В Музее русского импрессионизма пройдёт выставка работ Юрия Анненкова

Юрий Анненков. Автопортрет.

С 13 февраля по 24 мая в Музее русского импрессионизма пройдёт выставка «Юрий Анненков. Революция за дверью». Творческое наследие художника впервые в России будет представлено в значительном объёме. В экспозицию войдёт более ста произведений живописи, графики и театральных эскизов.

В экспозицию вошли работы из фондов французских музеев и частных собраний. В её составлении принимали участие Третьяковская галерея, Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, ГМИИ им. Пушкина, Музей им. Бахрушина, Московский музей современного искусства и другие. Впервые в России будут показаны работы художника из собрания Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже.

На выставке будут представлены наиболее значимые направления творчества Юрия Анненкова в России и после его эмиграции во Францию в 1924 году. Среди известных произведений, представленных на выставке: «Вид на Пантеон из Люксембургского сада» (Центр Помпиду), «Лес. Июнь» (Государственная Третьяковская галерея), «Портрет Федора Комиссаржевского» (ГМИИ им А.С. Пушкина), «Портрет неизвестной в зеленом на фоне Эйфелевой башни» (Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»).

Кроме иллюстрированного каталога к открытию выставки Музей русского импрессионизма издаст первую монографию, посвященную творчеству Юрия Анненкова, написанную крупнейшим исследователем его художественного наследия Ириной Обуховой-Зелиньской.

Юрий Анненков — живописец, график, художник театра и кино, книжный иллюстратор. Выступал и как литератор под псевдонимом Борис Темирязев. Юрий Анненков родился 11 (23) июля 1889 года в Петропавловске на севере Казахстана. В 1924-м выехал на выставку в Венецию и остался в Европе. Умер в Париже в 1974 году.

Среди его работ: оформленные в кубическом стиле иллюстрации к поэме А. Блока «Двенадцать» (1918); собрание «Портреты», основу которого составляют живописные и графические портреты литераторов, композиторов, режиссёров, актёров (среди них Н. Евреинов, А. Ахматова, С. Есенин, В. Ходасевич и др.).

Анненков оформил более ста спектаклей для сцен Парижа, Петербурга и Москвы. В 1921 году был художником (а также помощником режиссёра) массового театрализованного зрелища «Взятие Зимнего дворца» в постановке Николая Евреинова (подробнее о спектакле можно прочитать здесь). В постановке задействовали от 8 до 10 тысяч актеров — каждого Анненков должен был одеть соответственно роли. Утверждают, что за работу над спектаклем в качестве гонорара художник получил табак на сто папирос и два килограмма мороженых яблок.

Анненков с успехом выступал не только в качестве сценографа, декоратора и художника по костюмам и гриму, но и режиссера, а также театрального критика. На театральные взгляды художника значительное влияние оказали Н. Евреинов и Ф. Комиссаржевский, с которыми он работал и дружески общался. В 1920-х годах Анненков выдвинул свою теорию абстрактного театра, театра эмоций (сам художник называл его «театр чистого метода»), и связанной с ней концепции абстрактных динамических декораций, в которой он сравнивал театральную сцену с огромным калейдоскопом. Сам Юрий Анненков так писал о работе в театре: «Театр в основе своей — динамичен. В тот момент, когда на пути экспресса, смысл которого — в развитии скорости, опускают семафор, экспресс как таковой прекращает быть. Театр подобен экспрессу. Элемент статичности находится в дисгармонии с сущностью театра… Декорация до сих пор оставалась статичной и потому неминуемо вступала в единоборство с природой театра. В театре нет места мертвым картинам, там все в движении. Движение определяется и оформляется ритмом. В ритме движение обретает художественную значимость, ритм претворяет движение в художественную форму. Различные ритмы воспринимаются различно и в эмоциональном смысле различно влияют на зрителя». Театральные взгляды художника были частично реализованы в ряде его постановок, самая яркая из них — «Первый винокур» в Эрмитажном театре (1919).

С 1934 года Анненков серьезно увлекся кинематографом. Он оформил более пятидесяти кинофильмов, среди которых «Майерлинг» (режиссёр Анатоль Литвак, 1936), «Тарас Бульба» (режиссёр Алексей Грановский, 1936), «Вечное возвращение» (режиссёр Жан Деланнуа, 1943) по сценарию Жана Кокто с Жаном Маре в главной роли. В 1955 году Юрий Анненков был номинирован на премию «Оскар» за работу над костюмами в фильме «Мадам де…» (режиссёр Макс Офюльс, 1953).

Подробности о работе выставки можно узнать на сайте Музея русского импрессионизма.

Комментарии
Предыдущая статья
19-е заседание по делу “Седьмой студии”: в суде допросили свидетеля защиты 28.11.2019
Следующая статья
В Челябинском театре драмы пройдёт премьера спектакля о Курте Кобейне 28.11.2019
материалы по теме
Новости
В Петербурге покажут считавшийся утраченным вариант пьесы «Дибук»
Сегодня, 11 марта, в Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке открывается выставка «Меж двух миров. Семён Акимович Ан-ский и его пьеса „Дибук“».
Новости
На выставке в Москве покажут связь биомеханики и театра кукол
В московской галерее «На Шаболовке» открылась выставка «Биомеханика Мейерхольда. Актёр. Кукла», приуроченная к 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда. Это совместный проект галереи с Музеем Театра кукол имени Образцова.