Мария Трегубова открыла инсталляцию, посвящённую Майе Плисецкой

На фото - Майя Плисецкая

До 19 января в московской галерее на Солянке проходит выставка-инсталляция, посвященная 95-летию со дня рождения Майи Плисецкой. Художественный руководитель проекта — Андрис Лиепа. Автор — Мария Трегубова.

В основу проекта легла автобиографическая книга балерины «Я, Майя Плисецкая», изданная в 1994 году. В предисловии Майя Плисецкая пишет: «Эту книгу я писала сама. Потому и долго. За годы моей сценической жизни про меня наплели уйму небылиц. Что-то начинали с правдивого факта, переходили затем в полуправду, а кончали несусветной чепухою, враньем. Хорошо, когда еще незлонамеренным… Первым желанием моим было восстановить правду. Правду моей собственной жизни. А через свою жизнь рассказать, как жилось артистам балета в первой стране социализма. В стране, которая была „впереди планеты всей“ по танцевальному делу».

Проект, приуроченный к 95-летию балерины, создан РОО «Русские сезоны XXI века» и галереей-мастерской «ГРАУНД Солянка» при поддержке Департамента культуры г. Москвы. Музыкально-драматический проект «Я, Майя Плисецкая» — первая большая сольная работа Марии Трегубовой в области современного искусства. В нём примут участие ученики Школы классического танца Геннадия и Ларисы Ледях, будет использована музыка Родиона Щедрина.

Инсталляция состоит из шести комнат, каждая из которых связана с одним из периодов жизни или аспектов личности балерины. Они носят условные названия: «Детство», «Любовь», «Страх», «Слава», «Контекст», «Кухня». Открывается выставка демонстрацией видеоархива, в который включены записи интервью и выступлений разных лет балерины, отрывки из биографических фильмов и фрагменты новостной хроники. Другие комнаты: балетный зал; кухня в коммунальной квартире Большого театра, где Майя Плисецкая жила в послевоенные годы; белая комната с роялем, в которой звучит посвященная балерине музыка Родиона Щедрина; черная комната, заполненная замершими фигурами в черных костюмах, глазками для подсматривания и отверстиями для подслушивания; комната с ведущей вверх лестницей, олицетворяющей путь балерины. Очередность посещения комнат — свободная, каждый зритель сам составляет свой маршрут.

Сайт галереи на Солянке приводит комментарий Марии Трегубовой: «Майя Плисецкая — уникальное явление. Она никогда не была просто исполнительницей заданных партий. Она всегда и во всем была художником, автором. Задачей проекта было создать портрет Плисецкой, найдя для этого форму, подходящую этой совершенно неординарной натуре. Этот портрет не мог быть абсолютно реалистическим. Это не соответствовало бы ее хулиганскому характеру. Не мог он быть и совсем абстрактным — слишком жалко было бы лишаться документальных подробностей, без которых портрет не был бы полным. Получилась система образов в пространстве, не имеющих друг к другу прямого отношения, и монтирующийся в единое целое лишь в голове у зрителя. При этом зритель тоже наделяется правом авторства, создавая из кусочков паззла свой портрет Плисецкой».

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Её мать Рахиль Мессерер-Плисецкая была актрисой немого кино, отец — генеральным консулом СССР. Родителей будущей балерины арестовали в 1930-е годы, после чего её удочерили тётя и дядя, танцовщики Большого театра, Суламифь и Асаф Мессерер. Еще одна тётя — Елизавета — играла в Театре имени Ермоловой, а дядя Азарий был актером Московского художественного театра. Про этот период своей жизни Майя Плисецкая пишет: «У Миты я жила, когда мать посадили в тюрьму. И совершенно обожала ее. Не меньше, чем мать, иногда, казалось, даже больше. Но она, в расплату за добро, каждый День, каждый день больно унижала меня. И моя любовь мало-помалу стала уходить. Это она заставила меня разлюбить ее. Не сразу это удалось. А когда удалось, то навсегда».

Плисецкая танцевала практически 60 лет. И почти 50 из них — на сцене Большого театра, в труппу которого была принята в 1943 году, сразу после окончания Московского хореографического училища. Плисецкая стала легендой и символом Большого театра, как и балет «Лебединое озеро», который, по ее собственным подсчетам, она исполнила более 800 раз.

Балерина умерла 2 мая 2015 года от обширного инфаркта в клинике Мюнхена. Согласно завещанию, составленному совместно с Родионом Щедриным, ее последняя воля была такова: «Тела наши после смерти сжечь, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше или в случае нашей одновременной смерти, оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией».

Мария Трегубова — художник. Окончила театрально-декорационный факультет МГАХУ и факультет сценографии РАТИ-ГИТИС (мастерская Д. Крымова). Оформляла спектакли в «Школе современной пьесы» («Записки русского путешественника», «Вредные советы», «Дом»), в Лаборатории Дмитрия Крымова («Opus № 7», «Тарарабумбия», «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня…» и др.), в МХТ им. Чехова («Пьяные», «Луизиана», «Мефисто»), в Александринском театре («Ваш Гоголь») и другие. Обладатель Гран-при «Пражской квадриеннале». Лауреат премии газеты «Московский комсомолец», премий «Золотая Маска», «Хрустальная Турандот», театральной премии «Прорыв», премии имени Олега Янковского «Творческий прорыв» и других.

Подробности на сайте галереи.

Комментарии
Предыдущая статья
На канале Mezzo пройдет трансляция оперы «Борис Годунов» 19.12.2019
Следующая статья
«Арт-лаборатория» Международного фестиваля-школы «Территория» представит в Тобольске спектакль-ландшафт 19.12.2019
материалы по теме
Новости
В Петербурге покажут считавшийся утраченным вариант пьесы «Дибук»
Сегодня, 11 марта, в Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке открывается выставка «Меж двух миров. Семён Акимович Ан-ский и его пьеса „Дибук“».
Новости
На выставке в Москве покажут связь биомеханики и театра кукол
В московской галерее «На Шаболовке» открылась выставка «Биомеханика Мейерхольда. Актёр. Кукла», приуроченная к 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда. Это совместный проект галереи с Музеем Театра кукол имени Образцова.