Будни Бенуа

Завтра последний день работы выставки «100 работ Александра Бенуа» в галерее «Наши Художники».

Один из основателей и идеологов художественного объединения «Мир искусства», познакомившего русского зрителя со скандинавской живописью, графикой Бёрдсли и творчеством прерафаэлитов, Александр Николаевич Бенуа – театральный деятель в самом широком смысле этого слова. Интересно, что не имея специального искусствоведческого образования (Бенуа учился на юридическом факультете Петербургского университета), он написал статью о русском искусстве для третьего тома «Истории живописи в XIX веке» Рихарда Мутера, послужившей началом его историко-художественной карьеры. Живописью он стал заниматься позднее, создав в 1897 году серию «Последние прогулки Людовика XIV», в которой сцены из жизни Короля-солнца предстают призрачными и мистическими видениями, разворачивающимися в пышных версальских садах.

«У бассейна Цереры». Из серии «Последние прогулки Людовика XIV»

Акварельные работы из частных собраний, которые можно увидеть, в большинстве своем ранее не выставлялись. Экспозицию можно условно разделить на несколько тем: путешествия, книжная иллюстрация, оформление к театральным постановкам.

География путешествий художника обширна: от Бретани до Крыма, от Нижнего Новгорода до Дрездена, однако это не просто живописные «путевые заметки». Свои впечатления от странствий Бенуа переплавлял либо в картины – исторические аллюзии («Кормление рыб», 1897 г), либо они становились хроникой семейной жизни («Семья художника на пляже в Бандоле», 1927).

Из графики представлены две работы для издания И. Кнебеля «Картины по русской истории», воспроизведенные позднее в открытках Общины Святой Евгении – в начале XX века они сыграли немаловажную роль в популяризации нового русского искусства. Или эскизы пяти букв для знаменитой «Азбуки в картинках Александра Бенуа», чья утонченная и цветистая графика по сей день является непревзойденным образцом книжной иллюстрации.

И конечно, на выставке можно увидеть знаменитые эскизы к дягилевским спектаклям «Павильон Армиды», «Петрушка» и «Соловей». Яркими красками зрителя встречает афиша к балету И.Ф. Стравинского «Петрушка», для которого Бенуа не только создал декорации, но и написал либретто.

В своих мемуарах Бенуа пишет, что впервые попав на балет (в 5 лет), он «как бы помешался от всего представления в целом и главное, — особенно от фантасмагории, получившейся от соединения яркости декораций и костюмов с красотой движений и с музыкой». О других воспоминаниях художника можно прочитать в представленных на выставке дневниках (1925-1950), считавшихся ранее утерянными.

Комментарии
Предыдущая статья
Правота обыденности 11.07.2013
Следующая статья
Элементарные частицы 11.07.2013
материалы по теме
Блог
Олег Липовецкий: Миссия «Шалома» – профилактика насилия и ксенофобии
Современная история еврейского театра «Шалом» началась в октябре 2021 года – с приходом на пост художественного руководителя Олега Липовецкого, который полностью обновил труппу и репертуар. Сейчас в афише театра пять спектаклей: «Исход» Петра Шерешевского, «Моня Цацкес – знаменосец» и «Жирная…
Блог
Покидая дом Метерлинка
В декабре 2022 года бельгийский NTG, которым, напомним, с 2018 года руководит Мило Рау, сыграл в центре Гента, на своей основной сцене, премьеру «Дом Метерлинка. Неподвижный театр» («Maison Maeterlinck. Theatre immobile”). Её поставил швейцарец Том Луц. Рассказывает Анастасия Арефьева.