Алексей Бартошевич расскажет о Шекспире Някрошюса

В московской «Мастерской Петра Фоменко» продолжается цикл лекций о театре ХХ века — о программе под названием «Театральный лекторий» журнал ТЕАТР. уже писал ранее. 16 марта Алексей Бартошевич — «человек, который знает о Шекспире всё и… ещё чуть-чуть», как остроумно поясняет сайт «фоменок» для тех, кому нужно представлять лектора, — расскажет о шекспировских спектаклях Эймунтаса Някрошюса.

«Гамлет», «Отелло» и «Макбет», поставленные ушедшим этой осенью литовским мастером, — не только произведения искусства, давно ставшие театральными легендами в высоком смысле. Представить без них театр рубежа столетий невозможно. Однако важно отметить и тот факт, что поэтический, метафорический язык этих спектаклей, не оставляющий равнодушных, адекватен художественному языку драматурга — на чём неизменно настаивает Бартошевич. Лекции, специально посвящённые някрошюсовским мирам, шекспировед читает очень редко, поэтому «Шекспировские сны Эймунтаса Някрошюса» в «Мастерской» — событие, бесспорно заслуживающее внимания.

«Спектакли Някрошюса говорят о вещах простых и вечных. В каком-то смысле все они — о любви как силе спасительной. С каждым новым спектаклем это становится всё более ясным. Внутреннее движение его жизненной философии, не важно, формулирует ли его для себя Някрошюс или оно происходит на подсознательном, спонтанном уровне художника, его визионерских снов, — очень важно для современного искусства» (из книги Алексея Бартошевича «Театральные хроники. Начало двадцать первого века»).

«Някрошюсовский метафоризм вырастает из метафор текста. Спектакль абсолютно точен по отношению к тексту, и если можно дополнить слово „интерпретация“ словом „правильная“, то это правильная интерпретация. Хотя звучит по нынешним временам несколько смешно и наивно, но то, что есть в пьесе, то он и поставил. Что он поставил, то и есть в пьесе. То же самое относится и к человеческой истории, которую нам рассказывают. Сложнейшими способами рассказывают, в конце концов, простую историю, и она не становится менее простой, понятной и человечной от того, что её рассказывают при помощи такого рода средств. Но эти средства необходимы, чтобы простота была ещё и глубиной» (о спектакле «Отелло» — оттуда же).

Фотографии Дмитрия Матвеева из спектаклей «Отелло» и «Гамлет» — menofortas.lt.

Комментарии
Предыдущая статья
В Вашингтоне сыграют премьеру о Путине и Ходорковском 11.01.2019
Следующая статья
В МХТ прочитают цикл бесплатных лекций по истории театра 11.01.2019
материалы по теме
Новости
Петербургский театр КУКФО покажет Шекспира «в петрушках»
Сегодня и завтра, 27 и 28 марта, в петербургском театре «Кукольный формат» (КУКФО) пройдёт премьера спектакля Бориса Константинова «Ромео и Джульетта» (12+) по одноимённой пьесе Шекспира.
Новости
Петербургская «Площадка 51» исследует «феномен Коли Русского в театре»
С 15 по 25 февраля в петербургском театре «Площадка 51» будет проходить театральная лаборатория «Коля», посвящённая ушедшему год назад режиссёру Николаю Русскому. В афише лаборатории — лекции, показы эскизов по текстам Русского и видеозаписей его спектаклей.