Как я провел тем и этим летом, или Путеводитель по Edutainment

Театр. решил выяснить, куда и как можно отправиться на стажировку. Советы дает Анна Ильдатова, выпускница театроведческого факультета ГИТИСа, получающая степень Master of Arts в университетах Ниццы и Франкфурта-на-Майне по стипендиальной программе Erasmus Mundus in Performing Arts.

Еще будучи студенткой театроведческого факультета ГИТИСа, я подумывала о том, что, получив диплом, нужно будет продолжить учиться, но уже в Европе. Начала искать программы, факультеты, профессоров, заказывать проспекты из университетов — во всем этом было дико сложно разобраться. В Великобритании — одно, во Франции — совсем другое, пришлось поездить, пообщаться со студентами, определиться, где какое образование и что оно может дать. Главное, что я выяснила: чтобы учиться, совсем необязательно опять куда-то поступать и сдавать экзамены. Короткие стажировки, летние школы и воркшопы благодаря своей интенсивности куда эффективнее, чем программы, растянутые на год. Еще и потому, что учеба в таких школах помогает разобраться в контексте данной страны — о чем говорят, кого читают и на чем делают акцент европейские студенты. К тому же такие стажировки — самый действенный способ объединения творческих сил: во время них складываются творческие группы, возникают замыслы совместных работ, создаются интернет-платформы для критического высказывания, а иногда рождаются целые фестивали.

Образовательные программы и edutainment (объединение слов education — «образование» и entertainment — «развлечение», которые есть и во французском, и в английском) не то чтобы стали трендом, но количество таких краткосрочных курсов за 5–10 лет увеличилось в несколько раз. Сейчас почти у каждого европейского театрального фестиваля есть свои образовательные программы, серии лекций и даже стипендиальный фонд. Как и большинство фестивалей, такие школы проводятся в теплое время года — поздней весной и летом. Продвинутые фестивали имеют отдельную образовательную программу, которая специально разрабатывается кураторами. Один из примеров такого подхода — школа при фестивале танца ImPulsTanz или школа при театральном фестивале Berliner Theatertreffen.

В таких школах упор обычно делается на обсуждение спектаклей, показанных в рамках этого же смотра, и на разговоры с кураторами, актерами и режиссерами. Эти школы организованы как раз не для критиков, как можно подумать, но чаще всего для молодых практиков.

А вот, кстати, несколько практических советов для тех, кто решил отправиться на стажировку.

1.

Европейские школы или программы чаще всего практически бесплатны. Но все остальные расходы студенту придется покрывать самому. Если вы подыскали конференцию или серию лекций, всегда нужно спрашивать, могут ли организаторы посоветовать фонд, который покроет расходы участника. Плата за саму программу может колебаться от 100 до 300 евро. Если серия лекций стоит 700 евро и жилье все равно не входит в эту стоимость, то это слишком дорого. Если, конечно, это не коммерческая структура, как, например, языковые курсы. Программы обычно живут не за счет студентов, а за счет грантов, спонсоров и субсидий. Если их нет, стоит задуматься. С началом кризиса европейское правительство сократило большое количество расходов на культуру и образование. Так, программа Erasmus, которая занимается не только обменом европейских студентов, но и спонсирует многие инициативы стран Европы, существенно урезала свой бюджет. Ходят слухи о полном закрытии стипендиальных программ для неевропейцев. Из-за кризиса приостановила свою работу замечательная летняя школа в Эпидавре, где десять лет подряд филологи-классики, театральные практики и теоретики выясняли, кто лучше понимает античную драму. Это школа, кстати, была одной из лучших, где мне довелось побывать.

2.

В США почти что у каждой серьезной институции есть короткий курс, который часто посвящен очень конкретной теме или профессиональному навыку, которому, как обещано, вас научат за две недели. Летние школы и короткие курсы в Штатах стоят по студенческим меркам дорого — чаще всего от одной до десяти тысяч долларов. Помимо взноса за участие, придется оплатить страховку, взнос за то, что ты не зарегистрирован в университете и еще много всяких странных пожертвований в фонд и без того богатого университета. Но, конечно, участие в таких программах — вопрос престижа и строчки в резюме, за которую иногда стоит и заплатить.

3.

Как подобрать театральную школу? Даже при существовании Google, информация распространяется крайне плохо. В Google вы сможете найти разве что актерские курсы где-нибудь в штате Висконсин. Лучше всего регулярно следить за обновлениями на сайтах театральных фестивалей, а если вам приглянулась какая-то программа, но информации по текущему году нет, сразу начинать писать письма. Многие известные летние школы, как упомянутая выше школа фестиваля ImPulsTanz, принимает заявки только до декабря. Поэтому начать планировать поездку стоит заранее. А еще стоит быть готовым к тому, что нужно будет предоставить мотивационное письмо и рекомендации от профессоров или работодателей. В таком письме обычно просят кратко изложить, почему вы хотите поехать именно в эту школу и, самое главное, почему вы считаете, что должны учиться.

4.

Проблема, с которой сталкивается большинство студентов, отправляющихся учиться за границу, — это предоплата. Для многих курсов это обязательное подтверждение участия, часто просят прислать чек (во Франции) или перевести деньги на счет института или фестиваля. Лично мне два раза удавалось уговаривать организаторов, и они под честное слово разрешали приезжать без предоплаты — уже на месте я переводила им наличные через банк. Проблема в том, что переводить деньги за рубеж очень и очень дорого. Если ваш взнос стоит 100 евро, то обычный банк возьмет с вас те же 100 евро за перевод. Но у каждого банка свои правила, так что альтернатива возможна почти всегда.

5.

Обычно рабочим языком программ является английский (если, разумеется, вы не отправляетесь во Францию). Не бойтесь, что вам будет сложно понять лекции или объяснить вашу точку зрения на другом языке, — после двух-трех больших обсуждений вы не заметите, как начнете говорить сами с собой на английском, а во сне попытаетесь сформулировать то, что не удалось высказать днем. В любом случае, нужно с чего-то начинать.

6.

И последнее: пожалуйста, позаботьтесь, чтобы у вас была виза. Организаторы, конечно, согласятся вам помочь, подпишут все бумаги и так далее. Но лучше не рисковать. Приведу историю из собственного опыта. В 2010-м меня пригласили в Гамбург на междисциплинарную программу-симпозиум Performing Politics. С рабочими группами, состоящими из художников, архитекторов, критиков, режиссеров, и с лекциями лучших немецких теоретиков театра. С большими трудностями организаторам удалось выбить стипендию DAAD (Германская служба академических обменов) в 500 евро для нескольких международных студентов, в том числе и для меня. Уже в июне я знала, что принята и поеду, мне отправили приглашение, которое вот уже месяц упорно не приходило. А очередь в немецкое консульство все росла. И тогда я придумала способ, как обойти очередь: пришла в московский офиc DAAD и попросила оформить визу через них. Мне ничего не объяснили, но забрали паспорт. Больше от консульства вестей не было. Паспорт с отказом мне вернули, когда школа уже пять дней как началась, при этом такого омерзительного приема, как в русском DAAD, я не встречала еще никогда. Когда организаторы школы начали отправлять факсы и запросы в немецкое консульство и в представительство DAAD, им никто не отвечал. По горячей линии консульства в Москве им вообще сказали, что для того, чтобы получить срочную визу, я должна быть мертва. Немецкий профессор, к которому я тогда так и не смогла приехать, в этом году стал руководителем моей магистерской диссертации, но эту историю вспоминает до сих пор. Так что, если уж вас приняли в школу, сделайте все заранее.

7.

И, наконец, самое интересное. Мы подобрали несколько школ, а также несколько ресурсов, где можно регулярно узнавать о конференциях, резиденциях или стажировках.

Сайт Международного отдела СТД — лучший ресурс с подборкой образовательных программ, стажировок и резиденций, я регулярно туда заглядываю. Особый бонус:
сайт сделан на русском языке.

Немецкий сайт www.theaterforschung.de, посвященный театральным исследованиям, рецензии на новые книги, информация о конференциях, стажировках и стипендиях.

Летние школы в США

The Mellon School of Theater and Performance
Research at Harvard University

Summer in New York City, Tisch School of Arts / Dance, Design for Stage and Film, Performance Studies etc.

UCLA

Eugene O’Neil Theater Center, National Critics Institute

Школы Европы

Курс французского во время театрального фестиваля в Авиньоне (при Авиньонском университете)

Berliner Festspiele/Theatertreffen, Staging Publicness — три программы на выбор от ведущих театральных профессионалов, включая Штефана Кэги. Возможность получить стипендию.

Eastern European Performing Arts Platform — помимо множества интересной информации на сайте, у них есть своя летняя школа, так что следите за обновлениями.

Spoleto Festival School

Летняя школа фестивального менеджмента от ассоциации IFEA

Ruhrtriennale — фестиваль под руководством Хайнера Геббельса каждый год проводит программу Festival Campus. Фестиваль начнется в августе. В контактах вы найдете мейл организатора студенческой программы.

Летняя академия ассоциации EATC — художественным руководителем этой ассоциации и школы значится Юрий Альшиц, выпускник ГИТИСа и известный в Европе педагог по режиссуре.

Программа для аспирантов и докторантов от Театральной академии в Хельсинки.

Летняя школа от Университета искусств в Берлине, отличные воркшопы по актуальному жанру «сторителлинг»

Большая подборка летних танцевальных школ есть на сайте www.danceeurope.net.

Комментарии
Предыдущая статья
Факультеты нужных вещей. Опрос студентов театральных вузов 26.09.2013
Следующая статья
Путеводитель по детским театральным студиям Москвы 26.09.2013
материалы по теме
Архив
Эволюция или революция? Как и чему будут учить в новых театральных школах
Одна из новых важных тенденций в российском театральном образовании — создание независимых структур, предлагающих альтернативу традиционным творческим вузам или диалогическое дополнение к их программам. ТЕАТР. расспросил режиссеров Андрея Могучего, Виктора Рыжакова и Константина Богомолова, для чего они решили создать эти структуры и что их не устраивает в уже существующей системе.
Архив
Три этюда о Петре Фоменко
Петр Фоменко не создал новой театральной системы, но основал самую заметную и влиятельную в постсоветском театре школу. Не задаваясь целью охватить все результаты этой гигантской работы, мы решили для начала сделать своеобразный триптих, посвященный выдающемуся педагогу и режиссеру. Это пока…