Борис Эйфман репетирует балет по «Чайке» Чехова

На фото - сцена из балета «Чайка. Балетная история» © Евгений Матвеев

22 и 23 февраля на сцене Александринского театра пройдёт мировая премьера балета «Чайка. Балетная история» Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана.

Спектакль будет представлен в год празднования 45-летия Академического театра балета.

«Есть книги и темы, годами не отпускающие меня, провоцирующие на напряжённые интеллектуальные поиски, – цитирует Эйфмана пресс-служба театра. – Чеховская “Чайка” – гениальный образец подобного произведения. За внешней размеренностью сюжета в пьесе скрывается лабиринт важнейших философских идей.

Действие в нашем спектакле перенесено из усадьбы в репетиционный зал, где экспериментатор Треплев, одержимый поиском новых танцевальных форм, противостоит успешному хореографу Тригорину, ставящему свою версию “Лебединого озера”, а юная артистка Заречная соперничает с властной примой Аркадиной.

Применяя инструментарий языка балета, мы размышляем о мятежной попытке взлета души и разрушительном гнёте повседневности, многоликости любви и обреченности человека на одиночество, наконец, – о самой сути театра.

Точкой пересечения линий главных героев выступает творчество, помогающее превознестись над обыденностью, обрести себя, но также приносящее лишения и внутренние страдания. Каждый из персонажей проживает собственную жизнь в искусстве и демонстрирует особый тип художественного таланта. Каждому – на сцене и в реальности – уготованы свои страхи и разочарования.

Балетный театр жесток и требователен ко всем служителям, будь то многоопытный мэтр Тригорин и самоупоённая звезда Аркадина или жаждущие триумфа дебютанты Треплев и Заречная. Первые должны ежедневным каторжным трудом отстаивать право на лидерство. Участь вторых скорбна: крушение личных и сценических надежд, трагическое осознание невозможности реализовать ниспосланный дар. Этот падекатр человеческих и театральных судеб вплетается в партитуру непрекращающегося спектакля жизни.

Бесплодны устремления Треплева: он не в силах создать новый пластический мир. И творческая гибель становится печальным финалом пути молодого хореографа».

Балет по пьесе Чехова поставлен на музыку Сергея Рахманинова и Александра Ситковецкого. Художник – Зиновий Марголин. Художник по костюмам – Ольга Шаишмелашвили.

Напомним, что летом 2021 года балет «Чайка» в постановке режиссёра Александра Молочникова и хореографа Юрия Посохова на музыку Ильи Демуцкого представил Большой театр России.

Комментарии
Предыдущая статья
«Апельсины» без сока 27.01.2022
Следующая статья
Марина Шимадина об аномалиях театра «Человек» 27.01.2022
материалы по теме
Новости
«Урал Балет», Пимонов и Горлинский выпускают мировую премьеру в «ГЭС-2»
19, 20 и 21 апреля в московском Доме культуры «ГЭС-2» пройдут показы балета Антона Пимонова «Графит» на музыку Владимира Горлинского. Это мировая премьера, специально созданная для пространства «ГЭС-2» и осуществлённая как совместный проект с екатеринбургским театром «Урал Опера Балет».
Новости
В Большой театр вернутся «Ромео и Джульетта» Леонида Лавровского
Сегодня, 4 апреля, на Исторической сцене Большого театра пройдёт премьера возобновлённого балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева в постановке Леонида Лавровского. Балетмейстер возобновления — Михаил Лавровский.