Когда наступит конец света

Государственная премия «Инновация» за лучшее произведение визуального искусства досталась спектаклю — опере «Марево», поставленной дуэтом ПРОВМЫЗА в Нижегородском филиале ГЦСИ, в стенах кремлевского Арсенала.Прогрессивные критики не раз говорили о живучести современного театра, прекрасно чувствующего себя вне привычной сцены-коробки — в квартирах и на площадях, фабричных пространствах и гостиничных номерах. Опускаясь, к примеру, на недостроенный уровень башни «Федерация» театр приобретает черты аттракциона, экскурсии в сталкеровскую зону, — оставаясь и театром тоже, тем видом искусства, что только кажется старым и дряблым, на деле же способным проглотить, ну да, ну да, весь мир (и людей с коньками в придачу). Теперь у театрального могущества есть официальное подтверждение — в виде премии «Инновация». Она вручается за достижения в области contemporary art в нескольких номинациях — «Лучший кураторский проект», «Теория, критика, искусствознание», «Новая генерация»… А самая главная, аналогичная «оскаровской» «Лучший фильм года» — номинация «Произведение визуального искусства». Самый большой резонанс был у победителя 2011 года — проекта арт-группы «Война» «Хуй в плену у ФСБ», с живописным фаллосом на Литейном мосту. Тоже, кстати, была не лишенная театральности акция, вполне себе перформанс, пусть и без участия людей (то, что и такой театр возможен, иллюстрирует только что показанная на «Золотой маске» «Вещь Штифтера»). Решение этого года не менее радикально — «Инновация» вручена опере «Марево» (проигнорированной экспертами «Золотой маски» и вошедшей только в off-программу фестиваля).

2
Фотография: www.goldenmask.ru

Партитуру написали Марк Булошников и Кирилл Широков, и это действительно интересная современная опера, равно приближенная и к новозаветным откровениям Иоанна Богослова, и к голливудскому апокалиптическому хоррору; сочинение, полное болезненно-притягательных арий, размалывающих поэтический текст либретто Антона Шраменко в странные звуки: «Марево» — серия последних, сделанных уже за чертой признаний папы, мамы, сына, собаки, голубей, куста, уничтоженных разросшейся до вселенских масштабов автокатастрофой. Но на первом месте в этой затее имена не композиторов, музыкантов и исполнителей, но постановщиков — Галины Мызниковой и Сергея Проворова, дуэта ПРОВМЫЗА, художников, известных эзотерическими видеоработами (которые прекрасно смотрятся не только в музейных пространствах — «Воодушевление» участвовало в секции «Горизонты» Венецианского кинофестиваля, а новейшая «Вечность» — в секции CINEMAXXI кинофестиваля в Риме, рядом с новыми фильмами Питера Гринуэя и Пауля Верхувена). «Марево» — спектакль режиссеров-демиургов, подчиняющих себе всё пространство. ПРОВМЫЗА действует как тот самый Великий и Ужасный, тотальный, присваивающий себе весь мир Театр. В их постановке («большой постановке жизни после смерти», если перефразировать название старого сценария Миндадзе) нет видео, но есть мерцающий матовой поверхностью задник из стали — по сути, экран, на который осуществляется «живая проекция».

Фотография: www.goldenmask.ru

Уникальное «Марево», рожденное по инициативе Приволжского отделения ГЦСИ, — часть экспериментальной арт-политики директора музея Анны Гор. Цель — синтез искусств, и нынешний год в Арсенале Нижегородского Кремля начался с «Идеологического дефиле», придуманного Вадимом Захаровым по мотивам брехтовской «Ме-ти. Книги перемен». Захаров, кстати, будет автором российского павильона на ближайшей Венецианской биеннале — посмотрим, насколько инновационно он использует свежеприобретенный опыт театрального режиссёра.

Комментарии
Предыдущая статья
Двойное дознание 10.04.2013
Следующая статья
Афиша на 16–30 апреля 10.04.2013
материалы по теме
Блог
Нерон, он же Муссолини
Кристоф Марталер поставил в Базеле «Коронацию Поппеи». В его интерпретации барочная опера Монтеверди стала остроактуальной, но не потеряла своей музыкальности и не превратилась в плакат.
Блог
Балконы театрального подполья, или Opus posthumous
В своем новом спектакле во Вроцлаве Кристиан Люпа объединил «Лето» Джона Кутзее и «Дом Бернарды Альбы» Федерико Гарсиа Лорки. И явно вдохновлялся произведениями Гойи. Но и это ещё не всё.