Останови вечеринку

Фестиваль современного искусства ТЕРРИТОRIЯ вместе с компанией СИБУР запустил в 2016 году региональные арт-лаборатории. Корреспондент ТЕАТРА. — о лаборатории в Перми.

В Тобольске результатом арт-лаборатории стал иммерсив «Слушай Тобольск» режиссера Галины Зальцман и драматурга Екатерины Бондаренко (работа вошла в репертуар Свободного Молодежного театра). В Воронеже — спектакль о современном русском языке «РЕЧЬ» режиссера Руслана Маликова и драматурга Михаила Дурненкова со студентами воронежского института искусств. В Томске участниками лаборатории инклюзивного театра Бориса Павловича стали актеры ТЮЗа и студии «Индиго»; они сделали вместе эскиз спектакля в жанре социального театра.

В пермском «Театре-Театре» пластическую лабораторию провел Александр Андрияшкин, уникальный человек для сообщества российского современного танца и перформанса. Получив высшее математическое образование, он одним из первых в действующем поколении перформеров участвовал в сайт-специфике в новосибирском зоопарке: в 2004 году актеры новосибирского театра «Вампитер» (Андрияшкин входил в их число) провели неделю в клетке местного зоопарка, поставив над собой психосоматический, а над зрителями психологический эксперимент. Склонен работать один, проектно (но как!), не занимать обязывающих должностей. Дал сотни мастер-классов в России и за рубежом. Поставил много спектаклей, далеко не все из которых укажет в своем cv.

Творческий человек, чувствующий время, ситуацию, людей, умеющий продвинуть свою идею в предлагаемых обстоятельствах: работа в детских коллективах, на тренингах бизнес-компаний, с драматическими актерами и Бог знает еще с кем делает его универсалом. «Театру-Театру» в рамках арт-лаборатории ТЕРРИТОRIИ Андрияшкин предложил перформанс «Останови вечеринку» с участием актеров и стажеров театра, балетных танцовщиков и приглашенных зрителей. Неделя репетиций — и сотня зрителей, с порога озадаченная квестом по театру с неожиданными вопросами и лазанием по пространству сценической изнанки, усажена на сцену под скандирование «Останови вечеринку!».

Андрияшкин в рамках лаборатории разрабатывал тему авторской позиции. «Каждому было предложено сделать авторское высказывание, которое стало частью показа». Можно было кричать в микрофон, бегать по сцене, танцевать с понравившейся соседкой, целовать мужчину щетина к щетине, лежать на полу и скулить, тихо прятаться на стуле в тени. В этом был разумный, во многом самоуправляемый хаос жизни, артикулированный и освобожденный сценой. Сам Андрияшкин стоял за диджейским пультом, за которым он обычно стоит в перформансах Lego из Ego. Плейлист как будто определял шепоты, вскрики, приливы и отливы физической энергии — ну, как на всякой вечеринке, куда так хочется попасть и откуда так хочется сбежать, если фантазии не совпали с реальностью. Вечеринку внутри себя останавливают по-разному и с разными целями. Современный​ танец все-таки — в поиске подлинности. Неудобство, скука и предсказуемость самого себя — за это отсутствие гладкой зрелищности и предъявление пустого нутра современного человека contemporary dance часто не жалуют. Но, черт побери, — познай себя, прими себя, научись жить с собой — в приучении себя к этому у современного танца мало соперников.

Неожиданно занавес раздвигается, присутствующие на сцене оказываются обнажены в своих состояниях перед покрытыми плотной тканью наблюдателями в креслах. «Останови вечеринку!» — громко требуют они. Но эта остановка — только по внутреннему требованию.

Комментарии
Предыдущая статья
Революция в пространстве 21.08.2017
Следующая статья
Танцы без танцев 21.08.2017
материалы по теме
Блог
Мурат Абулкатинов: «Театр должен быть сентиментальным»
Режиссёр, чей спектакль «Десять посещений моей возлюбленной», стал одним из хитов этого сезона, ответил на вопросы нашего корреспондента.
Блог
Наполеон уже не торт
Гоголевская «Женитьба» известна театралам уже в стольких сценических интерпретациях, что очередную премьеру идут смотреть с ожиданием: что нового? Как режиссёр видит историю Подколесина и Агафьи Тихоновны, которых тщится поженить Кочкарев, как трактует мотивировки героев, как выстроит череду женихов, каков будет…