Хроника: театр во время боевых действий. Месяц 13

На фото – сцена из спектакля «Первый хлеб» © sovremennik.ru

Мы продолжаем следить за тем, что происходит с театром и культурой вообще в нынешнее тяжёлое время. О событиях предыдущих недель, прямо или косвенно связанных с боевыми действиями в Украине, читайте в наших хрониках (неделя 1неделя 2, неделя 3неделя 4неделя 5,неделя 6, неделя 7неделя 8неделя 9неделя 10, неделя 11, неделя 12неделя 13, месяц 4месяц 5месяц 6месяц 7, месяц 8, месяц 9, месяц 10, месяц 11, месяц 12). Редакция приняла решение перейти с еженедельного выпуска хроники на ежемесячный, но мы надеемся и верим, что вскоре их не нужно будет публиковать вовсе.

24 МАРТА

14:07. Алла Манилова досрочно уйдёт со своей должности в министерстве культуры.

О том, что замминистра культуры Алла Манилова досрочно оставит свой пост, сообщает издание «Фонтанка.ру» со ссылкой на источники в Смольном и людей, «близких к министерству». По информации «Фонтанки», документ об отставке был подписан премьер-министром Михаилом Мишустиным ещё 22 марта. Манилова была назначена заместителем министра культуры в 2012 году, срок её нынешнего контракта истекает летом 2023 года.

Предполагается, что Манилова может занять руководящую должность в одном из крупных музеев Петербурга – по одной из версий, она возглавит Русский музей. Владимир Гусев, 35 лет руководивший Русским музеем, в начале февраля перешёл на почётную должность его президента, при этом пост гендиректора на данный момент остаётся свободным.

Напомним, что за последние месяцы в нескольких крупных российских музеях произошла смена руководства. Так, 9 февраля Зельфира Трегулова покинула пост гендиректора Третьяковской галереи, который занимала с 2015 года. Её место заняла Елена Проничева. 20 марта Марина Лошак, на протяжении 10 лет руководившая ГМИИ имени Пушкина, написала заявление об увольнении с должности директора музея. На этот пост была назначена Елизавета Лихачёва.

23 МАРТА

15:40. Российский академический молодёжный театр анонсировал заключительные показы «Больших гастролей» Донецкого республиканского академического молодёжного театра из Макеевки. «РОСКОНЦЕРТ» организовал Донецкому РАМТу показы в девяти российских городах — Тюмени, Кургане, Екатеринбурге, Каменске-Уральском, Нижнем Тагиле, Серове, Первоуральске, Ревде и Москве. Спустя месяц после начала «Больших гастролей» театр из Макеевки сыграет два спектакля на Маленькой сцене РАМТа. 1 апреля покажут «Случайного человека» по мотивам пьесы Екатерины Гузёмы «Вся правда о моём отце». Премьера «Случайного человека» прошла 11 ноября 2022 года в Мариуполе. Драматург подчёркивает, что текст был использован без её согласия. 2 апреля Донецкий РАМТ сыграет «У ковчега в восемь» по одноимённой пьесе Ульриха Хуба о приключениях трёх пингвинов во время Всемирного потопа.

21 МАРТА

19:36. На актёра Дмитрия Назарова составили протокол о дискредитации армии. Об этом сообщает агентство «Москва». Тверской районный суд зарегистрировал административное дело о дискредитации армии (статья 20.3.3 КоАП) в отношении артиста, ранее уволенного из МХТ имени Чехова.

Напомним, 14 января стало известно, что Дмитрий Назаров вместе с женой, актрисой Ольгой Васильевой, не скрывавшие своих антивоенных взглядов, были уволены из МХТ имени Чехова. Соответствующий приказ подписал художественный руководитель театра Константин Хабенский.

16:10. За год боевых действий в Украине московские артисты около 150 раз выступили перед военнослужащими

Об этом глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский рассказал на пресс-конференции в ТАСС. По его словам, с 17 по 27 марта артисты Театра Сатиры, «Современника», Театра на Таганке, Театра имени Пушкина, Театра имени Моссовета выезжают с выступлениями в госпитали и санатории Подмосковья, где находятся на лечении военнослужащие из зоны боевых действий. 

Также Кибовский сообщил, что театры Москвы передали более 16 млн рублей на восстановление разрушенного театра в Мариуполе.

Глава департамента особенно отметил работу «Москонцерта», который организовал выступления артистов прямо перед линией огня. ТАСС цитирует слова Кибовского: «Они туда пришли, и как выступать под обстрелом? Командиры включили рации, и бойцы с передовой заказывали мелодии, и ребята играли и пели в блиндаже, и это шло [в трансляции] по всей линии, в 100 м от противника. <…> И сегодня наши ребята из “Москонцерта” тоже там».

20 МАРТА

19:34. Марина Лошак написала заявление об уходе с поста директора Пушкинского музея

Об этом сообщает РБК со ссылкой на внутренний источник. По информации этого же издания, должность директора займёт Елизавета Лихачева, последние 6 лет руководившая Музеем архитектуры имени А.В. Щусева.

Марина Лошак возглавляла Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина последние десять лет. Слухи об её увольнении появлялись одновременно с уходом из Третьяковской галерии Зельфиры Трегуловой. Контракт Лошак с Пушкинским музеем должен был закончится 2 апреля.

 

18 МАРТА

16:00. Балет Большого театра «Герой нашего времени» в постановке Кирилла Серебренникова, лауреат «Золотой Маски» 2016 года, который должен был быть показан 5, 6 и 7 мая на Новой сцене, без объяснения причин заменён на «Мастера и Маргариту» Эдварда Клюга. Сообщение о замене было опубликовано на сайте Большого театра.

 

17 МАРТА

14:00. Сегодня, 17 марта, стало известно о том, что на фестивале «Золотая Маска» не состоится показ спектакля «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Театра имени Ленсовета, назначенный на 28 марта в Москве. 

Об этом сообщила дирекция «Золотой Маски» со ссылкой на официальное письмо от руководства театра. Театр имени Ленсовета обьявил о технической проблеме, связанной с прокатом спектакля вне площадки театра. 

Нам удалось связаться с руководителями театра Ларисой Луппиан и Валерием Градковским, они также указали на техническую причину отмены гастролей и заверили, что обсуждается приезд членов жюри в Санкт-Петербург для просмотра и оценки спектакля в самом Театре имени Ленсовета. Пресс-служба «Золотой Маски» подтвердила эту информацию.

Напомним, что в прошлом году на фестивале «Золотая Маска»  также был отменëн показ «Юдифи» Бориса Павловича.

 

14 МАРТА

2:43. 24 марта в Рижской еврейской общине пройдёт читка трагифарса Артура Соломонова «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича». Об этом сообщил драматург у себя в соцсетях. В ней примут участие профессиональные актёры, а также журналисты и общественные деятели: Антон Долин*, Кирилл Набутов, Анна Монгайт*, Шамиль Хаматов, Татьяна Лукашенкова, Анатолий Фечин, Максим Терлецкий. В главной роли — Александр Филиппенко.

Напомним, 4 марта трагифарс «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича» был представлен в Берлине в постановке Филиппа Григорьяна. Роль Сталина исполнил Никита Кукушкин. А 8 марта в Тель-Авиве пьесу Соломонова исполнили в формате «концерта для 12 персонажей» с Анатолием Белым в главной роли.

*Признан минюстом РФ иноагентом

 

13 МАРТА

12:00. Режиссёр Всеволод Лисовский покинул Россию. По информации нашего издания, он улетел в Ереван сегодня. Напомним, 12 марта Лисовский вышел на свободу после повторного отбывания 15 суток ареста в спецприёмнике «Сахарово».

10 февраля Всеволода Лисовского арестовали на 15 суток по статье о неповиновении полиции (ст. 19.3 КоАП), а 25 февраля на выходе из спецприёмника режиссёра снова задержали и назначили ещё 15 суток по той же статье. Ранее Лисовский был оштрафован по статье за дискредитацию вооружённых сил РФ.

 

12 МАРТА

15:00 Режиссёр Всеволод Лисовский вышел на свободу после повторного отбывания 15 суток ареста в спецприёмнике «Сахарово».

Напомним, 10 февраля Лисовского арестовали на 15 суток по статье о неповиновении полиции (ст. 19.3 КоАП), как и актёра Ивана Анисимова, принимавшего участие в его спектаклях. 25 февраля на выходе из спецприёмника режиссёра снова задержали и назначили ещё 15 суток по той же статье. Ранее Лисовский был оштрафован по статье за дискредитацию вооружённых сил РФ.

В связи с арестом режиссёра проект «Трансформатор» 2 марта объявил, что спектакль-кабаре «Мусорные песни или только не говори о ней» не будет поставлен, все деньги, собранные на него через краудфандинг, вернутся обратно донорам, а группа «Хроники», созданная для реализации этого проекта, прекращает своё существование.

 

10 МАРТА

16:00. Юрий Бутусов поставит спектакль в Вильнюсском Старом театре (бывшем Русском драматическом театре Литвы). В интервью литовскому порталу bernardinai.lt он рассказал, что переговоры о сотрудничестве с руководительницей театра Ольгой Полевиковой велись ещё до пандемии, три с половиной года назад, однако лишь сейчас была достигнута договорённость о постановке. Также он уточнил, что уже пять месяцев не живёт в России.

О будущем спектакле пока известно мало — в интервью режиссёр объяснил, что конкретный материал пока не выбран, хотя есть мысли об очередном обращении к Шекспиру: «Нужно побыть в стенах театра, почувствовать его дух… я убеждён, что название выбирает нас, а не мы его». Не назначена и дата премьеры — но известно, что репетиционный период будет достаточно долгим, около четырёх месяцев.

Напомним, в ноябре 2022 года Юрий Бутусов уволился с должности главного режиссёра Театра имени Вахтангова. Тогда же стало известно, что Бутусов уехал из России.

 

9 МАРТА

21:35. Грузинская писательница Тамта Мелашвили дала московскому независимому театру «Дочери Сосо» разрешение возобновить показы спектакля Жени Беркович «Считалка», основанного на одноимённой книге Мелашвили о грузино-абхазском конфликте. Об этом Беркович сообщила на своей странице в соцсетях. «Год назад Тамта запретила играть спектакль в России, — написала она. — А сейчас разрешила. <…> Нам очень нужна сейчас „Считалка“, нам самим». Ближайшие показы пройдут 19 и 20 апреля в московском пространстве «Внутри».

Напомним, в марте 2022 года Мелашвили запретила играть «Считалку», тогда же прошли последние московские показы постановки. Летом того же года она дала разрешение на исполнение спектакля за пределами России, однако запрет на показы на территории страны до сегодняшнего дня оставался в силе.

17:47. Лия Ахеджакова написала открытое письмо, в котором поблагодарила всех, кто отправил ей тысячи писем поддержки после того, как последний спектакль с участием актрисы был снят с репертуара ее родного театра, и попрощалась со сценой «Современника».

Письмо опубликовано на портале Свободное пространство – сервисе-конструкторе «Новой газеты», которая на пару с Кириллом Серебренниковым и организовала сбор писем в поддержку Лии Меджидовны и их доставку адресату. Писем этих набралось более 15 тысяч. По словам актрисы, она прочла послания из Украины, Белоруссии, Прибалтики, Казахстана, из Грузии, Армении, Швейцарии, из Америки, Канады, Германии, Израиля, Сербии, России – Москвы, Петербурга, Самары, Якутии, Урала, Сибири… «Такого потока любви, сочувствия, уважения никогда не было в моей жизни! Пишут люди со всего мира, мои зрители», – делится актриса в письме.

А также рассказывает, что произошло с ней в театре «Современник», где Ахеджакова, напомним, проработала более 45 лет: «Я редко последнее время играла в родном театре — мой новый спектакль “Первый хлеб” закрыли с приходом нового руководителя “Современника”, а легендарный “Крутой маршрут” — память о Галине Борисовне Волчек, — забросили, не упоминают, забыли, хотя за 30 лет (!) он стал гораздо актуальнее, чем во времена премьеры. Странно? Он опять собирал полные залы зрителей. Смыслы, вложенные Гинзбург, режиссёром Волчек и актёрами вспыхнули с новой силой». В начале февраля, как пишет Лия Меджидовна, ей позвонил директор «Современника» Юрий Кравец, сообщил, что театр «завален письмами трудящихся с требованием убрать со сцены любимого театра актрису Ахеджакову», а также сказал, что «департамент культуры поддержал его в решении убрать меня из репертуара, и что мне 13 февраля уже не надо играть “Джин” (спектакль «Игра в джин» – Прим.ред) — замена».

«Я не успела проститься с моей сценой, — завершает своё открытое послание Лия Ахеджакова. — Моя дорогая, любимая сцена — ты мне давала возможность исповедаться, объясниться в любви людям, которых я люблю, ценю, уважаю. Какие драматурги! Какие режиссёры! Какие партнёры! Когда мы с Богданом Ступкой играли в Киеве в театре Франка “Старосветские помещики” Гоголя, Богдан сказал мне: “Поздоровайся со сценой, она будет тебе помогать”. И каждый раз, когда я ступала на киевскую сцену, я говорила: “Здравствуй, Сцена! Я постараюсь не подвести тебя”».

6 МАРТА

10:07. Андрея Новашова приговорили к исправительным работам по делу о «фейках».

Рудницкий районный суд Кузбасса огласил приговор по делу кемеровского журналиста, автора журнала ТЕАТР. Андрея Новашова, который был обвинён в «публичном распространении заведомо ложной информации об использовании Вооружённых Сил РФ» (ч. 1 ст. 207.3 УК РФ). Журналист был приговорён к 8 месяцам исправительных работ и запрету публикаций сроком на один год.

 

1 МАРТА

14:00. Напротив Театра Российской армии установили надпись «#мывместе ZVO»

Под буквами ZVO написано «za победу», «сила в правде», «отважные». Нашей редакции не удалось связаться с руководством театра и выяснить, кому принадлежит инициатива поставить перед театром надпись.

До сих пор единственным театром в Москве, на фасаде которого висит буква Z, был Театр Олега Табакова п/р Владимира Машкова. Этот баннер был установлен в марте 2022 года.

 

28 ФЕВРАЛЯ

12:00. Мосгорсуд отклонил апелляцию по делу режиссёра Всеволода Лисовского. 25 февраля он был арестован на 15 суток по статье 19.3 КоАП (неповиновение полиции) на территории спецприёмника «Сахарово» сразу после того, как вышел, пробыв 15 суток под арестом по той же статье.

Дочь режиссёра Ева опубликовала в соцсетях диалог Лисовского с судьёй во время слушания:

«Лисовский: Последние 700 лет одним из важнейших инструментов любой когнитивной деятельности является бритва Оккама. Этот принцип, если слегка переформулировать, сводится к тому, что наименее правдоподобное объяснение…

Судья Сумина (перебивает): Уважаемый Всеволод Эдуардович, я вынуждена вас прервать: давайте к предмету.

Лисовский: Хорошо, я как раз перехожу…

Судья Сумина (перебивает): О том, какие имеются основания для отмены оспариваемого вами постановления судьи. Какие нарушения норм материального, процессуального права. Я понимаю, вам хочется выступить — здесь большая аудитория.

Лисовский: Я займу буквально полторы минуты. Вот. Наименее правдоподобное объяснение следует исключить. Вот мне представляется, что объяснение ситуации, что непосредственно после выхода из спецприёмника меня обуяла необъяснимая жажда нецензурно ругать полицейских в количестве пяти человек, толкать их. Что полицейских, оказавшихся в этом оживлённом общественном месте — крыльце спецприёмника, — их тоже обуяла страсть к выяснению моей личности. Вот. Вот это объяснение представляется мне неправдоподобным. И по принципу бритвы Оккама это объяснение следует исключить. Но, с другой стороны, если в задачи суда не входит установление истины и, соответственно, его нельзя называть когнитивной деятельностью, то можно пренебречь принципом бритвы Оккама. У меня всё.

Судья Сумина: Спасибо, присаживайтесь».

 

25 ФЕВРАЛЯ

17:30. Режиссёра Всеволода Лисовского не выпустили из спецприёмника после 15 суток ареста.

«Папу не отпустили из спецприёмника. Есть вероятность, что в данный момент его снова задержали», — сообщила дочь Лисовского Ева в соцсетях. Напомним, 10 февраля Лисовского арестовали на 15 суток по статье о неповиновении полиции (ст. 19.3 КоАП), как и актёра Ивана Анисимова, принимавшего участие в его спектаклях.

Ранее режиссёра уже три раза задерживали во время проведения антифашистских уличных спектаклей по текстам Брехта.

Комментарии
Предыдущая статья
Евгения Шерменёва об отмене премьеры в Новом Рижском театре 28.02.2023
Следующая статья
Жестокость как электричество 28.02.2023
материалы по теме
Новости
Хроника: театр во время боевых действий. Месяц 27
Мы продолжаем следить за тем, что происходит с театром и культурой вообще в нынешнее тяжёлое время. О событиях предыдущих недель, прямо или косвенно связанных с боевыми действиями в Украине, читайте в наших хрониках (неделя 1, неделя 2, неделя 3, неделя 4, неделя 5,неделя 6, неделя…
26.04.2024
Новости
Премия Casta Diva назвала имена лауреатов за 2023 год
Российская оперная премия Casta Diva подвела итоги 2023 года. В этот раз жюри не стало присуждать премию в номинации «Спектакль года», зато выбрало трёх лучших артистов.