«Context. Diana Vishneva» и ГМИИ создали кросс-медийный фильм

На фото - танцовщики в зале Микеланджело (хореограф Анна Щеклеина). Фото Петра Сильвестрова (предоставлено пресс-службой проекта).

31 марта пройдёт премьера фильма «Слепок». Совместный проект фестиваля «Context. Diana Vishneva», ГМИИ им. А.С. Пушкина и Aksenov Family Foundation объединяет современный танец, музыку, изобразительное искусство и кино. «Слепок» составили пять работ современных хореографов и композиторов.

Пять работ внутри «Слепка» исследуют пластику человеческого тела, историю западноевропейской цивилизации и современный синтез искусств через хореографическое «путешествие» по залам музея, эпохам в искусстве и стилям хореографии. На сайте проекта остроумно сформулировано: «В главных ролях — ГМИИ им. А.С. Пушкина и Диана Вишнёва». Режиссёр «Слепка» Андрей Сильвестров поясняет, почему это определение корректно: «Мы путешествуем из эпохи в эпоху. Обнаруживаем, что у каждого времени своя пластика тела, и эта пластика не только про красоту, но и про политику, и про устройство мира. Мы находим для каждого времени свой язык, на котором говорит изображение. Например, „Дионисийский танец“ снимали одним длинным планом, а „Средневековую процессию“ — с восьми камер. Диана становится нашим проводником, она Эвридика и Орфей одновременно; проходит сквозь времена, чтобы обнаружить перед нами и нашими зрителями не только прошлое, но и настоящее, и будущее. Музей похож на волшебный кристалл, через который проглядывает образ синтетического искусства XXI века».

Напомним, Андрей Сильвестров — кино- и театральный режиссёр, ученик Бориса Юхананова, актёр, художник и продюсер. Участник и лауреат престижных российских и мировых смотров. В 2008–2016 — главный режиссёр премии «Инновация» в области современного искусства. Режиссёр недавней премьеры Электротеатра «Станиславский», мультимедийного спектакля «Жизнь и необыкновенные приключения Соломона Маймона».

Диана Вишнёва рассказывает о фильме: «Проект „Слепок“ — это объединение трёх крупных институций. Это сочетание мыслей и идей разных поколений, разного опыта. Объединив их, мы с нового ракурса посмотрели на танец, историю и объекты изобразительного искусства. И даже по-новому услышали звуки музыки. В сочетании и сравнении, в переходе от прошлого к будущему — основная философия нашего проекта».

Пять хореографов, приглашённых для участия в проекте, — финалисты конкурса Международного фестиваля современной хореографии «Context. Diana Vishneva». Помимо успешного участия в конкурсе, хореографов мало что объединяет, — разница бэкграунда оказалась конструктивной составляющей: «многообразие пластических форм», упомянутое в официальном описании проекта, подразумевает и различие художественного почерка авторов-участников. Для работ, составивших «Слепок», отправной точкой было не только пространство музея и художественный язык каждой из эпох, но и музыка, написанная специально для проекта современными композиторами. Все авторы работают в сфере академической музыки, при этом трое из них являются лауреатами ежегодной программы копродюсера проекта Aksenov Family Foundation «Русская музыка 2.0».

Отметим, что «пять работ» не стоит приравнивать к пяти номерам — число последних в «Слепке» больше. О том, из каких сюжетов и образов сложился фильм, а также о создателях «Слепка», подробно говорится в официальном релизе проекта: «Константин Семёнов отталкивается от популярной античной мифологии, работая в залах, посвящённых искусству Древней Греции. В трёх номерах, придуманных им для фильма, угадываются образы богов и героев олимпийского пантеона, а также визуальные мотивы греческой вазописи и скульптурных рельефов эпохи эллинизма. Его танец сопровождает музыкальное произведение Василия Пешкова.

В зале искусства Древнего Рима Андрей Короленко размышляет о взаимоотношениях человека и власти. Раздробленный на отдельные пластические фразы, сюжет его танца строится на теме противостояния. Танцовщики выступают в роли гладиаторов, на которых безучастно взирают статуи императоров. Вопреки внешней простоте, звуковой ландшафт «Morendo» Марка Булошникова состоит из множества тонких технических деталей. Собранное из отдельных блоков музыкальных форм, произведение символизирует отчуждённость.

В Греческом дворике среди слепков фронтона афинского Парфенона Анна Щеклеина и Александр Фролов отражают в танце процесс разрушения. Основным визуальным мотивом здесь становится прекрасное тело, изломанное потрясениями. Соединяясь с произведением Александра Хубеева «Не выходи из комнаты», основанном на акустических экспериментах и поиске новых звучаний, хореография сплетает движения и музыку в сложное взаимодействие, символизирующее отношения человека и времени.

В постановке Лилии Бурдинской в зале Европейского искусства Средних веков основным мотивом стал образ женщины — Евы или Лилит, ведьмы или монахини. Цитируя в пластике и жестах живопись Иеронима Босха, неспешный танец-процессия существует по законам симультанной сцены площадного театра. Простая, на первый взгляд, хореография изобилует образами. Танец поставлен на музыку Алексея Ретинского «Антифоны птиц» для шести скрипок, которые драматизируют каждый жест, усиливая ощущение трагедии.

Путешествие по эпохам завершается номером-дуэтом в зале скульптуры Микеланджело. Танец, решённый Анной Щеклеиной в изящном стиле контемпорари, подчёркивает лёгкость и грацию, перетекающую из одной формы в другую и подсмотренную у ренессансного мастера. Радикальное музыкальное высказывание Дарьи Звездиной предлагает отвлечься от звуков и обратить внимание на то, что обычно остается без внимания — «побочные эффекты» и ошибки, — создавая акустическое пространство гармонической инверсии, вступающей в диалог с перформативным языком танца».

После премьеры, которая пройдёт 31 марта, фильм «Слепок» выйдет в широкий прокат и, в частности, будет доступен для просмотра онлайн. Узнать актуальное расписание показов, а также изучить биографии всех создателей «Слепка» можно на сайте проекта.

Комментарии
Предыдущая статья
Екатерина Образцова ставит «Волшебника страны Оз» в МТК 07.03.2021
Следующая статья
8-14 марта: какие спектакли смотреть в сети 07.03.2021
материалы по теме
Новости
Умер Эмиль Верник
О смерти режиссёра и педагога Эмиля Верника в ночь с 10 на 11 апреля сообщил его сын, актёр Игорь Верник.