Шарлотта Рэмплинг, Мэгги Смит и другие лобстеры

В Москве проходит XVI фестиваль Нового Британского кино: в программе много отличных фильмов, у которых мало шансов выйти в широкий российский прокат. Корреспондент Театра. разбирается, почему современный английский театр вызывает скуку, а кино — восхищение, хотя артисты там заняты одни и те же.

Важнейшим из искусств для нас по-прежнему является кино. И заядлые театралы тут не исключение: в кино, где, по общепринятому мнению, «думать не надо», большинство идет куда охотнее, чем в театр, где надо не только думать, но и чувствовать.
Парадокс заключается в том, что если старый добрый британский театр у многих вызывает скуку и недоумение, то новое британское кино — интерес и симпатию. При этом качества, за которые английский театр обычно ругают (традиционализм, консерватизм, излишнее внимание к актерской игре), в английском кино вызывают восхищение. А ведь мало найдется на свете вещей более близких по духу и форме, чем британский театр и британский кинематограф. Во-первых, любой уважающий себя английский актер играет и в театре, и в кино, не разделяя жанры на высокие и низкие и не рассказывая про то, что «театр — это для души», а «кино — для денег». Во-вторых, национальные кино и театр не только никогда не враждовали, но и давно слились в экстазе — экранизации английских спектаклей, мюзиклов и даже балетов уже много лет выходят на широкие экраны, а театральные драматурги и режиссеры чувствуют себя на съемочных площадках не хуже, чем на репетициях и читках.
В самом деле, в какой еще стране в широком прокате идут «вербатим-мюзикл» от действующего худрука лондонского Национального театра («Лондон-роад» Руфуса Норриса) или «кинематографический спектакль» от бывшего («Леди в фургоне» Николаса Хайтнера)? Где, кроме Соединенного Королевства, главный режиссер Национального театра выпускает фильм за фильмом, а главный из ныне живущих драматургов «старой школы» собственноручно превращает свои самые хитовые пьесы в полноценные сценарии? Где, как не в Англии, могло возникнуть такое теперь повсеместно популярное явление, как TheatreHD (то есть показ спектаклей в кинотеатрах)? И дело тут не столько в стремительном развитии высоких технологий, сколько в том, что английский театр всегда тяготел к чисто кинематографическим приемам: крупным планам, монтажной «склейке» эпизодов и, конечно, рассказыванию историй.
Это не значит, что английское кино «театрально» и избыточно, что в нем много преувеличенности и пафоса, наоборот, в целом оно склонно к простоте и даже аскетизму, в нем редко увидишь приемы ради приемов. Но зато это, пожалуй, единственное кино в мире, где главную роль играют актеры. Неважно, психологическая ли это драма о долгой совместной жизни, получившая в этом году призы за лучшую женскую и мужскую роли на Берлинском кинофестивале (камерные «45 лет» Эндрю Хея с Шарлоттой Ремплинг и Томом Кортни) или подробная экранизация кассовой саги о поисках своего единственного («Бруклин» Джона Краули), мелодраматический ли любовный треугольник в богом забытой шотландской глуши («Тихий шторм» Коринны МакФарлэйн с Дэмиэном Льюисом в главной роли) или арт-хаусная антиутопия в духе Джорджа Оруэлла («Лобстер» Йоргоса Лантимоса, ставший триумфатором Каннского фестиваля-2015), во всех анонсах, трейлерах, рецензиях и отзывах будут восторженно напирать на гениальный актерский ансамбль, блестящих комедиантов, потрясающий психологизм и т.д.
Собственно, ради этого — способности мгновенно перевоплотиться и вступить в игру, умения слышать партнеров и входить в образ, внимания к человеку и малейшим нюансам его переживаний — и стоит идти на XVI New British Film Festival, традиционно проходящий в первой декаде ноября в Москве и других городах России. По большому счету, не так уж важно, на какой именно фильм попадете — редкое по нынешним временам наслаждение от настоящего лицедейства и отменного режиссерского вкуса вам гарантировано.
См.расписание на www.ukfilms.ru

Комментарии
Предыдущая статья
Гриб – друг человека 01.11.2015
Следующая статья
И тот солдат, и этот 01.11.2015
материалы по теме
Блог
Нерон, он же Муссолини
Кристоф Марталер поставил в Базеле «Коронацию Поппеи». В его интерпретации барочная опера Монтеверди стала остроактуальной, но не потеряла своей музыкальности и не превратилась в плакат.
Блог
Балконы театрального подполья, или Opus posthumous
В своем новом спектакле во Вроцлаве Кристиан Люпа объединил «Лето» Джона Кутзее и «Дом Бернарды Альбы» Федерико Гарсиа Лорки. И явно вдохновлялся произведениями Гойи. Но и это ещё не всё.