Факультеты нужных вещей. Опрос студентов театральных вузов

«Я бы уволил половину академии», «До уровня высшего образования это не дотягивает», «Я бы ввел в курс обучения математику», «В идеале — греческий или хотя бы латынь»… Театр. провел опрос среди студентов театральных вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Ярославля. Всем им был задан вопрос: «Чего вам не хватает в обучении и что бы вы изменили в учебном процессе?»

Как показали результаты, 34 из 43 опрошенных хотели бы что-то изменить, причем подавляющему большинству не хватает знаний в области современного театра. А еще — более тесного взаимодействия между разными факультетами в рамках своего же вуза. Девять опрошенных хотели бы оставить все как есть. Наибольшее неудовольствие процесс обучения вызывает у студентов сценографических и театроведческих факультетов, а самыми довольными оказались студенты режиссерского факультета ГИТИСа. Театр. публикует некоторые ответы.

Факультет сценографии

— Мы проводим пять лет в собственном мире мастера. Нам не показывают, что театр бывает не только таким, каким его видит педагог, что есть еще сотни разновидностей. Не хватает практической работы. Курсовые работы очень не похожи на то, чем нам реально предстоит заниматься.
Вуз не занимается тем, чтобы студенты делали что-то на живых площадках. Участие в лаборатории — личное дело студента, это никогда не происходит по инициативе университета. Поэтому, когда он встречается с настоящими режиссерами, актерами, завпостами, он просто бьется головой о стенку. Хотелось бы поработать и с людьми из смежных областей искусства — кинорежиссерами, сценаристами, графиками.
Я бы ввела лекции по современному искусству — перформансу, кино, новому театру. Показывала бы видеозаписи спектаклей. Студенты не знают мирового контекста. (ГИТИС)

— У нас проблемы с рисунком и композицией, а ведь это главное в образовании художников. Надо ходить в театр и кино, ездить в разные страны на пленэры, выставки и фестивали. Студентов точно надо отправлять на Пражскую квадриеналле по сценографии. У нас контекст мирового театра попросту игнорируется. (ГИТИС)

— В академии не так много преподавателей, скорее даже единицы тех, кто знает, что происходит с театром вне России или даже вне Петербурга. Мне очень не хватает информации о современном европейском театре. (СПбГАТИ)

— Мне не хватает практики, реализации своих постановочных идей. Конечно, это связано с финансированием, но все-таки можно было бы в плановом порядке реализовать за время учебы один-два спектакля, сделанных совместно со студентами актерами и режиссерами. Еще хотелось бы больше семинаров по современному театру. Мне кажется, театральная система «художник —> завпост —> цеха» уже отжила свое и не является живой. Когда студентам внушают этот алгоритм 60-х, то смещают акцент с главного: форма работы художника должна быть продиктована содержанием спектакля. Я бы добавила в процесс обучения дополнительные мероприятия, подразумевающие реализацию идей студентов (постановка спектакля, проведение театральных акций, участие в фестивалях, мастер-классы и т. д.). А также дополнительные часы для семинаров по современному театру и современному искусству. (СПбГАТИ)

Театроведческий факультет

— Мне очень не хватает подробных истории и теории искусства XX и особенно XXI века (не только театра!), не хватает обсуждения реальных тенденций современного театра. Не хватает философии постмодерна, обществознания, основ журналистики. Я не понимаю деления истории театра и вообще любой истории на русскую и зарубежную — процесс-то един. Я за то, чтобы синхронизировать абсолютно все курсы и проходить по всем предметам сначала только Античность, потом только Средневековье и т. д. Причем, на мой взгляд, последним пятидесяти годам должно уделяться больше внимания, чем всему остальному. (ГИТИС)

— Было бы неплохо создать видеотеку с записями спектаклей, очень часто не хватает визуального компонента при изучении советского и зарубежного театра. Совершенно нет занятий, на которых бы студентам помогали осваивать профессию пресс-секретаря или завлита. Нас не учат писать пресс-релиз, работать с прессой, с дизайнерами, не учат маркетингу и многому другому. Не хватает информации о зарубежных стажировках, вузовских обменах. (ГИТИС)

— Не хватает юридической стороны дела. Хотелось бы узнавать больше не только о работе завлита, но и о других театральных профессиях. Иначе — более-менее четкое представление о режиссерах и актерах, остальное за кадром. У студентов заочного отделения не хватает практики — хотелось бы прорабатывать проблемы профессии не только в аудитории.

Я добавила бы больше часов не только на изучение современного состояния театра — это само собой разумеется, но и на античность. В идеале — греческий или хотя бы латынь. (ГИТИС)

— Не хватает практических занятий — не семинаров по критике, а таких, как практика в театре: чтобы стало понятно, кто такой театровед. Чтобы понять какого театроведа учить, надо понять, какой театровед нужен. (СПбГАТИ)

— Наше образование слабо привязано к реальной жизни. Полезнее учиться писать короткие, интересные тексты, которые будут читать, а не длиннющие никому не нужные статьи. Хочется, чтобы студентам давали больше ремесла, нам нужно оттачивать навыки — как актерам, у которых почти каждый день занятия по сценическому движению и вокалу. А у театроведов даже стилистика идет всего полгода, как же мы научимся писать? (СПбГАТИ)

— Мне нравится позиция Фокина — Чепурова — Могучего: всем театральным профессиям нужно обучать под одной крышей. То, что театроведы сидят в своей келье, занимаются бессмысленным теоретизированием и не щупают руками профессию, очень понижает их ценность на рынке труда. Фактически, после окончания вуза каждый театровед должен заниматься самообразованием, потому что в академии ничему практическому не учат. Все практики, которые проходят студенты факультета, смехотворны и представляют собой просиживание штанов в редакции или в театре — бессмысленное шатание по коридорам и перекладывание бумажек. А что бы я изменил? Я бы уволил половину академии и убрал бессмысленные предметы, которые очень плохо преподаются, заполнив освободившееся время практикой и дисциплинами, которые преподаются хорошо. (СПбГАТИ)

Режиссерский факультет

— Я не могу сказать, что мне чего-то не хватает в обучении. Педагоги по всем предметам — личности и высокие профессионалы. Они вложили в нас свои знания и опыт, а кто и как все это впитывает — личное дело каждого. В вузе, мне кажется, вообще не должны заставлять учиться. Ты уже взрослый человек и обязан обучаться сам. Тебя должны только направлять и учить мыслить. (ГИТИС)

— Я так люблю свой вуз, что ничего, наверное, менять не стал бы. Я не знаю, как на других факультетах, но на актерском отделении режиссерского факультета все лояльно и демократично. Хотя очень жду, когда мой дом станет частным, с бюджетными местами. Мы все занимались бы тем, чем хотим, редактировали бы свое образование так, как хотим. (ГИТИС)

— Не хватает только одного — распределения академией режиссеров-дипломников по театрам. Мне было очень сложно найти место для постановки дипломного спектакля. А процессом обучения и мастерами я довольна. (СПбГАТИ)

— Режиссерам не хватает знаний в технической области: как работать со светом, эффектами, оборудованием… Также мы не знаем ничего о менеджменте. Мы занимаемся только Искусством, сидим в башне из слоновой кости. Еще жалко, что на курсе не всем дают возможность работать. Появляются звезды курса, которые получают и роли, и внимание мастеров. Про остальных забывают или не дают им шанса. Еще не хватает пространства для личной работы, так как мы должны работать по плану мастеров. А ведь режиссер развивается, когда творит свой спектакль. У актеров есть непонимание работы с телом — они могут красиво танцевать вальс или танго, но при этом не способны строить пластический образ роли.

Не хватает актеров и режиссеров, которые могли бы работать разными методами, все заточены под своего мастера. (СПбГАТИ)

Факультет актерского мастерства

— Мне не хватает работы с современным материалом и знаний в области сегодняшнего театра. Не хватает лабораторий и взаимодействий с другими театральными вузами. Не хватает выездов на фестивали. Не хватает работы с разными режиссерами. Фактически, мы имеем очень поверхностные знания о работе в театре, так как воспитываемся в условиях теплицы. (Новосибирский государственный театральный институт)

— Я всерьез считаю, что в первую очередь нам не хватает выходного дня. Почему? Потому что человеческая природа требует отдыха. А у нас выходных либо нет, либо они стихийные — студенты сами их себе создают, заболевая, например. Один выходной в неделю повысил бы качество обучения и улучшил бы физическое и моральное состояние студентов. Например, если бы в воскресенье вуз закрывался бы на замок. (ГИТИС)

— У нас нет сплоченности. Мы один вуз, но каждый сам по себе, все друг другу волки, нет дружбы между курсами и факультетами! Не хватает молодых и креативных педагогов, мастер-классов, свободы слова и действий, творчества и здорового хулиганства, подчеркиваю — здорового! Да и просто помещений не хватает. Я поменял бы действующую власть. Сменил бы часть деканов. А еще нужен адекватно работающий студсовет. Я бы попытался наладить дружбу с другими творческими вузами, ввел обучение студентов по обмену — не формальное, а настоящее, как на Западе. И не только студентов, но и педагогов. (ГИТИС)

— Не хватает теории. Да-да. Я говорю сейчас не про историю театра или историю литературы — с этим все отлично. Я говорю о теории через практику. Думаю, многим студентам необходимо объяснить, что та школа, которую они получают, — это одна из существующих систем и имя ей «действенный анализ». Мне кажется, проблема — в плохой информированности студентов о существовании разных театральных систем, отсюда все беды: споры о том, что хорошо, что плохо, как должно быть и т. д. Многие вообще плохо образованы даже в рамках только одной системы. Думаю, необходимо, чтобы студент, выпускаясь из театрального вуза, имел представление об истории мирового театра, но не только в теории, но и на практике. Ко всему прочему, я бы ввел в курс обучения математику. Математика — гимнастика ума, она приучает к точности. (СПбГАТИ)

— Не хватает строгости, дисциплины.Мне кажется, что нас слишком разбаловали, распустили: ребята позволяют себе не ходить даже на такие предметы, как танец, движение, речь. Потому что видят, что за это ничего не будет, что все равно все получат зачет. Потому что педагоги позволяют садиться себе на шею. Я ни в коем случае не оправдываю студентов, проблема, конечно, и в нас. Но педагоги могли бы, мне кажется, взять инициативу в свои руки. (СПбГАТИ)

Продюсерский факультет

— Не хватает в обучении, прежде всего, реального взаимодействия между факультетами. Наше руководство любит повторять, что мы учимся вместе с будущими представителями всех театральных профессий, но мы не пересекаемся в институте! В общежитии больше шансов завязать дружбу и деловые связи с другими факультетами. Не хватает мастер-классов и встреч с театральными деятелями. На старших курсах часть предметов я сделала бы выборной. Я планирую заниматься драмой — зачем мне технология создания мюзикла? (ГИТИС)

— Университету не хватает авторитетного лидера. Это должен быть в первую очередь хороший театральный менеджер — не режиссер, не театровед и не человек, назначенный сверху. Важно иметь мощный информационный центр, который собирал бы информацию со всего театрального мира, начиная со сведений о театральных фестивалях и заканчивая базой свободных вакансий.

Государство должно финансировать университет на 49%, остальное — это спонсоры и благотворители. Нам не хватает PR-отдела, который бы занимался работой со спонсорами. В ГИТИСе есть театральные лидеры, но они руководят своими мастерскими, они работают на себя, университет для них — всего лишь средство. Они существуют автономно от других мастерских и факультетов — я бы изменил подход.(ГИТИС)

— На четвертом курсе каждый менеджер должен был бы организовать театральное мероприятие. Пусть разовое, например гастроли, под контролем академии или театра, взявшего студента на практику. В общем, необходимо прохождение всех кругов — от рекламы до продажи билетов и составления отчетов. Потому что сейчас продюсеры в нашей академии не знакомы с театральной реальностью. (СПбГАТИ)

Факультет театра кукол

— Мне не хватает свежести. Я учусь на курсе при театре. С одной стороны, это хорошо: имеешь более реальное представление о профессии, с другой — впитываешь только свою школу. Не хватает встреч, мастер-классов, людей, обмена опытом между мастерскими. Искать себя и то, что близко именно тебе. Потому что в 18 лет, когда поступаешь, ничего не знаешь о театральном мире, а потом попадаешь в кабалу своей мастерской.

Не хватает образования. Хотя в программе обучения вроде бы и есть теоретическая база, но она больше в расписании, чем на деле, — для актеров так вообще для галочки, до уровня высшего образования не дотягивает. И конечно, здание нашей академии очень плохо приспособлено для занятий. Беда с танцевальными залами: где это видано, чтобы танцем можно было заниматься в аудитории без зеркал? (СПбГАТИ)

В подготовке опроса приняли участие студент ГИТИС Антон Хитров и студентка СПбГАТИ Елизавета Снаговская.

Комментарии
Предыдущая статья
Это чума, чувак 25.09.2013
Следующая статья
Как я провел тем и этим летом, или Путеводитель по Edutainment 25.09.2013
материалы по теме
Архив
Эволюция или революция? Как и чему будут учить в новых театральных школах
Одна из новых важных тенденций в российском театральном образовании — создание независимых структур, предлагающих альтернативу традиционным творческим вузам или диалогическое дополнение к их программам. ТЕАТР. расспросил режиссеров Андрея Могучего, Виктора Рыжакова и Константина Богомолова, для чего они решили создать эти структуры и что их не устраивает в уже существующей системе.
Архив
Три этюда о Петре Фоменко
Петр Фоменко не создал новой театральной системы, но основал самую заметную и влиятельную в постсоветском театре школу. Не задаваясь целью охватить все результаты этой гигантской работы, мы решили для начала сделать своеобразный триптих, посвященный выдающемуся педагогу и режиссеру. Это пока…