Лошадь на пуантах

В 2024 году впервые за тридцатилетнюю историю «Золотой Маски» спектакли – номинанты премии – не будут показаны на фестивале в Москве. Члены жюри увидят постановки на родных сценах в 20 городах России. Одна из точек маршрута – Ханты-Мансийск. «Удивительная лошадь» в Театре кукол.

«Удивительная лошадь» создана режиссёром Еленой Евстроповой в соавторстве с художником Лилией Жамалетдиновой. Спектакль за прошедший год играли не только в родном городе, но и в Челябинске, Рязани и Омске. И каждый раз, независимо от места показа, зрители в зале делились на два лагеря: «грустных» и «удивлённых».

В основе спектакля – «История о грустной собаке и удивлённой лошади» Андрея Кутерницкого. Это небольшой рассказ, в котором меланхоличная Собака, вдохновившись примером лёгкой и несколько экзальтированной Лошади, решает изменить собственную жизнь и научиться удивляться. Однако, несмотря на старательные попытки героев, видимых изменений так и не происходит и каждый возвращается к привычной жизни. Взяв эту историю за основу, главный режиссёр ХМТК Елена Евстропова дописала пару сцен, добавила иронии, поэзии и расставила важные смысловые акценты.

Знакомство с героями спектакля начинается с приглашения заглянуть в их дома, соседствующие друг с другом, но при этом обособленные, похожие по архитектуре, но с разными деталями, значимыми для персонажей. Собака, а точнее пёс с низким бархатным голосом Александра Алексеева, печальными глазами и опущенными уголками рта, хранит в своём жилище вкусную, но не радующую косточку; гитару, под аккомпанемент которой приятно выть на луну, и книги – «Каштанку» и «Му-Му» – сплошь трагедии, по мнению героя. Лошадь (Анна Добрынина) со вздёрнутыми удивлёнными бровками, порхающая и пританцовывающая в туфельках-пуантах, не мыслит свою повседневную жизнь без радиоприёмника и чашки свежесваренного кофе (непременно «с кардамончиком»). Она пишет стихи, занимается йогой, выделяет в своём графике время для самопознания – как говорится, осознанная личность, умеющая радоваться и удивляться. Ко всему прочему Лошадь – натура поэтическая. Она не просто тонко чувствует окружающий мир и замечает красоту в мелочах, но и переводит свои ощущения на язык поэзии. Строчки из её сочинений зрители не только слышат, но и видят: отдельные фразы проецируются на сетку-занавес на авансцене (поэт, видеограф и композитор – Глеб Успенский).

Грустная Собака очаровывается своей соседкой и решает разгадать её секреты и научиться видеть прекрасное вокруг, например, в грозе вместо сырости – её мощь и свежесть. «Уроки удивления» Лошадь преподаёт на «натуре». Она призывает тонко почувствовать, увидеть и услышать мир, созданный главным художником ХМТК Лилией Жамалетдиновой и населённый обитателями причудливых форм: стилизованными геометричными птицами и оленем, рыбами-корабликами, муравьями, отстроившими себе настоящий архитектурный шедевр с балконом и множеством окошек. Этот мир объёмный и одушевлённый. Неслучайно в живом плане появляется Мать-природа (Ольга Гапеева) – полноправный персонаж спектакля. Её костюм стилизован под общее художественное решение и перекликается с образами птиц и деревьев.

На фото – сцена из спектакля «Удивительная лошадь» © Кирилл Меркурьев

В процессе своего обучения Собака обращается к разным органам чувств, меняет оптику, наблюдая за общим и частным, старательно пытается примерить на себя нарочитую «маску удивления», что создаёт комичный эффект. Во время «уроков», когда важен акцент на эмоциях и восприятии героев, на сцене появляются крупные мимирующие куклы, а в моменты взаимодействия с окружающим миром – небольшие или совсем маленькие планшетные. Эта смена масштабов и видов кукол не только обращает внимание на самое важное, но и задаёт динамики спектаклю. Эмоции героев, а также состояние природы отражают и проекции-анимации, добавляющие глубины озеру или задающие направление ветра.

Темперамент и мироощущение героев разительно отличаются. Там, где один заметит удивительных муравьёв-тружеников и красоту падающих звёзд, другой рассмотрит насекомых из отряда перепончатокрылых и метеорный поток. Если Лошадью движут эмоции, то Собака, окончившая вместе с хозяином колледж, руководствуется разумом и подвергает сомнению. Например, спонтанные радости вроде танцев под луной под пение соловья.

Собака, конечно, не научится удивляться так, как это делает Лошадь, но, тем не менее, в мире что-то незаметно изменится. Каждый из героев, прожив опыт столкновения со своей противоположностью, лучше узнает себя. Например, Лошадь, отчаявшаяся научить Собаку удивляться, почувствует и злость, и обиду, и грусть, которая, оказывается, так заразительна. Но голос автора напомнит, что минуты уныния случаются со всеми, и в этом нет ничего удивительного.

История Андрея Кутерницкого, поставленная Еленой Евстроповой, становится объёмной, живой и близкой зрителям, которые вместе с Собакой и Лошадью учатся удивляться, ценить собственную уникальность и экологично проявлять эмоции, то есть, не раня, а обогащая друг друга.

Комментарии
Предыдущая статья
Умер худрук Театра имени Комиссаржевской Виктор Новиков 28.01.2024
Следующая статья
Алексей Дубровский стал главным режиссёром Малого театра 28.01.2024
материалы по теме
Новости
Вручение специальных «Золотых Масок» перенесли из-за трагедии в «Крокусе»
Сегодня, 25 марта, СТД РФ сообщил, что церемония вручения специальной премии «Золотая Маска» «За вклад в развитие театрального искусства» переносится на неопределённый срок в связи с терактом в «Крокус Сити Холле».
Новости
Слащёва выпускает в Ханты-Мансийске ироничную сказку о семейной жизни
23 и 24 марта на Малой сцене Ханты-Мансийского театра кукол пройдут премьерные показы спектакля Натальи Слащёвой «Цапля и Журавль» (6+) по мотивам русской народной сказки.