Мы продолжаем следить за тем, что происходит с театром и культурой вообще в нынешнее тяжёлое время. О событиях предыдущих недель, прямо или косвенно связанных с боевыми действиями в Украине, читайте в наших хрониках (неделя 1, неделя 2, неделя 3, неделя 4, неделя 5, неделя 6, неделя 7, неделя 8, неделя 9, неделя 10, неделя 11, неделя 12, неделя 13, месяц 4, месяц 5, месяц 6, месяц 7, месяц 8, месяц 9, месяц 10, месяц 11, месяц 12, месяц 13, месяц 14, месяц 15, месяц 16, месяц 17, месяц 18, месяц 19, месяц 20, месяц 21, месяц 22, месяц 23, месяц 24, месяц 25, месяц 26, месяц 27, месяц 28, месяц 29, месяц 30, месяц 31, месяц 32, месяц 33). Редакция приняла решение перейти с еженедельного выпуска хроники на ежемесячный, но мы надеемся и верим, что вскоре их не нужно будет публиковать вовсе.
9 ДЕКАБРЯ
00:10. 6 и 8 декабря в Израильской опере в Тель-Авиве исполнили «Военный реквием» — одно из самых важных и сложных произведений Бенджамина Бриттена, где композитор новаторски совместил традиционные тексты заупокойной мессы со стихами английского поэта Уилфреда Оуэна, погибшего на Первой мировой. Бриттен посвятил «Реквием», написанный в 1961 году, памяти своих друзей, убитых на фронтах двух войн, и верил, что он должен предотвратить такие катастрофы в будущем.
«Военный реквием» в Тель-Авиве был исполнен вместо оперы Бриттена «Питер Граймс»: запланированный на декабрь выпуск совместного с Польской Национальной оперой спектакля был отложен из-за ситуации в Израиле и рекомендаций МИДа Польши избегать полётов на Ближний Восток.
В масштабной постановке Израильской оперы, подготовленной в кратчайшие сроки, приняли участие 220 артистов, в том числе восемь солистов, симфонический и камерный оркестры, большой хор из 90 певцов и детский хор из 30 певцов. Над музыкальной частью спектакля работал британо-германский дирижёр Александр Джоэл.
Обычно «Реквием» исполняют в концертном виде, но режиссёр Израильской оперы Идо Риклин создал семистейдж-версию, где артисты не просто поют, но создают образы — солдат враждующих армий, жертв, заложников и самой Смерти. В финале участники подняли портреты реальных заложников, которые больше года находятся в плену у боевиков ХАМАС.
«Военный реквием» также будет исполнен 10 и 13 декабря.
6 ДЕКАБРЯ
23:00. Театр L.O.F.T., основанный в Черногории уехавшими из России Анастасией Казаковой, Андреем Слепухиным и Борисом Чистяковым, анонсировал показ спектакля-читки Андрея Слепухина «Комета Г» в поддержку Светланы Петрийчук и Жени Беркович. Показ пройдёт 16 декабря, в день рассмотрения в суде апелляционных жалоб на приговор, в пространстве Reforum Space Budva.
Пьеса «Комета Г» была написана Светланой Петрийчук в соавторстве с Ильёй Мотовиловым и Иваном Лёшиным в 2021 году для спектакля Ивана Комарова в нижегородском театре «Комедiя». В анонсе черногорского показа сказано: «Театр принципиально решил взять в работу не нашумевшего “Финиста”, а другой, не менее сильный текст Светланы. “Комета Г” очень попадает в сегодняшний день. Пьеса, рассказывающая про несостоявшееся выступление на первом независимом рок-фестивале в СССР “Подольск-87” и попытку это всё исправить через долгие годы, исследует те причины, по которым страна оказалась сейчас там, где она оказалась. История про шанс на свободу и какую-то принципиально другую жизнь не только для отдельно взятого человека, но и всей страны».
Участвовать в показе будут артисты театра L.O.F.T. Борис Чистяков и Анастасия Казакова, участник группы АИГЕЛ Илья Барамия, политолог Александр Шмелёв и сценарист Руслан Галеев.
Напомним, 4 мая 2023 года Женя Беркович и драматург Светлана Петрийчук были задержаны. Причиной задержания стал спектакль Беркович «Финист Ясный Сокол» по документальной пьесе Светланы Петрийчук — о женщинах, которые познакомились в интернете с представителями радикального ислама и уехали к ним в Сирию. Более года обе находились в СИЗО, а 8 июля 2024 года были осуждены на 6 лет исправительной колонии по ст. 205.2 УК РФ — «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма». Приговор вынес судья 2-го Западного окружного военного суда Юрий Массин.
18:00. Наиля Аллахвердиева покинула пост директора пермского музея современного искусства PERMM. 21 ноября у неё дома и в музее прошли обыски, которые СМИ связывают с делом против его бывшего руководителя Марата Гельмана*. В интервью телеграм-каналу «Курьер культуры» Наиля Аллахвердиева сказала, что уедет из Перми, где больше не видит для себя перспектив, но готова сотрудничать с музеем и помогать воплощать уже задуманные проекты. Исполнять обязанности директора временно будет заведующий отделом маркетинга и рекламы Станислав Павлов, пока краевой минкульт не найдёт на эту должность подходящую кандидатуру.
Наиля Аллахвердиева возглавила музей PERMM в 2012 году в статусе арт-директора, а в 2019 году стала его директором. За время её работы музей неоднократно получал премии и награды, а в 2023 году был признан Фондом Cosmoscow и изданием The Art Newspaper Russia «Музеем года».
* В 2021 году признан иноагентом, в 2024 году включён Росфинмониторингом в перечень лиц, причастных к терроризму и экстремизму.
5 ДЕКАБРЯ
17:00. Директор Новосибирского музыкального театра Леонид Кипнис уволен со своего поста по решению учредителя театра – минкульта Новосибирской области во главе с Юлией Шуклиной.
На Кипниса около полугода писали публичные доносы в местных СМИ и телеграм-каналах. В публикациях утверждалось, что директор якобы преследовал актёра театра Антона Лидмана за его «поддержку политического курса России».
В сентябре 2024 года Лидман написал заявление на своего руководителя в Следственный комитет, прося провести проверку поступков Кипниса (в частности, его постов в соцсетях) на наличие преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 205.2 (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма), ч. 3 ст. 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) и ст. 286 (превышение должностных полномочий) УК РФ. Доносчик утверждал, что директор театра «проведение СВО не поддержал, лично призывал меня „остаться нейтральным“ и высмеивал мой патриотизм». При этом никаких подобных публичных заявлений от Кипниса не поступало.
Также Лидман жаловался на идущий в театре спектакль «Фома» по биографии и песням лидера группы «ДДТ» Юрия Шевчука. Мюзикл, постановленный в 2021 году, получил высокие отзывы критиков, выиграл три «Золотых Маски» и шёл при полных залах. Однако из текущего репертуара театра он исчез.
По информации министерства культуры Новосибирской области, контракт с Кипнисом был расторгнут по решению учредителя на основании пункта 2 части 1 статьи 278 ТК РФ. Сейчас обязанности руководителя взяла на себя Ольга Синицина – главный бухгалтер театра.
Напомним, что в Новосибирске за последние три года были уволены руководители почти всех крупных театров – режиссёр Алексей Крикливый из Молодёжного театра «Глобус», директор Юлия Чурилова и худрук Павел Южаков из «Первого театра», режиссёр Тимофей Кулябин из театра «Красный факел», а бывший директор театра Александр Кулябин находится под следствием.
4 ДЕКАБРЯ
20:00. Секретариат СТД РФ принял новое положение о премии «Золотая маска», которое вступит в силу с 1 февраля 2025 года для спектаклей сезона 2024–2025.
Согласно документу, опубликованному на сайте «Золотой маски», премию теперь будут получать только спектакли «как результаты коллективного творческого труда всего театра, в том числе авторов-создателей и исполнителей главных ролей двух премьерных составов». Частных номинаций больше не будет, то есть «Золотую маску» не получит никто из создателей постановки.
29 НОЯБРЯ
17:30. Театральный центр «На Страстном» опубликовал на своём сайте сообщение об отмене «по техническим причинам» январских гастролей екатеринбургского «Коляда-театра». Накануне Николай Коляда рассказал, что «компетентные органы» потребовали заменить на московских показах ведущего артиста театра Олега Ягодина.
28 НОЯБРЯ
21:40. Основатель и руководитель екатеринбургского «Коляда-театра» Николай Коляда написал в соцсетях: «Мне сегодня позвонили из Москвы, из центра “На Страстном”, и сообщили, что им туда, в центр “На Страстном”, позвонили из “компетентных органов” и потребовали, мол, либо отменяйте гастроли “Коляда-театра” в Москве, либо пусть Коляда заменит во всех спектаклях Олега Ягодина, мол, он дискредитировал Вооружённые силы РФ». Коляда утверждает, что предпочтёт отменить все запланированные показы спектаклей в столице, но не станет заменять артиста.
Традиционно в январе в московском Театральном центре «На Страстном» проводятся большие гастроли «Коляда-театра», в 2025 году они должны проходить с 13 января по 2 февраля. На ряд спектаклей билетов уже не осталось. Олег Ягодин — ведущий артист «Коляда-театра» (в гастрольной афише 9 постановок с его участием), лидер музыкальной группы «Курара». За высказывание во время одного из выступлений «Курары» Кировский районный суд Екатеринбурга в августе 2022 года вынес Ягодину обвинительный приговор по статье 20.3.3 КоАП РФ («Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооружённых Сил РФ») и назначил штраф в 40 тысяч рублей. В сентябре 2024 года были отменены концерты «Курары» в Москве и Екатеринбурге.