Яна Тумина покажет пространство памяти «Катакомб Петрикирхе»

На фото - момент репетиции проекта “MEMORIAE” ©  соцсети "Театральной лаборатории Яны Туминой"

21 января в 16.00 и 22 января в 21.00 в петербургских «Катакомбах Петрикирхе» пройдёт премьера проекта «MEMORIAE», который создаёт «Театральная лаборатория Яны Туминой».

«Катакомбы Петрикирхе» — арт-пространство, действующее с 2019 года. Это часть евангелическо-лютеранской церкви святых Петра и Павла на Невском проспекте. В советское время здесь был устроен бассейн, бетонную чашу которого «законсервировали» при реставрации, когда церковь была возвращена верующим. Подвал и чаша бассейна, составляющие пространство «Катакомб», были расписаны художниками Адамом Шмидтом и Мэттом Лэмбом — их работы объединили память о жертвах репрессий и депортаций с темой веры, любви и надежды. После установки профессионального освещения «Катакомбы Петрикирхе» стали площадкой для выставок, концертов и спектаклей.

Режиссёр «MEMORIAE» Яна Тумина считает, что определение «спектакль» для него не вполне корректно. Во всех релизах и публикациях «MEMORIAE» называют «проектом». Обращаясь к теме памяти, вынесенной и в заглавие, Тумина и её соавторы предлагают зрителям «погружение в память личную и общую, телесную и традиционную, социальную и историческую, сущностью которой мы все являемся», — именно так охарактеризован проект в официальном описании.

«MEMORIAE» состоит из двух частей в соответствии с двумя локациями. В катакомбах «люди существуют телесно, возникают из земли и прорастают, как семена», говорится в релизе, а ключевым элементом становится земля. В чаше бассейна хтоническое начало и предметная составляющая сменяются обращением к личной памяти. Неслучайно описание проекта начинается так: «Катакомбы Петрикирхе являются носителями памяти — в разные периоды истории это место было катакомбами лютеранской церкви, складом, бассейном. Кто-то даже видел воочию этот бассейн — бассейн с отсыревшими стенами. Кто-то может это вспомнить, увидеть, как было тогда и как сейчас, сравнить, восстановить в памяти. Память становится полноправной участницей проекта. У памяти появляется голос, тело и действие». Максимально «индивидуальная» составляющая раскрывается во второй части, когда «память проявляет себя через личные истории, которые становятся содержанием общей памяти, memoriae», и сосуществуют как часть действия «традиционные обряды и заговоры, личные воспоминания и научные исследования памяти».

Яна Тумина рассказывает о «MEMORIAE» так: «Пространство памяти в пространстве катакомб Петрикирхе, там, где раньше был бассейн. „Там, где раньше был…“ — это место, куда мы заходим и замираем, понимая, что всё изменилось. Мы сравниваем и пытаемся восстановить… Что мы делаем, когда вспоминаем? Археология, уровень первый. Так, по сути, можно назвать пролог или вступление, которое разворачивается перед зрителями в катакомбах. Поющая земля, которая отдаёт нам голоса забытых предков и предметы, которые когда-то принадлежали нам, значения которых мы обретаем заново или заново изобретаем. Сила, возделывающая и освещающая землю, персонифицирована, как в древних легендах. Это хтонический персонаж, который движется в пространстве, как хозяин, знающий, где что хранится, даже если это скрыто от глаз. Люди-актёры рождаются, прорастают из одной жизни в другую. И эта другая жизнь заставляет нас, зрителей, подняться, буквально подняться этажом выше и оказаться совсем в другом пространстве, с другими смыслами, но всё так же о памяти, которая питает и наполняет душу».

Вместе с Туминой над проектом «MEMORIAE» работает большая команда: драматург Элина Петрова, хореограф Ксения Петренко, художник по свету Василий Ковалёв, автор саунд-дизайна Анатолий Гонье и звукорежиссёр Владимир Мамаев. Художниками стали Кирилл Маловичко и Маша Небесная — резиденты Инженерного театра АХЕ как медиахудожник и видеохудожник соответственно. Маша Небесная также будет участвовать в «MEMORIAE» как актриса. Помимо неё, участниками действа станут Александр Балсанов, Галя Локшина-Гидон, Дина Имишкеева, Анастасия Колесина, Денис Соколов, Денис Зыков, Регина Хабибуллина и Алексей Эрберг.

Комментарии
Предыдущая статья
Александринский театр открыл онлайн-доступ к исторической коллекции 17.01.2022
Следующая статья
Серебренников в Thalia Theater ставит «поэтический триллер» 17.01.2022
материалы по теме
Новости
Максим Диденко ставит Кафку в Дрездене
4 мая в Staatsschauspiel Dresden пройдёт премьера спектакля Максима Диденко «Замок» по одноимённому роману Франца Кафки. 
Новости
На «Площадке 51» появятся три спектакля по текстам Николая Русского
Сегодня, 30 апреля, в петербургском театре «Площадка 51» играют премьеру спектакля Филиппа Дьячкова и Марии Селедец «Коля: Анюта» по рассказу Николая Русского.