Из жизни ушел Эймунтас Някрошюс

Фото: © Антон Денисов

Как сообщил депутат парламента Литвы Арвидас Някрошюс, 20 ноября скончался его близкий родственник и известный режиссер Эймунтас Някрошюс: ему стало плохо после поездки в Вильнюс, в ночь на вторник его госпитализировали в больницу. Напомним, что 21 ноября Някрошюсу  должно было исполниться 66 лет. Своими переживаниями с журналом ТЕАТР. поделился Игорь Гордин.

«Это огромная потеря. – сказал журналу ТЕАТР. Игорь Гордин. – Някрошюс – это отдельная книга в истории театра. Количество подражателей этого метафоричного языка велико, но он был первым! С него все началось… мне выпало большое счастье дважды с ним поработать. И я так и не смог разгадать его гения, эти метафоры и образы, которые возникали в его голове… Его называли мрачным гением. В моей памяти он останется светлым человеком. В нем было такое редкое сочетание мудреца, всё знающего про эту жизнь. При этом, он оставался большим ребёнком, у которого в голове то и дело возникали такие необычайные метафоры. Эти его загадки останутся в моей памяти навсегда. Этот человек был мне очень близок».

Напомним, что Эймунтас Някрошюс родился в Литве в 1952 году. Окончил режиссерский факультет Государственного института театрального искусства им. Луначарского (ГИТИС, курс Андрея Гончарова). Открыл театр «Мено фортас» (переводится как «Форт искусств»), в котором работал с 1998 года. Поставил в Москве спектакль “Вишневый сад”  с русскими актерами (совместный проект театра Мено Фортас и Международного фонда К.С.Станиславского). В Большом театре в 2003 году осуществил постановку “Макбета” Дж. Верди, а в 2005 году выступил режиссером мировой премьеры оперы Л. Десятникова “Дети Розенталя”. В 2008 году поставил “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” Н. Римского-Корсакова (совместная постановка Большого театра и Оперного театра Кальяри, Италия).

Среди наград: премия Союза театров Европы (UTE) и Театрального комитета в Таормине (Италия) “Новая театральная реальность в Европе” (1994); приз как лучшему режиссеру года Литовского театрального союза (1994); премия Балтийской ассамблеи (“Моцарт и Сальери. Дон Жуан. Пир во время чумы” 1994); премия фестиваля “Балтийский дом” (“Три сестры”, 1995); итальянская премия “UBU” за лучший зарубежный спектакль (“Три сестры”, 1996; “Гамлет”, 1998; “Макбет”, 2000; “Фауст”, 2007); Государственная премия Литвы (1998); премия театральной критики Литвы (“Гамлет”, 1998); российская Национальная театральная премия “Золотая маска” в номинации “Лучший зарубежный спектакль” (“Макбет”, 1999; “Времена года”, 2004; а также Приз критиков и журналистов за спектакль “Вишневый сад”, 2004); премия польского фестиваля “Контакт” (1999); приз Министерства культуры Литвы (“Отелло”, 2001; “Времена года”, 2003); премия Международного фонда К. С.Станиславского за вклад в мировое театральное искусство (2001); премия имени Иоганна Готфрида Гердера (2005); почетная премия XVI Международного театрального фестиваля в Стамбуле (2008).

Фото Антона Денисова

Комментарии
Предыдущая статья
Лауреатов Международной премии Станиславского наградили в Москве 19.11.2018
Следующая статья
В Казани спрашивают: кто без греха? 19.11.2018
материалы по теме
Новости
В БДТ попрощаются с «хозяином сцены» Адилем Велимеевым
Не стало не просто старейшего – легендарного сотрудника БДТ имени Товстоногова, заведующего машинно-декорационной частью театра Адиля Мунировича Велимеева, который проработал в Большом драматическом 60 лет. Сообщение об этом появилось на официальном сайте театра. Прощание пройдёт завтра, 11 января.
Новости
Не стало театрального критика Туяны Будаевой
Бурятский театральный критик и театровед Туяна Будаева скоропостижно умерла вчера, 18 сентября. Об этом сообщил в социальных сетях режиссёр Сергей Левицкий.