Марина Шимадина о «Пермских богах» Дмитрия Волкострелова

На фото - сцена из спектакля "Пермские боги" © Дмитрий Дубинский

Сотрудничество театров и музеев – один из популярных трендов современной сцены, уже доказавший свою состоятельность и актуальность. Институт театра и «Золотая Маска» совместно с Фондом Владимира Потанина решили осмыслить это явление и провели лабораторию и фестиваль THEATRUM, где собрали наиболее интересны е образцы театрально-музейных копродукций.

К сожалению, мне удалось побывать только на одном спектакле – «Пермских богах» Дмитрия Волкострелова из пермского «Театра-Театра». Но ради него одного уже стоило затевать всю историю. Постановка Дмитрия Волкострелова, Ксении Перетрухиной и композитора Дмитрия Власика выбивается из ожидаемого формата работы с документами, с историей, оживления и театрализации архивных материалов.

Здесь мы имеем дело с такой тонкой материей, как наши переживания, ощущение сопричастности вечному, которые испытывает, наверное, каждый, кто бывал в Пермской художественной галерее и видел местную церковную деревянную скульптуру — тех самых «пермских богов», очень похожих на простых деревенских мужиков. Вот это удивительное чувство сакрального в повседневном, высокого в бытовом и пытается передать спектакль. Собственно, его главный месседж раскрыт уже в первом звучащем стихотворении – «В деревне бог живет не по углам» Бродского (потом будет Цветаева, Тарковский и конечно Пастернак с его пантеистической религиозностью). А все остальное действие становится развернутой к нему иллюстрацией. Но какое же наслаждение – наблюдать за ней, любоваться неспешным, размеренным ходом деревенской жизни, в которой заложен какой-то вселенский миропорядок. Здесь точат серпы, собирают яблоки, стирают белье, лепят пельмени, пьют чай, убирают лыжи на антресоли, и эти бытовые незамысловатые действия становятся неким ритуалом, символизирующим незыблемый цикл рождения и умирания: зима, весна, лето, осень и снова зима.

Время на экранном циферблате постепенно замедляется, замирает, и мы погружаемся то ли в сон, то ли в вечность, где категория часов и минут отменена. На этом фоне мне лично показалось лишним, незначительным зачитывание записей из книги отзывов в Пермской галерее и расспросы посетителей о том, кто такие эти «пермские боги». Но больше всего поразил один момент. Иногда актеры, занятые своими делами, вдруг замирали и синхронно пропевали высокую ноту. Причем, никто не знал заранее, когда она прозвучит – кто-то один произвольно брал её, а остальные подхватывали. И это не просто формальный момент, заставляющий исполнителей все время быть начеку, здесь и сейчас, и чувствовать партнеров. Это внезапная, как удар молнии, вертикаль, пробивающая неспешное, медово-тягучее горизонтальное действие, устанавливает связь между небом и землей, между людьми и теми самыми «богами», что наблюдают за нами со своих северных деревянных небес.

Комментарии
Предыдущая статья
Театральный музей Бахрушина посадил «Древо российского театра» 06.06.2019
Следующая статья
В Челябинске сыграют спектакль о мечтах особых детей 06.06.2019
материалы по теме
Новости
В спектакле Дмитрия Волкострелова предметы заговорят голосами его друзей
2 февраля в московском камерном театре «Среда 21» пройдёт показ моноспектакля Дмитрия Волкострелова «Горький / Толстой. Воспоминания», созданного в формате театра предмета.
Блог
Памяти старого телефона
Одним из важных событий Пермской оперы в этом сезоне стала премьера «Человеческого голоса» Франсиса Пуленка и Владимира Горлинского в режиссуре Дмитрия Волкострелова.