Издана новая книга Ирины Сироткиной о танце как части двигательной культуры

Вышедшая в издательстве «Бослен» книга «Танец: Опыт понимания. Эссе. Знаменитые хореографические постановки и перформансы. Антология текстов о танце» — культурологическое осмысление танца и первый шаг к пониманию современной хореографии одновременно.

Книга историка культуры, антрополога, специалиста по истории танца и двигательной культуре Ирины Сироткиной — опыт теоретического осмысления танца не только как вида искусства, но как части двигательной культуры, человеческой телесности. Рассматривая историю танца под нетривиальным углом, автор исследует танец как культурный феномен — причём в фокусе внимания исследовательницы оказывается хореография ХХ века, contemporary dance, а не классический балет. Незакрепощённое, «не сформированное годами стояния у балетного станка» тело становится ключом к пониманию современного искусства и природы человека как такового.

При этом книга Сироткиной является своеобразным учебником, книгой-введением в историю современной хореографии в контексте развития танца в целом, справочником, ориентирующим читателя в основных событиях, названиях и ключевых именах танцевальной культуры ХХ века. Помимо оригинальной структуры книги, этому способствует богатый иллюстративный материал и оформление, включающее выносы-справки на полях, напоминающие настоящие учебники или справочники: например, главные герои определены основными характеристиками — имя, годы жизни, страна, деятельность; термины также объясняются сносками на полях, а упоминаемые хореографические работы проиллюстрированы не только фотоизображениями, но и QR-кодами для просмотра видео (если таковое имеется).

Книга состоит их семи глав, каждая из которых делится на три раздела. Первый — эссе, название которого является и названием главы, задавая таким образом её тему; второй — «Постановки»: всего их 24, причём диапазон чрезвычайно широк — от «Умирающего лебедя» Анны Павловой до биомеханических этюдов Мейерхольда, от задуманного Василием Кандинским и реконструированного Гедрюсом Мацкявичюсом «Жёлтого звука» до «Морских птиц на видео» Мерса Каннингема); третий — «Антология», семь текстов о танце.

Перечислим названия глав и сопровождающие их тексты «Антологии»: 1. Что такое танец — Айседора Дункан, «Танец будущего». 2. Танец как философия — Фридрих Ницше, «Так говорил Заратустра». 3. Чем танец отличается от пляски — Юрий Лотман, «Бал». 4. Танец: стихия или искусство? — Поль Валери, «Душа и танец». 5. Как танец действует на зрителя — Роджер Смит, «Кинестезия и метафоры реальности». 6. Идеальное тело для танца — Генрих фон Клейст, «О театре марионеток». 7. Танец как желание — Лукиан Самосатский, «О пляске».

Напомним, Ирина Сироткина является автором курса «Танец и двигательная культура в истории и современности» в Высшей школе экономики, книг «Свободное движение и пластический танец в России» (2012), «Шестое чувство авангарда: танец, движение и кинестезия в жизни поэтов и художников» (2014). Прочитать тексты Ирины Сироткиной о танце и двигательной культуре можно также в журнале ТЕАТР.

Комментарии
Предыдущая статья
В Москве открылась фотовыставка, посвящённая артистам-кукольникам 28.12.2019
Следующая статья
В Вильнюсском Молодёжном театре поставят “Человека из рыбы” 28.12.2019
материалы по теме
Новости
В Центре «Зотов» попробуют «танцевать об архитектуре»
23 и 24 апреля в московском Центре «Зотов» фестиваль Context. Diana Vishneva — 2024 проведёт премьеру перформанса «Четыре точки отсчёта». Проект создаётся совместно с архитектурным бюро Saga, кураторы — хореограф Иван Естегнеев и фотограф, художник Юрий Пальмин.
Новости
Context. Diana Vishneva — 2024 будет исследовать связь танца и архитектуры
Сегодня, 28 марта, в пространстве Левашовского хлебозавода в Петербурге фестиваль Context. Diana Vishneva откроет XII сезон. Проект «По ту и по эту сторону», объединяющий хореографический перформанс и инсталляцию в конструктивистском здании, станет первым событием смотра, посвящённого связи архитектуры и танца.