дискуссией о том, кому из крупных режиссеров современности он пригодился, и продолжается рассказами о самых ярких его примерах.

спецпроект в формате pdf

№13–14, 2013

В свое время мы пообещали, что не будем злоупотреблять в журнале жанром рецензий, но сезон 2012/13, оказавшийся на редкость плодотворным и в чем-то переломным (старый театр еще плодоносит, но новый все активнее заявляет о своих правах), заставил нас сделать исключение из правила.

№11–12, 2013

Сдвоенный (№11-12) журнала посвящен сакральным поискам современного театра в диапазоне от знаменитого англичанина Питера Брука до важной фигуры московского неофициального искусства Евгения Шифферса.

№10, 2013

Номер, посвященный театральному образованию, ставит вопрос: что значит быть профессионалом? И всегда ли хорошо им быть? В некоторых случаях именно энергия творческого незнания позволяет совершать в театре открытия.

№9, 2013

За последние несколько лет слово «провинция» применительно к театру все чаще утрачивает географический смысл. Вдали от метрополии вдруг начинает теплиться интересная жизнь. Именно из провинциальных городов вышли многие младодраматурги. В провинциальных городах заявляют о себе младорежиссеры, сбежавшие туда от прочно засевшего в своих креслах столичного театрального «политбюро». Поэтому нам стало интересно обозначить на современной российской театральной карте новые и старые точки силы. И не просто рассказать о важных спектаклях и режиссерах, но и зафиксировать сам дух города, уловить его genius loci.

№8, 2012

Восьмой номер журнала посвящен политическому театру и левому искусству. Он открывается текстом Алены Солнцевой о создателе «Театра.doc» Михаиле Угарове, статьей Ольги Федяниной о Брехте и ироническим эссе Антона Хитрова о МХАТе им. Горького. Кроме этого, в нем много всего не вполне театроведческого, но имеющего самое прямое отношение к театру: интервью с Кети Чухров о левом искусстве, краткий обзор истории арт-сопротивления, статья об итальянском футуризме с обширными цитатами из не переведенных на русский язык футуристических пьес. В качестве приложения к номеру вышел буклет «10 спектаклей, которые потрясли мир» о самых важных политических спектаклях второй половины ХХ века.

PDF спецпроект в формате pdf

№6-7, 2012

После реставрации исторической сцены Большого театра захотелось подробнее поговорить об эстетическом и мифологическом пространстве, в котором он существует. Молодой оперный критик из Петербурга Дмитрий Ренанский и знаменитый историк балета Вадим Гаевский с разных сторон пытаются ухватить призрак «большого стиля», обитающий в этих стенах. Протагонистом номера стал Дмитрий Черняков, а дополнительными штрихами к его портрету — рассуждения Алексея Парина об оперной режиссуре в ХХ веке и исторический экскурс Оксаны Бобрик и Ирины Коткиной о премьерах русской оперной классики за рубежом. О звездах оперной сцены вспоминает Михаил Фихтенгольц, а об опере на киноэкране — кинокритики Леонид Александровский и Ксения Рождественская. Номер получился объемным, и даже двойным. Также в нем можно найти либретто Владимира Сорокина к опере Леонида Десятникова «Дети Розенталя» и съемку фотографа Валерия Нистратова из «карманов» Большого.

PDF

№5, 2012

Программа польских спектаклей фестиваля «Золотая маска» заставила вспомнить ключевые имена польской сцены второй половины ХХ века — мы попросили об этом театроведа и историка театра Катажину Осиньску. Доброжелательно-ироничный взгляд русского критика на польскую программу, который очень точно фиксирует линию водораздела, пролегающую между нашими театральными культурами, предлагает Елена Левинская. Ревизия национальных мифов проведена полонистом и социологом Борисом Дубиным. Центральным персонажем номера стал гуру польского театра Кристиан Люпа, у которого учились многие современные режиссеры поколения 40-летних. Спектакль одного из них, Кшиштофа Варликовского, разбирает в своей рецензии-конструкторе наш редактор Олег Зинцов. Новейшее поколение польских драматургов в лице Дороты Масловской и Павла Демирского представлено в материалах Алексея Крижевского и Алены Карась. Кроме того, в номере прощание с Таганкой и подборка польских театральных плакатов как повод для разговора об искусстве плакатистов.

PDF

№4, 2011

Четвертый номер журнала в значительной части посвящен Петербургу. В своем «Путеводителе» Лилия Шитенбург проходится по главным его театральным домам. Героем номера становится лауреат Европейской Театральной премии 2011 года Андрей Могучий. Эскизы его постоянного соавтора художника Александра Шишкина представлены в спецпроекте. Приметы питерского андеграунда 80-х и 90-х, частью которого когда-то были Андрей Могучий, театр DEREVO, русский инженерный театр «Ахе» и даже театрализованные представления «Поп-механики», разбирают в кросс-интервью критики Дмитрий Ренанский и Николай Песочинский. А писатель Дмитрий Волчек делится личными воспоминаниями из бархатного подполья. Развитие традиции и возможность передачи мастерства режиссуры обсуждается в двух интервью — со Львом Додиным и с его «практикующими» учениками. Также в номере история театральной цензуры, стихи Хайнера Мюллера и театральные опыты Алистера Кроули.

PDF

№3, 2011

Главный герой третьего номера, чей портрет украшает обложку журнала — французский мим, актер и режиссер Жан-Луи Барро. Ему посвящена статья Вадима Гаевского и его же воспоминания о приезде Барро в Москву, а дополняет ее спецпроект «Дети райка» о мимах и режиссерах, вышедших (или соприкасавшихся) с двумя самыми значительными школами современной европейской пантомимы — Этьена Декру и Жака Лекока. Другие материалы номера посвящены театральному поколению России нулевых годов (статья Елены Ковальской), феномену русского стэндапа (Евгения Пищикова), реформе образования (Геннадий Дадамян) и т.д.

PDF

№2, 2011

Герой второго номера журнала — Анатолий Васильев. О его режиссерском пути, экспериментах и системе рассказывает Зара Абдуллаева. «Русский Гамлет: ХХ век» Алексея Бартошевича — попытка рассмотреть историю страны через призму интерпретаций трагедии Шекспира, а продолжает гамлетовский сюжет статья Александры Тучинской, посвященная трем современным «Гамлетам» — Валерия Фокина, Томаса Остермайера и Оскараса Коршуноваса. Чтобы не оставаться в стороне от простых человеческих радостей, бытописатель новой России Евгения Пищикова отправилась в антрепризу. А Елена Груева пересмотрела «Отелло» Някрошюса и рассказала о том, что изменилось в великом спектакле за десять лет его — и нашей — жизни.

PDF

№1, 2010

Ключевыми фигурами первого номера возобновленного журнала стали Пина Бауш и Анатолий Эфрос. О том, почему жизнь Пины Бауш, работавшей в маленьком провинциальном Вуппертале, могла бы стать сценарием для road movie, рассказала Ольга Гердт. А главный редактор журнала Марина Давыдова объяснила, почему в России не могло быть своей Пины Бауш. Главным героем спецпроекта стал Анатолий Эфрос: летом 2010, когда готовился первый номер журнала, ему исполнилось бы 85 лет. «Грубый идол труда, или 1957» Александра Соколянского — прощание с Романом Козаком и попытка нарисовать портрет его режиссерского поколения. А «Послесловие» Елены Груевой — прощание с критиком Мариной Зайонц. Другие публикации номера посвящены проблемам театрального образования, моцартовскому «Дон Жуану» Дмитрия Чернякова, противоречивой фигуре Георгия Гурджиева, выставке «100 лет перформанса» в центре современной культуры «Гараж» и т.д.

PDF