Семён Серзин ставит в «Невидимом театре» дебютный роман Алексея Иванова

На фото - Семён Серзин на съёмках клипа группы "Не'мой фронт" © арт-проект "Ленинградский нуар"

11 и 12 мая в Театральном центре «На Страстном» пройдёт первая в истории петербургского «Невидимого театра» московская премьера на большой сцене. Новый спектакль Семёна Серзина «Общага на крови» по роману Алексея Иванова будут играть в обеих столицах — премьера в Петербурге намечена на осень.

«Общага» Семёна Серзина станет вторым для «Невидимого театра» опытом спектакля «на два города» — ранее в таком же формате петербургская независимая команда выпускала премьеру «Я шагаю по Москве» по текстам Геннадия Шпаликова. При этом «Невидимый» впервые выйдет сразу на большую сцену — камерное по меркам «большой формы» пространство ТЦ «На Страстном» вмещает почти 400 зрителей.

Отметим, что на май запланированы и другие московские показы спектаклей «Невидимого театра» — первые после более чем годового отсутствия команды на столичных площадках. Впрочем, создатель «Невидимого» Семён Серзин подчёркивает, что за это время у театра, принципиально не имеющего постоянного «дома» ни в одном городе, сформировался своеобразный девиз: «Не важно — где, важно — с кем».

В основе будущей премьеры — дебютный роман Алексея Иванова «Общага-на-Крови» (1993). Для героев романа, в отличие от резидентов «Невидимого», имел значение и «гений места», вынесенного в название. Сюжет «Общаги» сам автор излагает так: «Волею обстоятельств из обычного общежития выселяют компанию из пяти студентов, и молодые люди переходят на „нелегальное положение“. Чтобы выжить в общаге, им приходится жертвовать очень многим. Но до каких пределов позволено доходить, не предавая себя и друзей?».

О том, почему именно «Общага» стала материалом для нового спектакля и как она «переводится» на язык театра, Семён Серзин рассказал журналу ТЕАТР.: «Скоро выходит фильм „Общага“ Ромы Васьянова по тому же роману. Там снимался мой брат Женя Серзин, как-то он обмолвился на этот счёт — а я про такую книжку тогда вообще не слышал. Но запало название. Потом уже в книжном наткнулся глазами, прочитал и подумал, что это крутой материал. Во-первых, в „Общаге“ много тем, которые мне интересны, время, персонажи — они даже как будто собраны вместе: например, перестройка, один из героев, который списан с Башлачёва… Во-вторых, я и многие мои однокурсники жили в общаге, когда учились в Театральной академии, и мне всегда хотелось что-то про неё сделать. Наших историй хватит на такую же книжку, если не больше, и она была бы посуровей даже, мне кажется. А в-третьих, „слоган“ из текста, „Весь мир — общага“, по-моему, применим к нашей стране в целом: многие так или иначе оказывались в „общаге“, где у тебя нет личного пространства, — будь то коммунальная квартира, тюрьма или армия. Я, правда, долго сомневался, думал, устарела ли книга, ведь там речь идёт про 1989-й год (может быть, я не совсем точен, в тексте нет однозначного указания времени). Но всё-таки решил сделать спектакль, заодно и проверить.

Ещё „Общага“ меня привлекла тем, что она такая „сермяжная“. Все герои представлены без каких-либо прикрас. Ничего приятного в этих людях нет, ведут они себя абсолютно по-скотски, но при этом говорят о высоких вещах. Это очень жизненно — и чем-то напоминает Достоевского, „Братьев Карамазовых“ или „Бесов“: как в человеке существует одновременно какое-то дерьмо — и при этом Бог. В один и тот же момент, неотделимо. Про роман говорили, что это экзистенциальная, философская модель мира — на примере небольшого комьюнити. В силу того, что Иванову в момент написания „Общаги“ был, кажется, 21 год, там есть некоторый максимализм — попытка „запихнуть“ в текст всё, что можно. Это, пожалуй, и стало главной проблемой при переводе на язык театра: расчистить всю „литературу“ и оставить то, что нужно сыграть. Хотя роман написан „в прямой речи“, диалогами, как пьеса, там много демагогии, которой герои оправдывают и сами себе объясняют бессмысленное существование. Но при этом есть события, драматургия того, как герои меняются, а в языке подмечено многое как про время, так и про людей. И наша история не про кого-то одного — про всех действующих лиц, которых перемалывает главный герой — общага».

В будущем спектакле появятся новые для «Невидимого театра» лица — Геннадий Блинов (Отличник) и Алексей Фролов (Ваня), в 2013 окончившие курс Анатолия Праудина в СПбГАТИ, и выпускники курса Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ разных лет — Эва Мильграм (Серафима) и Николай Кисличенко (Игорь). Обитателями «Общаги на крови» станут и постоянные резиденты «Невидимого»: Владимир Карпов (он также будет играть Игоря), Анна Донченко (Неля), Алёна Митюшкина и Юлия Башорина (Лёля), Михаил Касапов (Гапонов) и Евгений Санников (также будет играть Ваню).

В постановочной команде — постоянные соавторы Семёна Серзина, художница София Матвеева и композитор Евгений Серзин, а также видеохудожник Михаил Заиканов, для которого «Общага» станет первой работой в «Невидимом театре» и третьей совместной работой с режиссёром Серзиным.

Комментарии
Предыдущая статья
Егоров, Бетехтин и Акриш выпустят спектакли в Великих Луках 25.03.2021
Следующая статья
В Александринке покажут перформанс с участием Анатолия Белого 25.03.2021
материалы по теме
Новости
Петербургский театр КУКФО покажет Шекспира «в петрушках»
Сегодня и завтра, 27 и 28 марта, в петербургском театре «Кукольный формат» (КУКФО) пройдёт премьера спектакля Бориса Константинова «Ромео и Джульетта» (12+) по одноимённой пьесе Шекспира.
Новости
Тонышев ставит «итальянскую комедию» об «актёрской кухне»
Сегодня, 27 марта, на Малой сцене московского Театра имени Маяковского пройдёт премьера спектакля Сергея Тонышева «Габриеле. Итальянская комедия».