Хроника: театр во время боевых действий. Месяц 25

На фото — сцена из спектакля Дмитрия Крымова «Питер Пэн. Синдром» © соцсети Латвийского Национального театра

Мы продолжаем следить за тем, что происходит с театром и культурой вообще в нынешнее тяжёлое время. О событиях предыдущих недель, прямо или косвенно связанных с боевыми действиями в Украине, читайте в наших хрониках (неделя 1неделя 2, неделя 3неделя 4неделя 5,неделя 6, неделя 7неделя 8неделя 9неделя 10, неделя 11, неделя 12неделя 13, месяц 4месяц 5месяц 6месяц 7, месяц 8месяц 9месяц 10месяц 11месяц 12месяц 13месяц 14месяц 15месяц 16месяц 17, месяц 18, месяц 19, месяц 20, месяц 21, месяц 22, месяц 23, месяц 24). Редакция приняла решение перейти с еженедельного выпуска хроники на ежемесячный, но мы надеемся и верим, что вскоре их не нужно будет публиковать вовсе.

18 МАРТА

9:00. Фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры», созданный Мариной Токаревой и Ольгой Егошиной, расширяет границы. В 2024 году, помимо Казани и Чебоксар, он проведёт лабораторию проекта «Сцена будущего» в Луганске. Её руководителем стал Александр Коручеков, а участниками — Анастасия Штепура, Ланьбо Цзяо, Анастасия Старцева, Михаил Симонов, Юлия Преображенская и Юлия Воронцова. Победитель поставит спектакль на сцене Луганского академического русского драматического театра имени Павла Луспекаева до 20 января 2025 года.

12:11. В издательстве Sampizdat éditions во Франции вышел сборник «Любимовка 2022: Эхо Эха». В него вошло 6 пьес, переведённых на французский язык: «Восемь случайных букв» (Н. Ковальчук), «текст для театра: труд по снятию интеллектуальной порчи» (Викентий Костюкевич), «Ваня жив» (Наталия Лизоркина), «Шашлыки» (Павел Пряжко), «В инстаграме мы будем жить вечно» (Ирина Серебрякова), «Япония» (Андрей Стадников). Издание объединяет тексты, звучавшие на «Эхе Любимовки» в Париже. Редакторы сборника — Елена Гордиенко и Антуан Николь, переводчики — Ася Власик, Елена Гордиенко, Анастасия Евстегнеева, Элеонора Митрахович, Антуан Николь, Наталья Прокофьева, Lёshat.

Официальная дата выхода издания — 26 марта. Заказать сборник можно во французских книжных, в сети магазинов fnac или через издательство.

 

14 МАРТА

12:38. 20 марта в театре Ballhaus Prinzenallee в Берлине пройдёт читка-перформанс пьесы Эстер Бол (Аси Волошиной) «Отродье» (режиссёр — Юлия Мазурова). В спектакле, характеризуемом как «погружение в современный ад, визуализированное картинами Франсиско Гойи, Иеронима Босха, Сальвадора Дали и Гюстава Доре», используется видеоряд, составленный более чем из сотни классических живописных полотен и гравюр. В постановке заняты Юлия Ауг, Ольга Романова*, Тасо Плетнер, Антонина Зикеева, Григорий Кофман, Алексей Дедоборщ, Денис Билунов, Владимир Штеба, Юлия Мазурова.

Первое публичное исполнение пьесы прошло в ноябре 2023 года в Праге на фестивале Kulturus «Истоки войны».

* Минюст России включил в реестр иноагентов.

 

13 МАРТА

8:15. Стало известно, что 12 марта сотрудники ФСБ также провели обыски у директора Пермского музея современного искусства PERMM Наили Аллахвердиевой. Об этом сообщает «Коммерсантъ Пермь». Эти действия, как и целый ряд других обысков у художников, прошедших 12 марта в Петербурге, Москве, Ульяновске и Нижнем Новгороде, предположительно связаны с уголовным делом о госизмене, возбуждённым в отношении Петра Верзилова*. Также в Перми обыски прошли у одной из местных активисток.

* признан в РФ иноагентом

 

12 МАРТА

11:30. Прошли обыски у художников по всей России (насчитывается около полутора десятков), некоторые из них задержаны, сообщает правозащитный проект «Сетевые свободы». Часть обысков санкционирована Лефортовским судом Москвы по статье 275 УК РФ (госизмена). Эти действия могут быть связаны с уголовным делом о госизмене в отношении Петра Верзилова*. О возбуждении дела стало известно сегодня во время обысков (один из них прошёл у матери Верзилова*). В частности, в Санкт-Петербурге сотрудники ФСБ пришли к Катрин Ненашевой и Наташе Четверио, участница «Партии мёртвых» Кристина Бубенцова после обыска была задержана; в Ульяновске задержали художника Егора Холтова, в Нижнем Новгороде — художника Андрея Оленева; также были проведены обыски у участниц Pussy Riot Маргариты Коноваловой, Ольги Курачёвой и Ольги Пахтусовой, двух последних увезли на допрос.

*признан в РФ иноагентом

 

11 МАРТА

21:30. На выставке «Россия» на ВДНХ начались показы патриотического проекта Константина Богомолова «Голоса страны». Его героями, согласно анонсу, «стали простые россияне, чья повседневная работа меняет нашу жизнь к лучшему»: потомственный водитель мусоровоза, шахтёр, сварщик, механик, машинист, а также директор Буинского театра Раиль Садриев. Из 340 заявок были отобраны 12 историй, ставших основой для документальных моноспектаклей.

По словам Богомолова, его проект направлен на «возрождение и трансформацию документального театра в нашей стране», который, по его мнению, «долгое время был сосредоточен на каких-то тёмных и печальных сторонах жизни», а сейчас стал «безвременно затухать».

Над крупномасштабным проектом с общим бюджетом в 57 миллионов рублей (согласно заявке на сайте Президентского фонда культурных инициатив), согласились работать режиссеры Талгат Баталов, Иван Миневцев, Филипп Гуревич, Михаил Плутахин, Айдар Заббаров, Виктория Печерникова, драматурги Дмитрий Данилов, Валерий Печейкин, Ильгиз Зайниев, Мария Малухина, Игорь Витренко и другие.

Исполнителями спектаклей станут Игорь Миркурбанов, Александра Ребенок, Александр Семчев, Алексей Вертков и другие известные актёры. Причём показы, которые пройдут в марте и апреле в Доме культуры ВДНХ, будут бесплатными.

 

7 МАРТА

14:10. Балерину Илзе Лиепу лишили литовского гражданства за высказывания в интервью российским СМИ. Соответствующий указ подписал президент Литвы Гитанас Науседа после февральского обращения Комиссии по делам гражданства.

Причиной для такого решения стали интервью Лиепы российским СМИ, в которых она осуждала поведение стран Балтии и выражала поддержку Владимиру Путину. Министерство внутренних дел Литвы оценило публичные высказывания балерины как «дискредитирующие государство». Гражданство Лиепе было предоставлено в порядке исключения в 2000 году за увеличение известности Литвы (более 10 лет её партнёром был танцовщик Пятрас Скирмантас). Лишить полученного в порядке исключения гражданства можно не только за действия, представляющие угрозу интересам безопасности Литвы, но и за публичную поддержку государства, которое представляет угрозу для Литвы или других стран Евросоюза, а также их союзников.

 

29 ФЕВРАЛЯ

16:42. Беркович и Петрийчук предъявили обвинение. Об этом стало известно из соцсетей дела Петрийчук: «Во время президентского послания Светлане Петрийчук и Евгении Беркович предъявлено обвинение в окончательной редакции по 2 части статьи 205 Уголовного кодекса РФ».

Она включает «публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганду терроризма, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети “Интернет”». Это нарушение карается штрафом в размере от 300 тысяч до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от трëх до пяти лет, либо лишением свободы на срок от пяти до семи лет с лишением права занимать определëнные должности или заниматься определëнной деятельностью на срок до пяти лет.

Защита приступила к рассмотрению материалов дела. Следующее заседание по продлению срока пресечения должно состояться до 10 марта.

 

28 ФЕВРАЛЯ

22:00. На Брехтовском фестивале в Аугсбурге, родном городе драматурга, показали документальный спектакль Анастасии Патлай «Мемория» по пьесе Наны Гринштейн «Карола Неер. Брючная роль», где интервью, судебные материалы и тексты времен изгнания Бертольта Брехта переплетаются с делом известной брехтовской актрисы Каролы Неер, трагическая судьба которой была реконструирована «Международным Мемориалом»*. В 1933 году она эмигрировала из гитлеровской Германии в Советский Союз, но была арестована и умерла в одной из тюрем ГУЛАГа. 

Спектакль был создан в Москве, в Центре имени Мейерхольда, премьера прошла 9 февраля 2022 года. Специально для немецкого проката Анастасия Патлай разработала версию спектакля на русском и немецком языках – в ней сыграли Алёна Старостина, Иван Николаев и немецкая актриса Катарина Шпиринг. 

* Признан в РФ иноагентом и ликвидирован решением Верховного суда.

12:00. С 28 февраля по 12 марта в Париже проходят показы спектакля «Нас больше нет…» Татьяны Фроловой и КнАМ Театра. 

На сайте центра Les Plateaux Sauvages, где проходят показы, о спектакле и его создателях сказано: «Основываясь на собственном опыте вынужденного изгнания, русская труппа, укрывшаяся в Лионе, предлагает нам документальный спектакль, ставящий под сомнение опыт утраты, потери своего лица и потери корней. 22 марта 2022 года они навсегда покинули Россию, имея в багаже ​​всего 23 килограмма вещей, воспоминаний и семейных историй. Целая жизнь растворилась в накопленных годами предметах. Через эти предметы и эмоции, которые они вызывают, “Нас больше нет…” раскрывает историю страны».

Сейчас Татьяна Фролова и Театр КнАМ являются резидентами Célestins, Théâtre de Lyon, где и был выпущен спектакль.

Театр «КнАМ» (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край, Российская Федерация) был основан в 1985 году режиссером Татьяной Фроловой с группой единомышленников. Театр неоднократно участвовал в международных фестивалях. Сейчас они являются резидентами Célestins, Théâtre de Lyon, где и был выпущен спектакль.

Комментарии
Предыдущая статья
Мария Критская выпускает в Тольятти премьеру по средневековым фарсам 29.02.2024
Следующая статья
Роман Каганович ставит детский спектакль про бегемота в квартире 29.02.2024
материалы по теме
Новости
Новый театр клоунады в Москве откроется премьерой Вытоптова
12 декабря в Москве откроется новый “Театр на Цветном”. Первой работой коллектива станет спектакль Кирилла Вытоптова “12 клоунов в поисках счастья”. 
Новости
Каганович ставит «Исход» Бородиной как «чёрную комедию»
13, 14 и 15 декабря в петербургском Театре НеНормативной пластики пройдёт премьера спектакля Романа Кагановича «Исход» по одноимённой пьесе Полины Бородиной.