Культовый проект Rimini Protokoll, интерактивные инсталляции Ксении Перетрухиной, летающие фантастические фигуры и шоу из “оживших” морских контейнеров – на ВДНХ стартовал фестиваль “Вдохновение”

Фестиваль Вдохновение

Несколько дней назад в Москве стартовал фестиваль «Вдохновение». Существующий уже четыре года, в этот раз фестиваль привез не только яркие зрелища, вписывающиеся как в пространства, так и в репутацию ВДНХ, но значительно расширил подборку, пригласив культовую театральную группу Rimini Protokoll, ведущих театральных художников России и создав несколько специальных программ. Подробно о концепции «Театру.» рассказал новый арт-директор фестиваля Роман Должанский.

“Фестиваль «Вдохновение» уже существовал на ВДНХ, но в этом году он решил попробовать стать театральным фестивалем.  Я думаю, что это правильная идея, потому что летнего театрального фестиваля в Москве очень не хватает. Например, уличный театр в Москве просто в силу климатических условий можно показывать только летом, да и то с опаской. Кроме того, на ВДНХ огромные необычные пространства, которые сейчас приведены в порядок, и они очень подходят для интереснейших мировых проектов, которые по разным причинам не влезают в наши традиционные театральные пространства. Я «Вдохновению» обрадовался, потому что как минимум было два проекта, которые хотелось показать: это «Waterlitz» французского уличного театра Générik Vapeur, и «Situation Rooms» группы Rimini Protokoll. Мне кажется, это один из лучших, если не лучший их проект, который показать ни на «Территории», ни на фестивале «NET» в силу разных причин было никак невозможно.

Еще одна причина, по которой я за это взялся, это само место – ВДНХ. Оно очень изменилось за последние годы, я сам был в плену каких-то давних представлений о том, что это такое место демократических увеселений для невзыскательной публики, и испытывал некоторое предубеждение. И был совершенно покорен и вдохновлен тем, что там сейчас происходит, и позицией руководства. Потому что они действительно стали дорожить единицами, а не только тысячами. Я увидел, что им нужны не только миллионы, которые приходят просто погулять, а может быть, тысячи, которые придут на осмысленное искусство.  И мне кажется, это очень правильная задача. Поэтому в программе фестиваля самые разные спектакли: от «Situation Rooms», куда входят по одному, и вообще всего двадцать человек зрителей предполагается, до Les Plasticiens Volants, французского театра, которые устроит огромную специальную акцию в день рождения ВДНХ – ее в принципе могут посмотреть до пятисот тысяч человек –  на главной аллее. В результате – можно пересекать и совмещать совершенно разные аудитории, что в потенциале замечательная вещь.

Есть еще второй блок: после реконструкции открывается Дом Культуры. Это настоящий образец сталинского стиля, в котором построены все знаменитые павильоны ВДНХ, и он открылся после реконструкции, поэтому важная часть фестиваля – это как бы инаугурация этого павильона. И там создана целая программа литературных спектаклей, так или иначе вступающих в диалог с этой архитектурой, с тем временем, мысли о котором не может не навевать сам ВДНХ. Поэтому там будет два спектакля Театра Наций – по текстам Нодара Думбадзе и Иосифа Бродского из цикла «Наше все»; премьера «Все оттенки Черного» – история о жизни Саши Черного, «Юбилейное кабаре» Людмилы Петрушевской, моноспектакль Александра Филиппенко по Жванецкому и Зощенко. То есть самые разные писатели ХХ века, как живые, таки и интерпретируемые артистами.

И, наконец, третья часть – это программа уж совсем изысканная, синефильская, возможно, обращенная к единицам. Это будут фильмы, российские и зарубежные, так или иначе говорящие о театре, о театральности, о разных деятелях театра. Отобранная такими критиками крупных международных фестивалей, как Андрей Василенко, – программа получилась уникальной, увидеть ее можно будет только на «Вдохновении». Кроме того, запланирована небольшая студенческая программа. Мне кажется, что такой блок из четырех программ может дать хороший модуль для дальнейшего развития фестиваля, если оно будет востребовано.

Ксения Перетрухина создала очень важные инсталляции на главной аллее ВДНХ. Одна из них – «Театр зрителя» – трибуна, забравшись на которую, ты становишься зрителем, а все вокруг – театром.  Или «Горизонтальный театр» – мне кажется, совершенно замечательная работа. Это хаотично расставленные стулья на центральной аллее, практически в центре ВДНХ, где каждый может сам устроить театр, там на сиденьях даны указания, что нужно делать. И фактура, и хаотичное расположение стульев контрастируют с этим упорядоченным, помпезным государственным стилем выставки. То есть это такое вторжение индивидуальности, вторжение ростков свободы в довольно нормативный мир. И каждый из участников основной программы – и Rimini Protokoll, и французские театры, и итальянский театр на воде, и Перетрухина – каждый по-своему говорит о свободе и независимости человека.

Мне вообще кажется, туда нужно приносить какие-то конфликтные вещи. Это прекрасная среда, с которой можно вступать в диалог: с архитектурой, которая там есть, с духом этого места. И этот диалог можно вести на разные темы и в разных тональностях”.

Напомним, что в этом году «Вдохновение» проходит с 20 июля по 5 августа в Москве. Более подробно с программой можно ознакомиться здесь и на сайте фестиваля.

 

 

Комментарии
Предыдущая статья
Следуй за войной 23.07.2018
Следующая статья
“Александринский” фестиваль соберёт театральных экспериментаторов 23.07.2018
материалы по теме
Новости
Наташа Боренко ставит в Мангейме спектакль об «играх в войнушку»
8, 9 и 10 марта на сцене Мангеймского национального театра пройдёт премьера спектакля Наташи Боренко «Krieg ist kein Spiel für Frauen» («Война — не игра для женщин») по текстам Лидии Головановой.
Новости
Теодора Лилян, Перетрухина и Должанский создают «междумирье» пушкинской «Русалки»
Сегодня, 26 апреля, в Национальном театре Ивана Вазова (София, Болгария) пройдёт премьера спектакля «Русалка» по неоконченной пьесе Пушкина. Режиссёр — Теодора Лилян, драматург — Роман Должанский, сценограф — Ксения Перетрухина.