Хроника: театр во время боевых действий. Месяц 28

На фото — сцена из спектакля «Ополченский романс» © www.northdrama.ru

Мы продолжаем следить за тем, что происходит с театром и культурой вообще в нынешнее тяжёлое время. О событиях предыдущих недель, прямо или косвенно связанных с боевыми действиями в Украине, читайте в наших хрониках (неделя 1неделя 2, неделя 3неделя 4неделя 5,неделя 6, неделя 7неделя 8неделя 9неделя 10, неделя 11, неделя 12неделя 13, месяц 4месяц 5месяц 6месяц 7, месяц 8месяц 9месяц 10месяц 11месяц 12месяц 13месяц 14месяц 15месяц 16месяц 17, месяц 18, месяц 19, месяц 20, месяц 21, месяц 22, месяц 23, месяц 24, месяц 25, месяц 26, месяц 27). Редакция приняла решение перейти с еженедельного выпуска хроники на ежемесячный, но мы надеемся и верим, что вскоре их не нужно будет публиковать вовсе.

24 ИЮНЯ

22:00. В Театре им. Евг. Вахтангова прошло вручение премии «Золотая Маска – 2024», перешедшей под контроль СТД РФ и его нового председателя Владимира Машкова. Впервые за 30-летнюю историю премии фестиваль в Москве не проводился, а жюри ездило смотреть спектакли-номинанты, отобранные экспертным советом прежней «Золотой Маски», на местах. В итоге, также впервые в истории конкурса, премия не была присуждена в восьми номинациях: «Лучшая работа драматурга», «Лучший спектакль. Опера», «Лучшая работа режиссёра. Опера», «Лучший спектакль. Современный танец», «Лучшая работа дирижёра. Балет», «Лучшая женская роль. Балет», «Лучшая работа режиссёра. Оперетта/Мюзикл», «Лучшая женская роль. Оперетта/Мюзикл». Причины такого решения названы не были. А многие объявленные лауреаты по разным причинам не явились на вручение премии.

Напомним, в жюри драматического театра вошли режиссёр Сергей Женовач (председатель), актриса Лидия Вележева, худрук Донецкого театра им. Бровуна Наталья Волкова, театровед Ольга Галахова, известная своей экспертизой по делу «Седьмой студии», ректор ГИТИСа Григорий Заславский, актёры Андрей Мерзликин и Игорь Петренко, завлит Театра Образцова Нина Монова, драматург Александр Пудин, журналист Марина Райкина, главреж театра «Человек» Владимир Скворцов, директор Воронежского КЗ Юрий Смышников, директор Екатеринбургского театра кукол Пётр Стражников, художник Анатолий Шубин, театровед Вадим Щербаков.

В составе музыкального жюри, заметим, не было представителей балета, мюзикла и современного танца, за исключением Аллы Сигаловой. В него входили главреж Новосибирского театра оперы и балета Вячеслав Стародубцев (председатель), худрук Калининградского музыкального театра Елена Альфер, дирижёры Валерий Воронин и Ариф Дадашев, оперные артисты Евгений Акимов, Вера Баранова, Ирина Долженко, Елена Качура, Ольга Кондина, Альбина Шагимуратова, вокальный педагог Дмитрий Вдовин, режиссёр Ирина Лычагина и директор Театра оперы и балета Коми Дмитрий Степанов.

 

17 ИЮНЯ

18:00. 24 июня на сцене Театра им. Евг. Вахтангова пройдёт церемония награждения реформированной премии «Золотая маска». Вместо фестиваля, который новая дирекция провести не смогла, организаторы устраивают карнавальное шествие по Старому Арбату при участии арт-кластера «Таврида» и «молодёжного сообщества театральных деятелей», как говорится на сайте СТД. Также в этот день 45 московских театров проведут дни открытых дверей, где запланированы экскурсии, посещение репетиций, игры и мастер-классы. Интересно, что эта программа формировалась при помощи минкульта и департамента культуры Москвы, которые ни к СТД, ни к «Золотой Маске» отношения не имеют. Учредители в письме уведомили театры, что в день вручения «Золотой маски» в подведомственных театрах должны пройти дни открытых дверей «для популяризации Премии и театрального искусства среди граждан России».

Все эти мероприятия посвящены 30-летию премии, которую с 2005 года проводила АНО «Фестиваль Золотая Маска» под руководством Марии Ревякиной. Напомним, договор с прежней дирекцией был разорван СТД в сентябре 2023 года, а проект нового Положения о Премии, который лишил её независимости и сделал подотчётной, вызвал бурную дискуссию и протесты в театральном сообществе. Экспертный совет прежней «Золотой Маски» назвал имена номинантов сезона 2022–2023 года, но оценивало их уже жюри, собранное новым составом секретариата СТД под руководством Владимира Машкова и Кирилла Крока. Причём, впервые в истории конкурса спектакли не были показаны в Москве, а жюри оценивало их на местах, и вместо традиционной середины апреля награждение перенесли на конец июня.

15:16. Латвийский Национальный театр отказался от показа спектакля Дмитрия Крымова «Записки сумасшедших» с Чулпан Хаматовой и Максимом Сухановым в главных ролях и ввёл мораторий на спектакли на русском языке до окончания конфликта в Украине. Об этом сообщил портал Rus.lsm со ссылкой на директора театра Мариса Витолса.

«Это решение театра никоим образом не направлено против профессиональных артистов театра, покинувших Россию после начала боевых действий…», — приводятся слова Витолса на портале.

На сайте Art Forte сообщается, что спектакль пройдёт на другой площадке, информация о новом месте показа появится после 25 июня.

Напомним, продюсерская компания Art Forte заключила договор с Латвийским Национальным театром на показ в середине сентября нового спектакля Дмитрия Крымова. Постановка идёт на русском языке и рассказывает о попытках русских артистов в эмиграции найти своё место в мире. Решение Национального театра сдать в аренду сцену для этого спектакля вызвало возмущение части общественности, результатом чего и стала отмена проката.

 

14 ИЮНЯ

20:26. Марина Брусникина поставила спектакль «Ясным ли днём» по рассказу Виктора Астафьева с артистами Донецкого республиканского академического молодёжного театра (Макеевка). Над оформлением работала художник РАМТа Лилия Баишева.

Спектакль был создан на специальной лаборатории, проходившей в РАМТе. В дальнейшем Донецкий молодёжный театр планирует играть «Ясным ли днём» не только на своей сцене, но и выезжать с этим спектаклем на гастроли в городах России.

«Выбор материала неслучаен, — рассказала Марина Брусникина пресс-службе РАМТа. — Во-первых, в 2024 году отмечается сто лет со дня рождения Виктора Астафьева. А во-вторых, тема этого малоизвестного рассказа мне кажется сейчас невероятно актуальной, она отзывается во всех нас — вечная астафьевская тема про прекрасность мира и несовершенство людей, которые не могут друг с другом договориться».

Напомним, РАМТ не впервые сотрудничает с донецким театром. Весной 2023 года РАМТ принял участие в проекте минкульта «Общая сцена», передав в Макеевку более 100 единиц сценического оборудования, реквизита, костюмов и мебели. В апреле 2023 и 2024 Донецкий молодёжный театр показывал свои спектакли в Москве на сцене РАМТа. Кроме того, были проводены мастер-классы для коллег из Макеевки.

 

11 ИЮНЯ

9:00. СТД РФ и ГИТИС создали «Гильдию театроведов, театральных критиков и театральных издателей». Сообщение об официальной регистрации в минюсте этого «нового объединения, которое призвано объединить всех, кто пишет и думает о театре», опубликовал на своём сайте СТД. Как сказано в этой публикации, «в инициативную группу „Гильдии…“ вошли выдающиеся деятели культуры и искусства»: ректор ГИТИСа Григорий Заславский, ректор Щепкинского училища Борис Любимов, театроведы и театральные критики Нина Шалимова, Марина Тимашева, Ольга Галахова, Александр Колесников, Артём Зорин, издатели Елена Алексеева и Елена Эрикссен.

На сайте СТД говорится, что «Гильдия будет поддерживать молодых учёных-театроведов, оказывать поддержку работающим в провинции молодым режиссёрам, налаживать связи между театром и зрителем, преодолевая разрыв между столичной и провинциальной театроведческой ситуацией. По замыслу инициативной группы, Гильдия будет искать молодых авторов и поддерживать их стремление идти в театральную критику и в театроведение, чтобы создать новое поколение исследователей театра». Также в публикации сказано, что в число задач Гильдии входит «поддержка молодых учёных-театроведов… со стороны более опытных коллег-исследователей», поддержка издательской деятельности и «продвижение театроведческих изданий, нацеленных на сохранение и популяризацию высокой национальной театральной традиции».

Напомним, что с 2015 года в России существует Ассоциация театральных критиков (АТК), которая объединяет более 150 профессионалов из разных городов страны.

 

3 ИЮНЯ

14:00. Петербургский Театр-фестиваль «Балтийский дом» подписал договор о сотрудничестве с Донецким государственным академическим музыкально-драматическим театром имени Бровуна. Со ссылкой на пресс-службу МДТ имени Бровуна ТАСС приводит слова генерального директора «Балтдома» Сергея Шуба: «Этот договор послужит формальным обоснованием искреннего желания продолжать сотрудничество, которое существует уже более пяти лет. Мы говорили о гастролях, постановках спектаклей, мастер-классах и обмене декорациями и реквизитом. Это будет творческий и хозяйственный взаимообмен». Подписание договора прошло на фестивале «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», организованном «Балтдомом» к 225-летию со дня рождения Пушкина. МДТ имени Бровуна был одним из трёх иногородних гостей смотра, афиша которого на три четверти состояла из петербургских спектаклей по Пушкину. Кроме донецкой «Пиковой дамы», на фестиваль привезли «Барышню-крестьянку» из Владимира и московский спектакль «Онегин-блюз».

 

30 МАЯ

18:00. Данила Козловский снова выиграл суд у Виталия Бородина. Напомним, в апреле 2023 года актёр Данила Козловский обратился в Пресненский районный суд города Москвы с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации. Иск, зарегистрированный с третьей попытки, стал ответной реакцией актёра на запрос главы Федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией (ФПБК) Виталия Бородина в Генпрокуратуру с требованием проверить артиста по статье о дискредитации российской армии на основании постов в соцсетях и интервью, опубликованных до появления соответствующего закона. Кроме того, Виталий Бородин утверждал, что актёр надолго уезжал в США, а теперь вернулся. Данила Козловский в открытом письме доказательно опроверг все обвинения и заявил о своём намерении обратиться в суд. В сентябре 2023 года иск был удовлетворён, суд постановил взыскать с Бородина один рубль.

Бородин, как и обещал, обжаловал это решение. Однако 30 мая 2024 года суд счёл нужным «оставить постановление без изменения, жалобу без удовлетворения». Виталий Бородин в своём телегам-канале заявил (орфография сохранена): «Данил Валерьевич, пока все судебные инстанции не пройдём, а их у нас ещё много, никакого рубля вы не получите. Подождите, ещё рано так думать, ситуация может развернуться на 240 градусов. <…> там столько нарушений, что можно уволить некоторых без выплаты заработной платы. За нами правда, двигаемся дальше. Если все инстанции вынесут аналогичное решение, то, конечно, я вам заплачу рубль, но пока ещё рано об этом даже и думать. Пока радуйтесь, потом будет печаль».

11:50. Перед началом 5-го заседания суда по делу Жени Беркович и Светланы Петрийчук прошло рассмотрение апелляции на избранную меру пресечения для обеих. Напомним, 3 мая 2024 года содержание Беркович и Петрийчук под стражей продлили на 6 месяцев, хотя следствие по делу уже было завершено. Судья оставил это решение без изменений.

Беркович и Петрийчук были задержаны 4 мая 2023 года, с 5 мая они находятся в СИЗО (изначально они были отправлены под арест на два месяца, срок содержания под стражей продлевался семь раз). Уголовное дело открыто по статье 205.2 УК РФ — «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма». Причиной задержания стал спектакль Беркович «Финист Ясный Сокол» по документальной пьесе Светланы Петрийчук — о женщинах, которые познакомились в интернете с представителями радикального ислама и уехали к ним в Сирию. Это беспрецедентный для современной судебной практики в России случай, когда авторов судят за создание спектакля и пьесы.

 

28 МАЯ

10:00. Норильский Заполярный театр драмы имени Маяковского привезёт в Москву и Нижний Новгород спектакль «Ополченский романс» по текстам Захара Прилепина. «Фантасмагорию в одном действии» год назад поставила главный режиссёр театра Анна Бабанова. В Нижегородском ТЮЗе запланированы пять показов 27 и 28 июня, в Москве 30 июня спектакль дважды сыграют на сцене Театра имени Пушкина.

В описании постановки говорится (орфография и пунктуация сохранены): «Свести „в единую историю“ рассказы „Ополченского романса“ <опубликованной в 2020 году книги Прилепина. — прим. редакции> постарался драматург, режиссёр Михаил Ярош-Барский, известный своими произведениями о трагедии подлодки „Курск“: „Предел прочности“, „Знак бесконечности“, „Письмо Адмиралу Y“. Он поставил перед собой задачу — отказавшись от картин насилия, по возможности, никого из героев повествования „не убить“, так что проходят они вместе из трагического 2014-го, через все перипетии сопротивления — к встрече танковых колонн Вооружённых сил России в 2023-ем… В тексте пьесы использованы также рассуждения Захара Прилепина из публицистической книги „Не чужая смута“, посвящённой украинско-русской трагедии 2014 года. Так проясняется перспектива всех описанных событий, становится понятно, что донбасское ополчение — не просто стихийная безотчётная реакция перед лицом смертельной опасности, а исторически, культурно обусловленная воля народа, способного самостоятельно вершить свою судьбу в дни крушения государства».

Комментарии
Предыдущая статья
Ксения Тернавская ставит «почти автобиографическую хорео-драму» 27.05.2024
Следующая статья
Кама Гинкас репетирует «спектакль по Пушкину и о Пушкине» 27.05.2024
материалы по теме
Новости
В Кабаре ШУМ выпускают «иммерсивный сериал» по диалогам Платона
25 декабря в петербургском Кабаре ШУМ пройдёт премьера спектакля Александра Худякова «Диалоги. Справедливость». Предполагается, что постановка станет первым эпизодом «театрального сериала» на основе текстов Платона.
Новости
Дарья Борисова создаёт в Самаре «фантазийный Лондон» Диккенса
21 декабря на Большой сцене Самарского театра юного зрителя «СамАрт» пройдёт премьера мюзикла Андрея Рубцова и Алексея Франдетти «Рождественская песнь» (6+) в постановке Дарьи Борисовой. В основе спектакля — повесть Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе».