Блог

Опреснённый миф
В октябре в оперном театре Лозанны впервые в истории состоялась премьера главной швейцарской оперы мирового репертуара. Ника Пархомовская рассказывает о том, почему «Вильгельм Телль» в постановке Бруно Равеллы – стопроцентно швейцарский.
Тайны магрибского двора
В конце октября после двухлетнего ремонта открылась основная сцена Красноярского ТЮЗа. На открытии показали  премьеру в постановке главного художника театра Даниила Ахмедова «Аладдин. Сын портного». О спектакле — Анна Шалунова.
Последняя сказка Уила
В Самарском ТЮЗе, он же СамАрт, прошла премьера спектакля «Буря» в постановке Мурата Абулкатинова. Из всех пьес Шекспира режиссер выбрал самую противоречивую и бурную, с множеством вопросов, на которые сложно найти ответы.
«Гамлет» как летопись времени
В преддверии своего 85-летия Юрий Погребничко выпустил «Гамлета». Короткий – чуть больше часа – и прозрачно-незамысловатый с виду спектакль, основанный не столько на трагедии Шекспира, сколько на знаменитом фельетоне Власа Дорошевича, стал новым размышлением театра «Около дома Станиславского» о смерти…
Все мыши попадают в рай
Новосибирский театр «Старый дом» открыл сезон премьерным спектаклем «Цветы для Элджернона» по одноименному роману американца Дэниела Киза. Роман стал одним из самых популярных и увенчанных наградами литературных произведений XX века из разряда science fiction, над которым до сих пор рыдают…
Не место красит человека, а человек – место: в Нижнем Новгороде осваивают site-specific
В августе в Нижнем Новгороде прошел «СПЕЦИФИК» – первый в этом городе фестиваль site-specific театра. Показы эскизов проходили два августовских викенда, о первой части  рассказывает Анастасия Ильина.
Монологи радикальной нежности
Этим летом Дмитрий Волкострелов дважды ставил спектакли на ГЭС. Второй раз – не в московском Доме культуры на Болотной (где в июле состоялась его премьера «Закат»), а под Суздалем на театральном фестивале «Сенокос». О спектакле «Монологи про Суздаль и повседневность»…
Хлеб и вино, или Записки посмотревшей
В Риге продюсерская компания EntracteInternational и продюсер Инна Крымова выпустили спектакль «Записки сумасшедших». О новом сценическом сочинении Дмитрия Крымова, поставленном для Чулпан Хаматовой и Максима Суханова, рассказывает Ирина Кузьмина.
Бес взят
В «Сатириконе», на сцене Дворца на Яузе, вышла премьера спектакля «Как Фауст ослеп». Режиссёр Сергей Тонышев рискнул представить собственную сценическую версию трагедии Гёте – своеобразную «операцию над душой».
Осторожно, вампиры!
Екатеринбургская драма открыла сезон премьерным «Дракулой» Даниила Ахмедова – изобретательным  пластико-драматическим спектаклем несказанной красоты, в котором всё иначе, чем у Копполы и Брэма Стокера, – потому что время сильно откорректировало наше восприятие зла и наши представления о том, как с…
Хронотоп бесконечной России: Борис Рыжий и другие
В конце прошлого сезона Семён Серзин выпустил два новых спектакля в Москве и Петербурге, а ещё прежде – две работы в основанном им питерском «Невидимом театре». Все вместе они обозначили режиссёрскую «смену вех», но ещё больше — измерили температуру времени….
Петербургский стиль: к 90-летию Николая Мартона
Сегодня в Александринке чествуют артиста столь же легендарного, сколько  остро и даже дерзко современного, отважного, удивительно  гармоничного – Николая Сергеевича Мартона. Отмечать  юбилей он будет не восседая на троне в центре прославленной сцены, а работая – в спектакле Валерия Фокина…
“Волшебная гора” на фоне катастроф
В Зальцбурге прошла премьера «Волшебной горы» – это копродукция знаменитого фестиваля с Молодежным театром Вильнюса. Инициатором проекта стала Марина Давыдова, в прошлом году вступившая в должность программного директора драматической части фестиваля. Литовская премьера намечена на 20 сентября. На австрийской побывала…
За окошком на фоне заката
С середины лета и до 2 сентября в «ГЭС-2» можно было посмотреть на «Закат» в постановке Дмитрия Волкострелова. Точнее, на «человеческий ландшафт на фоне закатного неба» и актёров за стеклом, разговаривающих текстами Павла Пряжко. Замысловатая незамысловатость, характерная для драматурга и…
«Аида» в каменном карьере
Лето в Австрии – сезон фестивалей. Практически в каждом уважающем себя городе можно увидеть драматические или танцевальные спектакли, послушать оперы и оперетты. На одной из важных премьер,  «Аиде» Джузеппе Верди – побывала наша корреспондентка.
Кушать подано
Начиная с марта 2024 года в Москве появился необычный городской аттракцион – иммерсивный гастроспектакль «Рийстафель, техно и страна чудес». О нём рассказывает Анастасия Ильина.
Коллективный сон, ставший явью
В июле в «ГЭС-2» прошли показы спектакля «Лаборатория сна» с участием незрячих, слабовидящих людей и зрячих профессиональных актеров. О премьере  рассказывает одна из участниц фестиваля, Анна Шалунова.
Дом окнами на войну
На фестивале в Экс-ан-Провансе показали дилогию о доме Атридов в постановке Дмитрия Чернякова.
Век воли не видать: лаборатория о расказачивании в бывшей станице
В сверхмалом кубанском городе Усть-Лабинске, который до 1958 года имел статус станицы, прошел фестиваль казачьей культуры «Александровская крепость». Его центральным событием  стала театральная лаборатория об одной из российских национальных трагедий – расказачивании.
Любить по-царицынски
В конце нынешнего сезона Мобильный Художественный Театр выпустил вместе с музеем-заповедником Царицыно аудиоспектакль-прогулку «Царицыно. Про любовь». Про любовь, которая возникала в тени многовековых деревьев; разгоралась на знойном летнем солнце и которую пытались затушить в холодных водах царицынских прудов.
Традиционные ценности средневековья в одном отдельно взятом Брабанте
В Венской государственной опере вышел «Лоэнгрин » Вагнера в постановке Йосси Вилера и Серджо Морабито. Наталье Якубовой показалось, что спектакль вышел совсем не о том, о чем хотели рассказать постановщики.
Моцарт, прочитанный как Шостакович
В Театре Базеля – премьера. Здесь поют и танцуют отложенный из-за пандемии «Реквием» Ромео Кастеллуччи. О б этом спектакле  и о том, что роднит его с исполнением струнных квартетов Шостаковича – Ника Пархомовская.
Космическая одиссея: «Ломоносов Фест»-2024 вышел на орбиту
Проект Архдрамы «Ломоносов Фест» стартовал год назад как единственный в стране театральный форум на перекрестке искусства, науки и технологий. И если первый фестиваль выглядел больше заявкой, то «Ломоносов Фест»-2024 сделал мощнейший рывок и фактически преодолел земное притяжение: ¾ афиши заняли…
Мир – Миф – Риф
В «Таком театре» вышел спектакль Бориса Павловича. О нём рассказывает третьекурсница театроведческого факультета ГИТИСа Катерина Кукушкина.
«Долго жил. Много видел…»: пять встреч с Инной Соловьёвой
Вчера все мы прощались с Инной Натановной. Но воспоминания о ней и необходимость диалога с ней (теперь – как горько это сознавать! – только внутреннего диалога) не кончаются. «ТЕАТРЪ» публикует записи театроведа и журналистки Лизы Кешишевой, которые она вела с…
Крымов. Сны
Дмитрий Крымов выпустил ещё один спектакль в Литве, в драматическом театре Клайпеды. Его посмотрела Евгения Шерменева.
Кама Гинкас: «Пушкин меня спас. Буквально – спас!»
Сегодня в московском ТЮЗе – премьера, выпущенная совместно с театральным агенством «Арт-Партнер ХХI». Накануне Кама Гинкас рассказал нашей корреспондентке, что для него значит Пушкин и когда он прочел его по-настоящему. А ещё  о том, как он стал персонажем книги своего…
29.05.2024
«Показательная бойня» в спектакле Кшиштофа Варликовского и другие неприятные пьесы
В Лодзи в тридцатый раз прошел «Фестиваль приятных и неприятных пьес». Его название и сегодня звучит занятно, хотя приятности от настоящего искусства, кажется, никто уже не ожидает. В программе были, например, такие спектакли, как «Матери. Песнь военного времени» (режиссёрка Марта…
Мурат Абулкатинов: «Театр должен быть сентиментальным»
Режиссёр, чей спектакль «Десять посещений моей возлюбленной», стал одним из хитов этого сезона, ответил на вопросы нашего корреспондента.
Наполеон уже не торт
Гоголевская «Женитьба» известна театралам уже в стольких сценических интерпретациях, что очередную премьеру идут смотреть с ожиданием: что нового? Как режиссёр видит историю Подколесина и Агафьи Тихоновны, которых тщится поженить Кочкарев, как трактует мотивировки героев, как выстроит череду женихов, каков будет…
Архив блога