Хроника: театр во время боевых действий. Месяц 35

На фото – сцена из спектакля Жени Беркович "Наше сокровище" © sosodaughters.com

Мы продолжаем следить за тем, что происходит с театром и культурой вообще в нынешнее тяжёлое время. О событиях предыдущих недель, прямо или косвенно связанных с боевыми действиями в Украине, читайте в наших хрониках (неделя 1неделя 2, неделя 3неделя 4неделя 5, неделя 6, неделя 7неделя 8неделя 9неделя 10, неделя 11, неделя 12неделя 13, месяц 4месяц 5месяц 6месяц 7, месяц 8месяц 9месяц 10месяц 11месяц 12месяц 13месяц 14месяц 15месяц 16месяц 17месяц 18месяц 19месяц 20, месяц 21месяц 22месяц 23месяц 24месяц 25месяц 26месяц 27месяц 28месяц 29месяц 30месяц 31месяц 32, месяц 33, месяц 34 ). Редакция приняла решение перейти с еженедельного выпуска хроники на ежемесячный, но мы надеемся и верим, что вскоре их не нужно будет публиковать вовсе.

15 ЯНВАРЯ

18:00. На должность директора Музея истории ГУЛАГа вместо Романа Романова, который руководил музеем с 2012 года, назначена Анна Трапкова. При этом она останется директором Музея Москвы и будет возглавлять две организации. Официально Трапкова вступает в должность с 21 января 2025 года.

Напомним, что 14 ноября Музей истории ГУЛАГа был закрыт для посетителей. Причиной назвали нарушение пожарной безопасности. Ранее, 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, в саду перед музеем проходила акция «Молитва памяти». Откроется ли музей с приходом нового директора, не сообщается. 

Также стало известно, что из новой экспозиции Музея Москвы «История Москвы», открытой в декабре 2024 года, убрали раздел о политических репрессиях, который помогали готовить сотрудники Музея истории ГУЛАГа. Об этом сообщила в соцсетях сокуратор экспозиции Александра Селиванова. По её словам, проект уже был готов и прошёл внутренний научный совет, экспертизу в департаменте культуры и минкульте, но был снят за полторы недели до открытия выставки.

13 ЯНВАРЯ

0:30. Компания SNAMI.Project анонсировала посвящённый Юрию Бутусову BUTUSOV FEST, который пройдёт с 30 января по 1 февраля на площадке Kino Artis в Таллине. Структурно проект будет идентичен предыдущему мини-фестивалю KRYMOV FEST, который та же команда проводила в сентябре: два показа видеозаписей поставленных в России спектаклей и «открытое интервью» театрального критика Сергея Николаевича с режиссёром.

30 января в Kino Artis покажут киноверсию спектакля «Р», по сей день идущего в «Сатириконе», а 31 января — «Доброго человека из Сезуана», недавно снятого с репертуара Театра имени Пушкина, но за 11 лет жизни успевшего побывать на гастролях в Таллине благодаря проекту «Золотая Маска в Эстонии».

А 1 февраля пройдёт «вечер-встреча» с Юрием Бутусовым под названием «Я должен не знать, что меня ждёт». Сергей Николаевич, который будет вести этот «открытый диалог», в соцсетях анонсировал его так: «…на экране возникнут уникальные кадры из других спектаклей Бутусова, прозвучит музыка, которая его вдохновляет. Мы будем говорить о людях, событиях и явлениях, без которых не состоялся бы его театр. Конечно, мы будем говорить и о русских артистах в эмиграции. Как они выживают? Какие у них перспективы? Постараемся, насколько это возможно, заглянуть в будущее, очертания которого по большей части довольно туманны. И, наконец, увидим, как Бутусов танцует. Поверьте, это стоит хотя бы раз увидеть своими глазами».

 

27 ДЕКАБРЯ

Тольяттинский режиссëр Григорий Береснев оправдан по делу о распространении порнографии. Об этом сообщило в соцсетях адвокатское бюро «Хальченко и партнеры».

Уголовное дело против педагога детской театральной студии было заведено в 2022 году после читки пьесы Ребекки Причард «Дворовая девчонка», которая рассказывает о неблагополучных подростках и борьбе с наркотиками. Во время читки Береснев пропускал откровенные сцены и мат, стараясь адаптировать пьесу для подростков. Но мать одной из участниц обратилась с жалобой в прокуратуру.

Против Береснева выдвинули обвинения сразу по нескольким статьям, в том числе 132 и 135 УК РФ – «совершение развратных и насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетних», по которым ему грозило до 20 лет лишения свободы. Но часть самых тяжких обвинений была снята прокуратурой, а экспертиза минюста РФ не признала пьесу Ребекки Причард материалом порнографического характера. В итоге суд признал режиссëра виновным лишь по одной статье (156 УК РФ – «неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, сопряжëнное с жестоким обращением»), и дело было прекращено за истечением срока давности.

 

25 ДЕКАБРЯ

13:00. В апелляционном военном суде в подмосковной Власихе прошло рассмотрение апелляции на приговор по делу Светланы Петрийчук и Жени Беркович, осуждённых по статье  205.2 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма») за пьесу и спектакль «Финист Ясный Сокол» — о женщинах, которые познакомились в интернете с представителями радикального ислама и уехали к ним в Сирию. Суд не оправдал драматурга и режиссёрку и лишь немного сократил сроки – до 5 лет 7 месяцев для Беркович и 5 лет и 10 месяцев для Петрийчук.

18:00. Художественный руководитель Буряад театра Олег Юмов снял документальный фильм об участниках СВО из Бурятии.

Премьера киноленты «Воины Бурятии на службе Отечеству» (12+) состоялась 25 декабря в кинотеатре «Пионер-2» в Улан-Удэ.

Участниками фильма, снятого в формате интервью, стали действующие военные и те, кто уже вернулся с фронта, а также их родные и близкие. Как сообщают местные издания, в «фильме про современных героев из Бурятии военнослужащие рассказывают о своём участии в боевых действиях, о том, что их побудило отправиться в зону специальной военной операции». Также режиссëр рассуждает в ленте о военной истории Бурятии.

Появится ли это произведение на большом экране или на телевидении – ещë не известно, пока у него нет прокатного удостоверения.

Напомним, Олег Юмов в 2006 году окончил ГИТИС (Мастерская Сергея Женовача). В 2009 – 2010 гг.  работал художественным руководителем Русского государственного театра драмы им. Н. Бестужева. Ставил спектакли в Новосибирском молодёжном театре «Глобус», Театре кукол «Ульгэр» и других. В 2020 году стал режиссëром-постановщиком Государственного бурятского академического театра драмы имени Х. Намсараева, с 2023 – его художественным руководителем.

 

24 ДЕКАБРЯ

17:20. Саратовский ТЮЗ имени Киселёва отменил премьерные показы спектакля Екатерины Костеневской «Настоящие бумажные вещи Т. Гримса» по одноимённой книге Юлии Мнижек после возмущённых комментариев членов семей участников боевых действий в Украине.

Книга Мнижек — бестселлер издательства «Самокат», фантастическая и абсурдистская история о поисках отца и принятии утраты. Из-за парадоксальности сюжета и лингвистических игр её нередко сравнивают со сказками Льюиса Кэрролла. Спектакль ученицы Юрия Погребничко Екатерины Костеневской стал итогом лаборатории Саратовского ТЮЗа «Планшет», проходившей в январе 2024 года. Этот эскиз, как сказано на сайте театра, тогда «выбрали для постановки все: обычные зрители нашей лаборатории, специальное детское жюри и молодые критики». Сюжет в официальном анонсе изложен так: «Маленький Тристан живёт вместе со своим отцом- волшебником в лавке настоящих бумажных вещей. Но однажды утром он просыпается и обнаруживает, что отец пропал, оставив загадочную записку. Смелый мальчик, не раздумывая, отправляется на поиски папы. На его пути по загадочной Обратной стороне всего встречают милые и странные существа, опасные и не очень, все они помогают мальчику узнать что-то новое, увидеть невероятные чудеса и понять, как найти путь к своему папе. Это волшебная и философская сказка-притча, современный “Маленький принц”».

На первый показ местные социальные службы бесплатно пригласили членов семьи участников боевых действий в Украине. Последние бурно возмутились тем, что в спектакле речь идёт об утрате отца, а сам он не соответствует их ожиданиям «новогоднего весёлого» представления.

После этого театр заменил все запланированные на декабрь показы другими спектаклями (в январской афише постановка также отсутствует), изменил возрастной ценз с «6+» на «12+» и опубликовал развёрнутое обращение к зрителям с заголовком «Добавляем новогоднего волшебства»:

«Мы читаем все ваши комментарии и понимаем, что премьера в декабре была воспринята рядом зрителей как специальный новогодний спектакль, что не соответствует действительности. Это премьера обычного репертуарного спектакля, яркого, зовущего зрителя отключить голову, пофантазировать и включиться в игру. Здесь в метафорической форме поднимаются сложные темы семейных взаимоотношений, взросления, принятия потерь. И в этом контексте он очень важен как психологическая поддержка тех семей, которые по тем или иным причинам лишились кого-то из близких.

Действительно, выбор декабря в качестве даты премьеры “Настоящих бумажных вещей Т. Гримса” был ошибкой и ввёл ряд зрителей в заблуждение. Приносим извинения нашим зрителям за испорченное таким образом настроение и негативные эмоции. Надеемся, что другие наши проекты и постановки исправят это ощущение и театр станет другом для своих новых юных зрителей».

Комментарии
Предыдущая статья
Ильгиз Зайниев назначен новым директором Камаловского театра 28.12.2024
Следующая статья
Не стало актрисы Таирова и Серебренникова Майи Ивашкевич 28.12.2024
материалы по теме
Новости
В Театре на Таганке выпускают камерный мюзикл по Кафке
31 января и 1 февраля на Новой сцене московского Театра на Таганке пройдёт премьера спектакля Андрея Гончарова «Превращение» по мотивам одноимённой повести Франца Кафки.
Новости
Алексей Золотовицкий устроит в РАМТе «медитативный туризм» по Данилову
Сегодня, 21 января, на Маленькой сцене РАМТа пройдёт премьера спектакля Алексея Золотовицкого «Пустые поезда» (16+) по книге Дмитрия Данилова.