rus/eng

Сто лет Большой аудитории

18 мая Политеатр закрыл свой второй сезон поэтическим концертом Happy 60’s. Этот ностальгический вечер, посвященный золотому веку Политеха — поэзии Ахмадулиной, Евтушенко, Вознесенского, Рождественского — стал своеобразным прощанием с Политехом, летом музей закроется на реконструкцию.

«Театр.» тоже решил вспомнить историю легендарной Большой аудитории и опубликовать выдержки из воспоминаний современников, газетных публикаций, объявлений и афиш, собранных сотрудниками музея.

Политехнический музей был открыт высочайшим повелением императора Александра II в конце 1872 года. Основой его коллекции стали экспонаты Всероссийской Политехнической выставки, посвященной 200-летию со дня рождения Петра I. Сначала музей находился на Пречистенке. А спустя пять лет, в 1877 году на Новой (Лубянской) площади было открыто центральное здание музея в русско-византийском стиле по проекту И.А.Монигетти. Коллекции переехали на свое постоянное место, но строительство продолжалось еще 30 лет. В 1896 году было возведено правое крыло, в 1907 — левое, куда вошла ставшая вскоре знаменитой Большая аудитория.

Зал, сконструированный по проекту инженера А.А.Семенова, был обрамлен стеклянным куполом и большим окном на потолке, который не уцелел во время войны. Фасад был украшен панно Г.И.Макеева, символически изображавшим сельское хозяйство, просвещение и заводской труд. Первоначально эти росписи были приняты в штыки членами комитета по строительству, они даже требовали уничтожить «дурно написанные картины». Автору грозили штрафом, но он сумел отстоять свою работу.

1907

1 августа завершились основные работы по отделке новой аудитории на 842 места.
Первая лекция была прочитана от Общества Народных Университетов 11 октября 1907 г.. За первые 50 дней прошло 59 лекций и чтений, которые посетило 27660 человек.

1908

Лекция А.М. Коллонтай «Семейный вопрос в свете научного социализма».
Первый Всероссийский съезд кооператоров.

1909

Лекция ученого-биолога И.И. Мечникова о кишечной флоре человека. Огромная аудитория не могла вместить всех желающих послушать нового Нобелеского лауреата.
На XII съезде естествоиспытателей и врачей выступают В.В.Сапожников с докладом о работе в Монгольском Алтае и В.И.Вернадский с тезисами, положившими начало новой науке — геохимии.

1910

Лекции Н.А. Морозова «В поисках философского камня» и «О комете Галлея».
II Всероссийский съезд ветеринарных врачей.
XI Всероссийский съезд старообрядцев.

1911

1-й Всероссийский съезд деятелей кинематографии.
Съезд психиатров и невропатологов.

1912

В феврале в Большой аудитории состоялся диспут объединения московских художников «Бубновый валет».
«В программе значились три доклада: Кандинского, Давида Бурлюка „О кубизме и других новых направлениях в живописи“ и Кульбина „Новое искусство как основа жизни“. На кассе задолго до начала красовался аншлаг, но публика, преимущественно учащаяся молодежь, не успевшая запастись билетами, упорно не желала расходиться, так что для наведения порядка пришлось вызвать особый наряд полиции».
Бенедикт Лившиц «Полутороглазый стрелец»

2 апреля полярный исследователь Г.Я.Седов выступил в Большой аудитории с докладом о подготовке экспедиции на Северный полюс.

1913

24 февраля левые художники устроили диспут о современной живописи, поводом к которому послужил случай в Третьяковской галерее, когда маньяк изрезал полотно Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Доклад Максимилиана Волошина «О художественной ценности пострадавшей картины» вызвал настоящий скандал. Оскорбленный Репин тоже пытался выступить, но «не выдержал, его освистали, и он убежал».
Давид Бурлюк «Фрагменты из воспоминаний футуриста»

5 апреля редакция журнала «Маски» провела диспут на тему «Кто победит: кинематограф или театр?».

Летом в Политехническом была назначена очередная лекция молодого, но уже известного в литературных кругах критика Корнея Чуковского о футуристах.
«Маяковскому запретили выступать на диспуте в желтой кофте. Но Корней Иванович сумел пронести эту кофту в музей, а на лестнице передал Маяковскому. Поэт натянул ее на себя и эффектно проследовал в зал, чтобы сражаться с тем же Чуковским…».
«Живой Маяковский» // «Южная правда» (г.Николаев) 1982 г.

Лекция Давида Бурлюка «Пушкин и Хлебников» с выступлением самого Хлебникова.
Доклад Анатолия Дурова «О смехе и жрецах смеха».

1914

Началась первая мировая война. В Политехническом музее все основные аудитории были отведены под лазареты и подсобные помещения.

«В октябре в Большой аудитории Бурлюк, Каменский и Маяковский выступили на тему „Война и искусство“. Лекция успеха не имела, и футуристы потерпели финансовые убытки. Для художников и поэтов наступили трудные дни…».
Маруся Бурлюк «Начало было так далеко»

Однако концерты Игоря Северянина как и прежде собирали полные залы, а цены на них были «почти шаляпинские».
«… На эстраду вышел человек в черном сюртуке, прислонился к стене и, опустив глаза, долго ждал, пока не затихнут восторженные выкрики и аплодисменты. К его ногам бросали цветы — темные розы. Но он стоял все так же неподвижно и не поднял ни одного цветка. Потом он сделал шаг вперед, зал затих, и я услышал чуть картавое пение очень салонных и музыкальных стихов…
Было дико и странно слышать эти слова в те дни, когда тысячи русских крестьян лежали в залитых дождями окопах и отбивали сосредоточенным винтовочным огнем продвижение немецкой армии…..».
Паустовский Константин «Беспокойная юность»

1915

24 ноября — концерт Сергея Рахманинова в память о кончине Александра Скрябина.
8 декабря — последнее выступление Ивана Бунина в Москве.

1916

Летом Владимир Маяковский приехал из Петербурга, где служил в армии, в Москву. В Политехническом он впервые читал свою поэму «Облако в штанах».

«…Я был в Большой аудитории днем, когда Маяковский читал здесь „Облако в штанах“ и, насколько помню, отрывки из „Войны и мира“, запрещенные цензурой. В первом ряду сидел знакомый москвичам полицейский пристав Строев, на его мундире красовался университетский значок — редкостное украшение у полицейского чина. Как-никак человек с университетским образованием, окончивший курс по юридическому факультету, рассчитывал быть адвокатом или, в худшем случае, судейским чиновником, и вдруг — полицейский пристав…. Так что присутствие этого пристава никого особенно не тревожило, но странно было, что он держал в руках книгу и, пока читал Маяковский, не отрывался от нее. Вдруг в середине чтения он встал и сказал:
— Дальнейшее чтение не разрешается.
Оказывается, он следил по книге, чтобы Маяковский читал только разрешенное цензурой, когда же Владимир Владимирович попробовал прочитать запрещенные строки, тут и проявил свою власть образованный пристав…».
Лев Никулин «Годы нашей жизни»

1917

Во время октябрьских боев контрреволюционным силам удалось захватить здание Политехнического музея. Но через несколько дней революционные солдаты отбили его. После капитуляции белогвардейцев в Большой аудитории торжественно провозглашена победа Советской власти в Москве.

«Вечер 24 октября 1917 года. Большой зал набит до отказа депутатами московских Советов. Шум аплодисменты, резкий свист, и снова аплодисменты — это большинство собравшихся вопреки беснующимся в бессилии эсерам и меньшевикам приняло обращение «Ко всему трудящемуся населению».
В. Кондратьев «Москва, октябрь 1917-го» // «Московская правда, 1973 г.

1918

В феврале в Политехническом музее состоялись выборы «короля поэтов». Игорь Северянин занял первое место, на второе попал Маяковский, третье досталось Бальмонту.

«…Москвичи узнали о вечере из афиши, которая гласила: „Поэты! Учредительный трибунал созывает всех вас состязаться на звание короля поэзии. Звание короля будет присуждено публикой всеобщим прямым равным и тайным голосованием. Всех поэтов, желающих принять участие на великом, грандиозном празднике поэтов, просят записываться в кассе Политехнического музея до 12 (25) февраля. Стихотворения неявившихся поэтов будут прочитаны артистами. Желающих из публики прочесть стихотворения любимых поэтов просят записаться в кассе Политехнического музея до 11 (24) февраля. Результаты выборов будут объявлены немедленно в аудитории и всенародно на улицах. Порядок вечера: 1) вступительное слово учредителей трибунала; 2) избрание из публики председателя и выборной комиссии; 3) чтение стихов всех конкурирующих поэтов; 4) баллотировка и избрание короля и кандидата; 5) чествование и увенчание мантией и венком короля и кандидата“…».
А. Малахов «Гений поэтической экономии» (об Игоре Северянине) // Коммерсантъ-деньги, 2003 г.

1919

Афиша
«Всероссийский союз поэтов»
Больш. аудит. ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО МУЗЕЯ
В четверг, 3-го апреля ВЫСТАВКА СТИХОВ И КАРТИН ИМАЖИНИСТОВ
— 1 отделение —
В. ШЕРШЕНЕВИЧ: Мы кто и как нас оплевывают С. ЕСЕНИН: Кол в живот (футуристы и пр.ветхозаветщики)
А. МАРИЕНГОФ: Бунт нас (нота имажинистов миру) Г. ЯКУЛОВ: Образ краски.
— 2 отделение —
ДЕМОНСТРАЦИЯ КАРТИН
Георгия Якулова, Медунецкого, 2-х Стенбергов, Денисовского, Светлова, Эрдмана
И СТИХОВ
С. Есенин: ОТЕЛИВШИЙСЯ БОГ
А. Мариенгоф: ВЫКИДЫШ ОТЧАЯНИЯ
В. Шершеневич: КООПЕРАТИВЫ ВЕСЕЛЬЯ
— 3 отделение —
СЛОВОПРЯ: бомбы критики, очередная бестолочь, дружеское против шерсти,
последнее слово, как всегда, за ИМАЖИНИСТАМИ.
Начало в 7 часов 7 минут вечера.
Билеты РАСХВАТЫВАЮТСЯ у швейцара музея, Союз поэтов, «Домино»,
Тверская 18, от 3 до 11 час. веч., Петровская театральная касса, Петровка 11.
Цена билетов от 2 руб. (входн. число ограничено) до 20 руб.«.

1920

9 мая — первое публичное выступление Блока в Москве. Незадолго до его начала над городом прогремел гром, напугавший всех зрителей. Это было эхо взрывов пороховых складов на Ходынском поле.

В августе в Политехническом начался процесс по делу о «Тактическом Центре» — объединении антибольшевистских организаций «Национальный центр», «Союз Возрождения», «Совет общественных деятелей». Среди фигурантов дела оказались философ Николай Бердяев, историк Сергей Мельгунов, философ Василий Розанов, историк Сергей Трубецкой, писатель и правовед Сергей Котляревский, экономисты Сергей Маслов и Николай Кондратьев, а также многие другие известные личности. «В этом процессе мы будем иметь дело с судом истории над деятельностью русской интеллигенции», — с самого начала заявил государственный обвинитель Николай Крыленко.
«Судебный процесс был организован чекистами так, будто это был театральный спектакль. На предпоследнем заседании суда в Политехническом, проходившем 19 августа, выступал Лев Троцкий. По приговору Революционного трибунала ВЦИК большая часть подсудимых приговаривалась к расстрелу, но это наказание было после некоторой паузы заменено на более мягкое…».
Сергей Андреевич Котляревский (1873-1939) Биографический очерк

«4 ноября в Большом зале консерватории состоялся суд над имажинистами. А 17 ноября в Политехническом был организован ответный вечер: «Суд имажинистов над литературой».
Не только аудитория была набита до отказа, но перед входом стояла толпа жаждущих попасть на вечер, и мы — весь «Орден имажинистов» — с помощью конной милиции с трудом пробились в здание…
Первым обвинителем русской литературы выступил Грузинов… Перепалка на суде шла бесконечная. Аудитория была довольна: как же, в один вечер слушают Брюсова, Есенина, Маяковского, имажинистов, которые в заключение литературного судебного процесса стали читать стихи. Сергей начал свой «Сорокоуст», но на четвертой озорной строке, как всегда, начался шум, выкрики: «Стыдно! Позор!» и т. д. По знаку Шершеневича мы подняли Есенина и поставили его на кафедру. В нас кто-то бросил недоеденным пирожком. Однако Сергей читал «Сорокоуст», по обыкновению поднимая вверх ладонью к себе правую разжатую руку и как бы крепко схватив в строфе основное слово, намертво сжимал ее и опускал…».
М. Ройзман «Все, что помню о Есенине»

7 декабря — Поэтический турнир среди любителей и профессионалов.
1-й приз — 50.000 р., 2-й приз — 30.000 р., 3-й приз — 20.000 р.
Голосование среди зрителей принесло победу поэтессе неоакмеистке Адалис.

11 декабря — Вечер поэтесс с участием Марины Цветаевой.
«Не без иронии вспоминала она о своем появлении среди разряженных и манерных представительниц богемного искусства. Нарочно облачилась в темное мешковатое платье, похожее на монашеское одеяние, перепоясанное широким кожаным ремнем. Военная сумка через плечо, коротко остриженные разлетающиеся волосы. Вышла на эстраду в валенках и всем своим видом и манерой держаться выказывала презрение и к поэтессам, и к заполнившей зал, жаждущей литературных скандалов публике. А стихи читала такие, что первоначальные усмешки скоро перешли в шумную овацию. Звучал голос настоящего поэта».
В.А.Рождественский «Марина Цветаева»

1921

Май — последнее, за три месяца до смерти, выступление Блока в Большой аудитории.
«…Александра Блока я слышал единственный раз в 1921 году на его поэтическом вечере в Политехническом музее. Я сидел на полу первого ряда деревянных скамей Большой аудитории музея, и мне казалось, что поэт находится где-то очень и очень высоко. Он стоял бледный, изможденный, худой за кафедрой, и я смотрел на него снизу. Медленно и тихо он читал только свои французские стихи. Во всем этом было что-то неисправимо трагическое и странно-обреченное. Я не помню детали вечера, но тяжелое чувство, закравшееся тогда в мою душу, осталось и до сего дня…».
Андрей Гончаров. «Воспоминания и записи»

19 сентября — Маяковский устраивает праздник поэзии под названием «Дювлам». Сам он расшифровывал это название как двенадцатилетний юбилей своего творчества…
«Политехнический осажден. Смяты очереди. Трещат барьеры. Давка стирает со стен афиши. Администратор взмок… Милиция просит очистить вестибюль.
Маяковский сам не может попасть на свой вечер. Он оказывается заложником у осаждающих. С него требуют выкупа: пятьдесят контрамарок… ну, двадцать — тогда пропустят. Но он уже роздал десятки контрамарок, пропусков. Больше нет…
Зал переполнен. Сидят в проходах, на ступеньках, на краю эстрады, на коленях друг у друга. Только в первых рядах еще видны пустые места, оставленные для лиц, особо уважаемых администрацией и пренебрежительно опаздывающих.
— Галерка! — произносит Маяковский грохочущим басом.— Студенты, сюда!
Студенты валят вниз. Растерянные капельдинеры сметены.
— Горные жители спускаются в долину, — вполголоса говорит Маяковский.
Лев Кассиль. «Маяковский — сам»

6 октября — на VIII Всероссийском электротехническом съезде молодой физик и виолончелист Лев Термен демонстрирует изобретенный им инструмент, который газета «Известия» назвала «терменвоксом».

1922

19 января в замерзающей, голодной Москве Маяковский устраивает хулиганскую «чистку поэтов». «Чиститься будут поэты, поэтессы и поэтессенки с фамилиями на буквы А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К», — говорилось в афише, — «неявка от чистки не освобождает»… В нетопленом зале становится жарко от накала страстей: безбилетная молодежь и солидная московская профессура готовы сцепиться друг с другом за «глумление над русской позией». Первой достается Ахматовой: Маяковский с издевательскими комментариями читает ее «Сероглазого короля». Зал большинством голосов запрещает ей на три года писать стихи «пока не исправится».

5 мая – Святейший Патриарх Тихон был вызван на заседание Трибунала, проходившее в Политехническом музее, для дачи свидетельских показаний по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей.

1923

1 апреля в стране прошла литературная олимпиада. Ее заключительный вечер проводился в Политехническом. Оценивало стихи жюри, возглавляемое Брюсовым. Первую премию присудили никому не известному студенту МГУ Илье Сельвинскому, лидеру группы поэтов-конструктивистов.

21 августа — вечер Сергея Есенина после возвращения из Америки.

«Сергей стал рассказывать о своем путешествии за границу. Он описывал комфортабельные гостиницы, заокеанские гиганты пароходы, тяжелые чемоданы Айседоры Дункан…Все сошло бы благополучно, если бы Есенин прочитал отрывки из своих писем, которые писал из-за границы, или куски задуманного „Железного Миргорода“… А так, видя, что выступление не клеится, Есенин махнул рукой и сказал:
— Ладно! Я лучше прочту вам новые стихи!
Слушатели моментально оживились, и чтение отрывков из „Страны негодяев“ пошло под аплодисменты. Когда же Сергей прочел „Москву кабацкую“, его выступление превратилось в триумф…».
Рюрик Ивнев „Воспоминания о Сергее Есенине“

1924

20 апреля — вечер Анны Ахматовой в Политехническом.

По городу расклеены афиши: „прибывшая из Ленинграда только на единственный раз“.
„После моих вечеров в Москве состоялось постановление о прекращении моей лит[ературной] деятельности. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на лит[ературные] вечера…“.
Черных В.А. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой.

30 мая — доклад профессора М.Я. Лапирова-Скобло на тему „Межпланетные путешествия“. Около 200 человек из тех, кто присутствовал на лекции, записались в Общество межпланетных сообщений.

1925

Май — диспут „Суд над театральным сезоном“. Ведущий — В. Немирович-Данченко. Среди „экспертов“ были М. Кольцов, В. Мейерхольд, Ю. Соболев. Были приглашены также А. Луначарский, К. Станиславский, В. Маяковский.

20 сентября — диспут на тему „Религия и социализм“. Докладчик — нарком просвещения А.В. Луначарский, оппонент — митрополит А.А. Введенский.
«Луначарский утверждал, что изначально христианство было по своей природе революционно и социалистично, но с течением времени, когда власть в общинах взяли богатые люди и представители духовенства, новая религия утратила свой боевой задор… Лидер обновленцев митрополит Введенский заявил, что только отсталое духовенство типа папы Льва XIII поддерживают капитализм, а все прогрессивные христиане поддерживают коммунизм и борьбу пролетариата за освобождение от оков… И что марксизм представляет собой «Евангелие, набранное атеистическим шрифтом».
Андрей Зайцев. «Луначарский и Введенский: строители опасных утопий»

1926

21 февраля — на вечере литературного юмора Михаил Булгаков читает «Похождения Чичикова».

30 сентября — диспут для молодежи «О хулиганстве». Выступали нарком здравоохранения Н.А. Семашко, нарком юстиции Н.В. Крыленко, поэт Маяковский прочел стихотворение «Хулиган».

17 декабря — доклад А.Н.Шелеста на тему «Тепловоз и его будущее».

1927

В начале года на улицах Москвы появились афиши с лозунгом «Даешь изящную жизнь?!». На этом вечере Маяковский обличал мещанский быт. 6 марта он участвовал в диспуте на тему «Вопросы пола и брака в жизни и в литературе», а 20 октября при переполненном зале читал свою поэму «Хорошо».

1928

Французский архитектор Ле Корбюзье, приезжавший в Москву для проектирования здания Центросоюза, дал несколько лекций в Политехе.
«… Самое удивительное, по воспоминаниям очевидцев, что Корбюзье находил общий язык с переполненной аудиторией по сути дела без переводчика. Переводчик не успевал за темпераментной речью архитектора, а слушатели понимали мысль по бесконечным рисункам, которые делал на прикрепленных к доске листах ватмана Корбюзье…».
Белютин Элий. «Дом Корбюзье»

1930

19 марта состоялся диспут о сатирической пьесе Александра Безыменского «Выстрел», пародирующей булгаковские «Дни Турбиных». Недавно вступивший в РАПП (Российская Ассоциация пролетарских писателей) Маяковский, который Безыменского недолюбливал и называл в эпиграммах «бородатым комсомольцем» и «морковным кофе», на этот раз хвалил автора, идущего путем борьбы против «психоложества» и «романтического слюнтяйства», путем «использования театра в целях классовой борьбы — за темпы, за ударность, за социалистическое строительство.

Это было последнее выступление Маяковского в Политехническом. Через месяц его не стало.

1933

Вечер Мандельштама в Политехническом

«…Предвкушаю удовольствие — у меня два билета в Политехничку, Мандельштам будет читать свои стихи (вступительное слово Эйхенбаума, который специально для этого приезжает из Ленинграда)…
Вышел Мандельштам. Дружные аплодисменты — ведь все почти свои…Наконец взялся за стихи, начал читать скороговоркой себе под нос…Вместе с тем в его напевности и ритмическом покачивании чувствовалась влюбленность в каждую строфу. Стихи (насколько можно судить по услышанным обрывкам) сделаны блестяще…А зал-то наполнился еле-еле до четырнадцатого ряда! Больно за Мандельштама и стыдно за публику…».
Мандельштам О.Э. «И ты, Москва, сестра моя, легка…»: Стихи, проза, воспоминания, материалы к биографии.

«На вечер Мандельштама выбрались из своих углов старые московские интеллигенты. Мы смотрели на эти измятые лица исстрадавшихся и недоедающих людей с глазами, светящимися умом и печалью. Особенно мне запомнилась бледность лица художника А. А. Бруни, напряженно вслушивающегося в чтение (он был глуховат).
Для такой большой аудитории голос Мандельштама был несколько слаб, ведь микрофонами тогда не пользовались. И тем не менее Б. М. Эйхенбаум, при всей его опытности лектора и изящного оратора и несмотря на острое и смелое содержание его вступительного слова, проигрывал рядом с поэтом.
Эмма Герштейн. «Мемуары»

Через год Осип Мандельштам был арестован.

1935

Вечер памяти Маяковского.
В программе — выступление чтеца Любови Фейгельман.
«Председательствует ответственный редактор „Комсомольской правды“ Бубкин. Он бесцеремонно запрещает Любе читать „пессимистическую заумь“ — поэму Маяковского „Про это“. Но Любовь Фейгельман упрямо возражает: „Этот зал не ваш. Маяковского“. И — читает в переполненном, но внезапно затихшем зале поэму про любовь, рифмующуюся с ее именем…».
Воронин Л. Сядем, посмеемся, Любка Фейгельман! // Независимая газета. Ex Libris. 2007 г.

1941-43

В первые месяцы войны здание музея было повреждено взрывными волнами во время бомбежек Москвы. Часть экспозиции была повреждена, некоторые экспонаты уничтожены, многие экспонаты пришлось перенести в другие помещения… Музей был временно закрыт для посещения, но работа по распространению научно-технических знаний продолжалась.
В суровые дни войны музей организовывал временные и передвижные выставки и консультации, имеющие оборонное значение: «Экономия топлива», «Экономия электроэнергии», «Металлолом — на службу обороны страны», «Героический тыл в помощь фронту». Работали на базе музея краткосрочные курсы по подготовки шоферов и радистов.

1944

В Политехнический снова возвращаются литературные вечера. Алексей Толстой читал новые главы из «Хождения по мукам» и «Петра Первого». В Большой аудитории выступала вернувшаяся из Ташкента Анна Ахматова. При ее появлении зал встал, и Ахматова даже испугалась последствий такого бурного приема. Говорят, когда Сталин узнал об этом, он спросил: «Кто организовал вставание?».
Оживший после тяжелого творческого кризиса 30-х годов Борис Пастернак тоже с энтузиазмом выступал в Политехе, «и студенты радостно подсказывали слова, когда он — давно не читавший старых стихов — забывал их.
Дмитрий Быков. „Борис Пастернак“

„…Когда в 1944 году я [Евгений Евтушенко] приехал в Москву со станции Зима, в Политехническом музее в нетопленом лектории был вечер поэзии. Люди в зале сидели в шубах, ватниках, выступавшие поэты — в ушанках и солдатских шинелях, перепоясанных офицерскими ремнями. Почти все они приезжали на эти вечера с фронта. Политехнический музей стал той теплой ладонью, с которой взлетела в небо поэзия несколько поколений…“.
Боровикова В. Поэт Евгений Евтушенко „Мои стихи возили с собой битлы“ // Новые известия. — 2007

1946

В мае Анна Ахматова снова приезжает в Москву, выступает вместе с Пастернаком. В Политехническом ее встретили овацией. На вечере в Союзе писателей Павел Антокольский воскликнул: „Приезд Ахматовой в Москву — крупнейшее событие после победы над Германией!“ В этот раз не обошлось без последствий. Уже 14 августа вышло знаменитое постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», открывшее травлю Зощенко и Ахматовой.

1947

Поводом для «ликвидации» Соломона Михоэлса тоже стал вечер в Политехническом
«В конце 1947 года в Москве отмечалась юбилейная дата „дедушки еврейской литературы“ Менделя Мойхер-Сфорима. Свое выступление Михоэлс начал так: „Вениамин, отправившись на поиски Земли обетованной, спрашивает встреченного на пути крестьянина: „Куды дорога на Эрец Исроэл?“. И вот недавно с трибуны Организации Объединенных Наций товарищ Громыко дал нам ответ на этот вопрос!“
(имелось в виду выступление делегата СССР А.Громыко на заседании генеральной Ассамблеи ООН в поддержку создания государства Израиль)
…Раздался буквально шквал рукоплесканий. Люди повскакивали со своих мест, отец же стоял бледный, неподвижный, потрясенный такой реакцией зала. Овации длились, наверное, минут десять. Но отец знал, что это выступление ему даром не пройдет. Через неделю он был командирован в Минск, откуда уже не вернулся…».
Наталья Вовси-Михоэлс «Мой отец Соломон Михоэлс»

21 и 22 ноября – в большой аудитории Политехнического музея состоялся «суд чести» над А.П.Жебраком, известным советским генетиком и оппонентом Лысенко.
Обвиняемому вменили «отсутствие присущего сынам нашей Родины советского патриотизма, забвение классовой борьбы в науке о наследственности и изменчивости живых организмов, в генетической науке и попытку опорочить своих теоретических противников перед лицом зарубежной научной общественности. Обвиняемый политические ошибки частично признавал, но сознательную измену категорически отрицал…».
Жуков И. Мифы о «борьбе против космополитизма» в СССР.

1948

Февраль: Поэтический вечер «Поэты за мир, за демократию».
«В числе 20 других читал свои стихи Пастернак. В списке приглашенных им на вечер была Ольга Ивинская. Пастернак встречал ее у входа. Она опаздывала, и он появился в зале уже в тот момент, когда Алексей Сурков говорил вступительное слово. Тот должен был прерваться, потому что зал встретил оглушительными аплодисментами Пастернака, старавшегося незаметно проскользнуть на свое место в президиуме. Сурков не сразу понял, что аплодируют не его речи, и нужно было видеть страшную гримасу, которая исказила его лицо, когда он понял свою ошибку. В его угрозах тем, кто в своих безыдейных произведениях уклоняется от общей борьбы и интересов страны, можно было услышать откровенные обвинения Пастернаку и предвидеть, как это отразится на нем в скором будущем».
Пастернак Е.Б. «Борис Пастернак. Биография»

1949

Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний открывает кинолекторий. Каждое воскресенье в Большом лекционном зале читаются лекции, сопровождаемые кинокартинами.

1954

Е.А. Евтушенко: «Первый поэтический вечер в Политехническом музее мы провели в 1954 году, когда еще никто не знал ни Беллы Ахмадулиной, ни Булата Окуджавы. В тот вечер Белла была не на сцене, а в рядах слушателей, Булат же стал публиковать позднее…».
«Я — пятый из битлов» // Trud.ru. — 2007

1959-1962

Лекции:
Т.Д. Лысенко «Мичуринское учение и творческий дарвинизм»
«Эстетический идеал коммунизма»
«Поэзия А. Блока»
«Роль фантазии в развитии личности»
«Дальнейшее развитие колхозной собственности»
«О революционной Кубе»
«Патрис Лумумба — национальный герой конголезского народа»
«Пути и тупики буржуазной эстетики»
«Образ В.И. Ленина на сцене МХАТ»

1962

Начинается новая эра в истории Политеха. В августе Марлен Хуциев проводит здесь съемки поэтического вечера для фильма «Застава Ильича». В них участвуют Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Римма Казакова, Булат Окуджава, Роберт Рождественский.
«…Вечера в Политехническом музее, которые снимал Марлен Хуциев для своего фильма, были замечательны. Съемки шли пять вечеров подряд по восемь часов. Была установлена аппаратура, которую, однако, никто не замечал. Продавали билеты, публика была разная, а программа одна и та же. Сколько же было народу! Поэты читали самые острые стихи, сегодня ничего в них острого нет, прямо скажу, но тогда…Что-то такое бушевало, такое было общее горение. Кто-то выходил и говорил: „Будем честными!“. И раздавались бурные овации. Это был какой-то переворот в душах…».
Булат Окуджава. Пятидесятые // Известия. — 1986

«Я думаю, что даже знаменитый Хуциевский фильм не передает ту атмосферу, в которой эти вечера проходили. Это было какое-то абсолютное единение с залом. Мы с теми, кто приходил слушать стихи, практически не расставались, стали почти родными. Выступающие менялись, и только наша четверка — Белла Ахмадулина, Булат Окуджава, Евгений Евтушенко и я — неизменно были на сцене.
В зале сидели и наши друзья актеры, например, М. Вертинская. Поэтому и зал, и сцена общались, как одна семья. Зал слушал часами и не уставал от стихов. Приходя за полчаса до начала очередного вечера, я видел только человеческие спины, склонившиеся над бытовавшими тогда огромными неуклюжими катушечными магнитофонами. Они готовили их к записи, которая какими-то путями расходилась потом по всей стране…».
Андрей Вознесенский. Колыбель поэтического ренессанса // Вечерняя Москва. — 1997

1963-64

Лекции:
«Молодежь в боях за родину»
«Коммунизм и религия»
«Научна ли парапсихология?»
«Возрастание роли КППС в период развернутого строительства коммунизма»
«Зарубежные фильмы на советском экране».
«Эйнштейн и Достоевский»
«Встреча с научными сотрудниками уголка имени В. Дурова
„Критика буржуазных, мелкобуржуазных и ревизионистских теорий планирования“
Творческий вечер артиста Николая Черкасова
Вечер „Русская патриотическая музыка“. Вступительное слово музыковеда С. Виноградовой. Выступает показательный оркестр Министерства обороны СССР.

1965

Первый официально разрешенный концерт бардов в Москве.
Хотя вывешена была всего-то одна афиша, народ заполнил площадь перед зданием задолго до начала. В охране стояла конная милиция. В зал пробиться было невозможно. Нам, участникам, необходимо было прийти к служебному входу за полчаса, а Ада Якушева опоздала. И вот мы видим, как она вместе с гитарой плывет над площадью, над толпой. Ее просто на руках перенесли к входу.
Концерт получился грандиозный. Вначале пел Высоцкий, потом Анчаров, Никулин и вся остальная московская „фронда“. Только Визбор и Окуджава сидели в зале. Нам, ленинградцам (Городницкому, Клячкину и мне), доверили как гостям завершать концерт…Концерт длился с семи вечера до часа ночи…» — вспоминает Юрий Кукин.
А.Розанов. «Все, что с вами связано, так остро» // «Гитара по кругу» — 2002

1966

Вечер советской драматургии «Навстречу XXIII съезду КПСС»
«Народный артист СССР С.Я. Лемешев исполняет арии из опер и романсы Чайковского»
Музыкальная суббота «Композиторы Флярковский и Таривердиев».
Лекции:
«Творческие искания советских кинематографистов. Читает критик Е.Д.Сурков
«Творчество Михаила Колатозова»
«Ленинский принцип неисчерпаемости и единства мира»

5 апреля – Владимир Высоцкий. Концерт-беседа «Так рождается песня».
В вечере участвовали: Михаил Анчаров, Виктор Берковский, Аркадий Осипов, Леопольд Шафранский, Евгений Клячкин, Александр Городницкий, Юрий Кукин.

1968-72

Лекции:
Цикл научно-популярных лекций для молодежи «Физика наших дней». Отдельные лекции посвящены выдающимся советским физикам академикам И. Курчатову и И. Тамму.
«Ленинские дни науки» к 100-летию со дня рождения Ильича
«Современные представления о проблеме происхождения жизни»
«Коллекционирование янтаря»
«Фотография и кино на современном уровне»
Вечер памяти Ильфа и Петрова.

1973

Вечер поэзии, посвященный Владимиру Маяковскому. Председательствовал К. Симонов, прочитавший отрывок из своей поэмы «Чужого горя не бывает». На вечере выступили также М. Алигер, М. Львов, Е. Евтушенко, И. Кашежева, Р. Рождественский. Весь сбор от этого вечера передан в Фонд Мира.

Кинопрограмма из цикла «Труд и творчество»: «Новаторы девятой пятилетки».

1974

Воскресные чтения на тему: «Фантастика и научно-техническая революция».
Перед любителями жанра выступили писатели-фантасты Д. Биленкин, Г. Гуревич, А. Громова, Е. Парнов, и были показаны фильмы «Зримый прогноз», «Ищу законы творчества».

1975

Неделя молодежной книги, посвященная XXV съезду КПСС. Большой литературный вечер вел поэт Лев Ошанин. Выступали Герой Советского Союза Г.Ф. Байдуков, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Г.С. Шонин, поэты К. Ваншенкин, В. Костров, Вяч. Кузнецов, Н. Старшинов и другие. Молодым авторам А. Чупрову и А. Ревенко за лучшие книги прозы и поэзии были вручены почетные дипломы издательства «Молодая гвардия».

1976

На чтениях, посвященных памяти одного из пионеров космонавтики, ученика и соратника Циолковского — Фридриха Цандера выступил летчик-космонавт В. Кубасов с сообщением о некоторых научных результатах совместного советско-американского эксперимента в космосе «Союз — Аполлон».

1978

Вечер, посвященный 85-летию со дня рождения В.В. Маяковского.
«В программе примут участие видные советские поэты, артисты, композиторы. Среди них — Игорь Ильинский и Георгий Свиридов… Благодаря телевидению и радио миллионы любителей поэзии Маяковского смогут „побывать“ 21 июля на этом вечере».

В программе воскресного кинолектория — документальный фильма «Самый долгий экзамен» по сценарию С. Соловейчика, рассказывавший о семье педагогов новаторов Никитиных.

12-я Европейская конференция по взаимодействию лазерного излучения с веществом и лазерному термоядерному синтезу.

1979

Вечер, посвященный 325-летию воссоединения Украины с Россией.

Авторский вечер грузинского поэта Иосифа Нонешвили.

Неделя молодежной книги завершилась литературным вечером «Комсомол и книга», где были вручены «Премии за лучшую книгу прозы и поэзии молодых авторов за 1979 год». Лауреатами стали молодая поэтесса из Подмосковья Ольга Ермолаева за книгу стихов «Настасья», известный актер театра и кино Валерий Золотухин — за книгу «На исток-речушке, к детству моему» и молодой прозаик из Казахстана Оралхан Бокеев — за книгу «След молнии».

В декабре на литературном вечере памяти Пабло Неруды и солидарности с чилийскими демократами выступали Евгений Евтушенко, Евгений Долматовский, Белла Ахмадулина, Омар Лары (Чили), Элисео Диего (Куба).

1981

Вечер, посвященный 110-летию со дня рождения известного русского художника и ученого Н. К. Рериха и 80-летие С. Н. Рериха.

1985

«…18-го апреля был объявлен мой большой вечер в Политехническом музее…И вдруг — буря. Бдительные люди дали знать в горком. Горком пробил тревогу в райком, райком — в правление общества „Знание“. Отменять поздно: все билеты проданы. Утром вызваны в „агитпроп“ Бауманского райкома я и директор „Современника“. Улыбаюсь холодной даме: я читаю хороших поэтов, я пропагандирую разумное, доброе, вечное, у меня — школа „Таганки“. Дама-начальник изъясняется суровым штилем. Вы, мол, к „Таганке“ не имеете отношения — попрошу молчать об этом театре. Вы назвались актером „Современника“. Извольте молчать и о нем. Читать свои рассказы? Нельзя. Программу изложите вот этому товарищу, и не надо улыбаться. Я должна о вас доложить в секретариат горкома. Что? Отменить по болезни? Нет, мы вас просим спокойно работать, читать Пушкина и Маяковского, на вопросы отвечать откажитесь…».
Вениамин Смехов «Театр моей памяти»

1986

«…В Большом зале вчера не было ни одного свободного места и даже „галерка“ была заполнена до отказа… Здесь, на семинаре „Персональные компьютеры“ сведения о персональных ЭВМ можно было получить, как говорится, из первых рук. На вопросы отвечали сотрудники журнала „Микропроцессорные средства и системы“ и ведущие специалисты в области вычислительной техники…».
Машкина О. «Океан» в море информации // Московский комсомолец. — 1986.

1987

Из-за аварийного состояния кровли Большую аудиторию пришлось закрыть, на 7 лет в ней была прекращена всякая культурно-просветительская деятельность.
Музею с трудом удалось выселить из здания «квартирантов» — НПО «Поиск» и Минрыбхоз, чтобы создать в этих помещениях реставрационную базу.

1992

«В нынешнем году наш музей отметит свое 120-летие, но, боимся, до юбилея он не дотянет, так как уже пять месяцев не имеем никакой финансовой поддержки. Несмотря на указ президента и постановление правительства, до сих пор так и не решен вопрос, кто же должен выделить средства на работу музея и его ремонт.
…Однако денег не то что на ремонт — даже не содержание этого знаменитого заведения, похоже, не предвидится: что с того, что объявили его особо ценным объектом и федеральной собственностью?
…Из-за ветхости крыши пять лет как закрыта для посетителей самая историческая — Большая аудитория… И подвалы заливает водой, с которой бороться у сотрудников музея не хватает сил…Так что Политехнический, вошедший в десятку лучших научно-технических музеев мира, сел в лужу в прямом и переносном смысле…».
Шанур Ж. Политехнический идет ко дну // Куранты

1995

«20 апреля после долгой реконструкции откроется зал-лекторий Политехнического музея. Вместе с Большой аудиторией начнет работу „Собрание Политех“ — место общения московской интеллигенции. Торжество по этому случаю начнется в 16 часов праздничной увертюрой в исполнении хора „Партес“. Все остальное будет построено как вечер воспоминаний, которые вернут приглашенных к первым годам двадцатого века: прозвучат отрывки из выступлений Ермоловой, свои стихи прочитают (в записи) Есенин и Маяковский. Можно будет увидеть Окуджаву, Евтушенко, Вознесенского, Табакова. Действо не ограничится стенами зала, на улице развернется свое представление, а желающие смогут даже поучаствовать».
Политех собирает друзей // Аргументы и факты. — 1995

23 мая — Большой поэтический вечер в Политехническом
В нем приняли участие почти все лучшие поэтические силы России. Вознесенский прочел знаменитое «Прощание с Политехническим». Звучали стихи Алексея Парщикова, Владимира Салимона, Олеси Николаевой, Игоря Иртеньева, Тимура Кибирова, Сергея Гандлевского, Ефима Бершина, Владимира Вишневского и Ивана Жданова. Прилетевший из США Евгений Евтушенко продемонстрировал залу огромный том подготовленной им антологии «Строфы века».

5 ноября – в Большой аудитории продюсерская фирма «Постмодернтеатр» представила бенефис поэтессы и актрисы Карины Филипповой-Диодоровой «Объяснение в любви». В вечере примали участие Герард Васильев, Марк Розовский, Гелена Великанова, Анастасия и другие звезды российской сцены.

1996

14 января в Большой аудитории прошла презентация первого номера «Соросовского Образовательного Журнала» с участием самого Джорджа Сороса.

В апреле состоялись «Мировоззренческие диалоги в Политехническом» при участии члена Правительства России Геннадия Бурбулиса.

1997

17 апреля — вечер памяти Иосифа Бродского «Век скоро кончится».
«Его вели Евгений Рейн и Виктор Куллэ. Последний во вступительном слове заявил о неправомерности утверждения, что со смертью Бродского кончилась русская поэзия. Подтверждать этот тезис выпало поэтам Олегу Хлебникову, Генриху Сапгиру, Юрию Кублановскому, Олесе Николаевой, Андрею Сергееву, Дмитрию Быкову, Владимиру Корнилову, а также выступившему в стихотворческой ипостаси Андрею Битову… Бард Александр Мирзаян спел несколько песен на стихи Бродского, артист Михаил Козаков прочитал несколько его стихотворений (сопроводив одно — „На смерть друга“ — подробным комментарием). Был показан документальный видеофильм режиссера Александра Стефановича „Иосиф Бродский: штрихи к портрету“. Было объявлено, что вечер подготовлен и проведен при финансовой поддержке Анатолия Шейна, директора ремонтно-строительной фирмы „КОМПЛЕКС Лтд“.
Вавилон: Литературная жизнь Москвы. // 1997.

19 июня — вечер поэтической группы „Московское время“ с участием Сергея Гандлевского, Алексея Цветкова и Татьяны Полетаевой.

9 декабря — празднование 125-летия Политехнического музея началось с исполнения кантаты П.И. Чайковского, написанной в 1872 году к открытию Политехнической выставки в Москве.

1998

Вечер памяти Юрия Левитанского
Творческий вечер барда Михаила Щербакова
„Романсы XXI века“
Вечер, посвященный 60-летию Высоцкого. Участвовали: Александр Городницкий, Виктор Берковский, Андрей Битов, Юнна Мориц, Олег Чухонцев, Марлен Хуциев, Алла Демидова, Елена Камбурова, Сергей Никитин, Юлий Ким, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина.
Вечер памяти А. Галича „Я выбираю свободу“. Выступали Олег Табаков, Александр Мирзаян, Борис Львович, Виктор Славкин, Михаил Швейцер.

1999

«7 декабря в музее прошла публичная дискуссия между Сергеем Глазьевым (КПРФ) и Сергеем Иваненко («Яблоко») на тему: «Какая экономическая политика нужна сегодня России»… Давно не видела такого количества коммунистов, 90% из которых — люди пенсионного возраста. Коммунисты — потрясающе организованы. Массовая явка — пришло около 550 человек. Дружинники с красными повязками. Получилась классная вечеринка, люди погрелись душой, излили все отрицательные эмоции в адрес олигархов и МВФ. «Яблочников» было мало, так что Глазьев утопал в овациях…».
Демина Н. Дебаты глазами очевидцев // Яблоко России. — 1999.

2001

Цикл лекций о японской культуре «Красотой Японии рожденный».

Цикл лекций «Соросовские профессора — образованию России».

24 января — Церемония вручения ежегодной премии имени Высоцкого «Своя колея». Среди участников — Юлий Ким, Сергей Никитин, Галина Волчек, Ольга Остроумова, Валентин Гафт, Александр Городницкий, Николай Фоменко.

Февраль — вечер памяти Анны Герман.
«Билеты были раскуплены в один миг. Человек двести, которым не хватило билетов, потом брали штурмом Политехнический музей, умоляя их пропустить. Было ощущение, что люди пришли на концерт живой Анны…».
Рябинина О. Анна Герман. Незнакомая звезда // Аргументы и факты. — 2001

26 февраля — концерт ко дню Вонно-Воздушных сил России.
20 марта — концерт к юбилею еженедельника «Москвичка».
17 апреля — концерт к 40-летию полета в космос Юрия Гагарина.
24 сентября — творческий вечер народного артиста России Никиты Михалкова.

2002

Концерт Аллы Баяновой.
«Праздничный вечер «Россия, Русь, храни себя, храни…»
Встреча «Дерзайте мужеством Отечество прославить», посвященная 68-й годовщине учреждения звания Героя Советского Союза.
«Антология сатиры и юмора». Презентация книги Эдуарда Успенского.
«Чтобы помнили». Благотворительный концерт памяти активной помощницы бардовскому движению Наталье Юфтяевой, погибшей в Театральном центре на Дубровке.

2004

«Вчера в московском Политехническом музее состоялась необычная встреча под названием „Мир без террора“, организованная общественной некоммерческой организацией „Герои отчизны“. В ходе ее легендарные сотрудники подразделения „Альфа“ учили воспитанников кадетских корпусов, интернатов города и обычных столичных школьников выживать в самых экстремальных условиях…».
Ермакова М. Спецназ кадета не обидит // Российская газета. — 2004

2005

2 апреля — концерт Михаила Козакова «Поэзия XX века. От Блока до Бродского».

21 июня — вечер победителей фестиваля гражданской поэзии «Часовые памяти. Завтра была война…», посвященного 60-летию Победы. Лауреатами стали молодые поэты: Михаил Зубов, Сергей Геворкян, Владислав Маленко, Светлана Алексеенко.

30 сентября — презентация нового проекта Вадима Певзнера «Певзавод».
Вадим Певзнер — поэт, музыкант и режиссер, постоянный персонаж нью-йоркской андеграундной сцены, автор текстов для Гарика Сукачева и авангардных фильмов с неформатным контекстом.

2006

17 апреля — Мишель Уэльбек: встреча с читателями и презентация романа «Возможность острова».
«Российский «гранд тур вояж» ведущего ипохондрика и скандального фигуранта мирового литературного процесса ведется по всем правилам маркетинга. Открывший специальную программу вечер в Политехническом музее вызвал такой ажиотаж, какого эти стены не видели уже лет сорок. Приветствовавший «писателя-провокатора» глава Роскультуры Михаил Швыдкой умело подлил масла в огонь, назвав гостя «главным писателем конца XX — начала XXI века».
Вислов А. Худшее будущее // Ведомости. — 2006

10 октября — 26 декабря – цикл лекций и бесед для молодежи до 35 лет «Христианская семья в современном мире» проводит Московский Сретенский монастырь по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

23 октября — Фестиваль «Территория» завершился вечером «100 минут поэзии», организованным Кириллом Серебренниковым.
«В знаменитой аудитории Политехнического музея десять актеров прочли стихи десяти поэтов. Аншлаг, с которым прошел вечер, напомнил о Политехническом в его лучшие времена… Вечер как раз и начался с демонстрации отрывка из „Заставы Ильича“ Марлена Хуциева — поэтического вечера в Политехническом. Зрители 60-х экстатически внимали своим кумирам, звучали стихи Андрея Вознесенского. Затем софиты осветили и самого господина Вознесенского, который вновь вошел в зал Политехнического — на этот раз в качестве слушателя…».
Новикова Л. Стихи в трех лицах // Коммерсантъ. — 2006.

2007

18 июля — Евгений Евтушенко по традиции отметил свое 75-летие в Политехе.
В 1995 году директор музея предложил поэту уникальный контракт: праздновать здесь свой день рождения в течение 25 лет — вплоть до 2019 года.
«Зал был до отказа набит седовласыми поклонниками поэта. Был даже проведен краткий «телемост» с теми, кому не досталось билетов и кто разместился в соседнем книжном. Как всегда артистичный и энергичный юбиляр, за время выступления сменивший две яркие рубашки, прочел самое свежее стихотворение о собственной непотопляемости: «И душа моя стала не душечкой, / А безвозрастной нетонушечкой».
Лиза Новикова. «Евтушенко почитал себя с любимого места» // Коммерсантъ — 2007.

7 октября — В Политехническом музее снова выбирали «короля поэтов». Подобный вечер состоялся в 1918 году: тогда в поэтической дуэли Игорь Северянин победил Владимира Маяковского. Спустя почти 90 лет новый поэтический турнир организовал фестиваль «Территория». В нем приняли участие шесть поэтов: Елена Исаева, Елена Фанайлова, Дмитрий Воденников, Юлий Гуголев, Всеволод Емелин, Андрей Родионов.
Как и прежде, не было никакого жюри, лучшего выбирала сама публика. Все было организовано, как на настоящих выборах. Слушателям раздали бюллетени с именами участников, в зале установили урны для голосования. Были даже наблюдатели, следившие за ходом выборов. Символический лавровый венок получил Дмитрий Воденников…

При подготовке публикации использовались материалы сайта Политехнического музея. Полную хронику Большой аудитории можно почитать здесь.

Комментарии: