13 ноября в Шереметевском дворце откроется масштабная выставка «В круге Дягилевом. Пересечение судеб», которая впервые объединит портреты Мстислава Добужинского и Гийома Аполлинера, Александра Глазунова и Филиппо Маринетти.
Автором идеи и куратором проекта выступила Наталья Метелица, директор Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства и художественный руководитель Международного Фестиваля искусств «Дягилев P.S.». Выставка пройдет с 13 ноября 2020 года по 12 февраля 2021 года.
Главный герой выставки Сергей Дягилев представлен через образы его многочисленных сподвижников. Здесь будут показаны работы Александра Бенуа, Ильи Репина, Константина Сомова, Зинаиды Серебряковой, Александра Головина. На этих работах запечатлены многочисленные деятели искусства первой трети ХХ века, чьи судьбы так или иначе соприкасались с судьбой Дягилева: Анна Павлова, Габриэль Шанель, Джордж Баланчин, Тамара Карсавина и др. Также из-за рубежа привезут картины Жана Кокто, Пьера Боннара, Эдварда Мунка, Жака-Эмиля Бланша, Энрико Прамполини. Многие из этих работ российский зритель увидит впервые. Большинство материалов выставки войдет в уникальный альбом-каталог, который будет издан на русском и английском языках.
Выставку составят двенадцать тематических блоков. Рассказ начинается с приезда Дягилева в Петербург в 1890 году, его встречи с Толстым, знакомства с современными художниками, первых публикаций в периодических изданиях и организации выставок художников из Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии. Выставка проведет не только по известным фактам жизни и творчества Дягилева, таким как: участие в создании художественного объединения «Мир искусства», постановка «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского с участием Федора Шаляпина, организация «Русских сезонов» и выпущенные в их рамках спектакли «Шехерезада», «Жар-птица», «Видение розы», «Петрушка», «Весна священная» «Дафнис и Хлоя», «Парад», «Треуголка» и др., в создании которых принимали участие Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Леонид Мясин. Здесь можно будет услышать историю взаимоотношений Дягилева с Владимиром Маяковским, Александром Таировым, Всеволодом Мейерхольдом, узнать не только о вкладе антрепренера в балетное искусство, но и о его деятельности в области моды и создании концепции спектакля как синтетического зрелища.
Композицию выставки завершают два сюжета о мечтах Дягилева вернуться в Россию и его смерть в Венеции. Последние два блока, по словам авторов, закольцовывают историю о русском антрепренере: «образы имперской столицы России и мистического города на воде перекликаются, замыкая круги жизни и судьбы Сергея Дягилева», — пишет пресс-центр Музея театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге.
Напомним, что в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» прошел показ спектакля «MODANCE», состоящего из балетов «Как дыхание» и «Габриэль Шанель», с участием Светланы Захаровой и дискуссия «Дягилев. Главный законодатель эпохи: звезды, мода, деньги», модератором которой стал главный редактор журнала «Сноб» Сергей Николаевич. 14 ноября состоится круглый стол «Дягилев и деньги: современный взгляд на фандрайзинг и меценатство в мире искусства». Разговор пройдет в режиме онлайн, а его модератором станет шеф-редактор Forbes Life Яна Жиляева.