Убей, умри, убей

«Макбет. Кино» Юрия Бутусова в театре Ленсовета устроен по принципу нелинейного монтажа. Режиссер режет текст, компилирует, играет флэшбэками и повторами, тасует персонажей, меняет их ролями. Играет вариантами, и вместо того, чтобы отсечь ненужные, оставляет все. Бутусов создает свое 6-часовое полотно и в попытке нащупать точное приходит к тому, что лишь вкупе эти кадры создают искомую полноту. Может быть много вариантов убийства, мучительного ожидания перед убийством, мук – после; может убивать Макбет Дункана или Дункан – Макбета, или Дункан – Дункана – суть едина. Каждый вымажется в крови, каждого «вывернет» от совершенного, никто не сможет произнести после убийства слов молитвы, но каждый впадет в победный мучительный экстаз.

Леди Макбет в исполнении Лауры Пицхелаури – ключевая фигура этого «кино». Она и жена, и одна из ведьм. Вокруг нее меняются «макбеты», убивают, страшатся своих убийств. В ней сила жизни и любви сочетается со сверхсилой разрушения.

Главный закон спектакля – драйв, поток энергии, с которым его герои предают, поддаются соблазнам, убивают, любят, танцуют. В плейлисте Claudio Monteverdi, Arvo Pärt, Led Zeppelin, The Beatles, Bjork, Nirvana, Дидюля. Оглушительная музыка, инстинктивный танец убившей и убитой души – в этом экстаз обретения власти и агония утраченной чистоты. Ключевые моменты тишины оттеняются танцевально-музыкальными взрывами и элементами гротеска. На сцене два гротесковых персонажа – наемные убийцы, толстый и тонкий, два нелепых гангстера-неудачника в котелках, в маленьких круглых черных очках. Шутя, жуя жевачку, подмигивая, они будут убивать одного за одним, а потом даже разыграют шутливый скетч взаимного убийства.

В стиле гротеска проходит и ужин в замке Макбета: ржущие гости с выбеленными и вымазанными кровью лицами сидят вдоль сцены за огромным столом. Главный гость – огромный медведь. В разгар фантасмагоричного разврата и ночного кошмара появляется весть об убийстве Банко и происходит очередная подмена. Роль Макбета  теперь исполняет окровавленный Дункан. Он произносит его реплики, ликует и пирует с его женой. Вскоре повторится сцена убийства Дункана. На сцене среди множества зеркал появляется окровавленный Дункан/Макбет, совершивший убийство. Леди Макбет подносит к его лицу зеркало и уходит, оставив его оцепеневшего. Убийца узнал в себе жертву. Грань между убитыми и убийцами смылась окончательно.

Комментарии
Предыдущая статья
Песни мигрантов 13.11.2012
Следующая статья
Принудительная ностальгия 13.11.2012
материалы по теме
Блог
Последняя сказка Уила
В Самарском ТЮЗе, он же СамАрт, прошла премьера спектакля «Буря» в постановке Мурата Абулкатинова. Из всех пьес Шекспира режиссер выбрал самую противоречивую и бурную, с множеством вопросов, на которые сложно найти ответы.
Блог
«Гамлет» как летопись времени
В преддверии своего 85-летия Юрий Погребничко выпустил «Гамлета». Короткий – чуть больше часа – и прозрачно-незамысловатый с виду спектакль, основанный не столько на трагедии Шекспира, сколько на знаменитом фельетоне Власа Дорошевича, стал новым размышлением театра «Около дома Станиславского» о смерти…