В МХТ рассказали о сезоне 2021-2022

На фото - сбор труппы в МХТ им. А.П. Чехова © Екатерина Цветкова / соцсети МХТ

Сегодня, 3 сентября, в МХТ им. А.П. Чехова прошёл сбор труппы, на котором худрук театра Сергей Женовач рассказал о планах на предстоящий, 124-й, сезон.

Практически все премьеры сезона 2021-2022 в той или иной форме уже были заявлены в начале оборванного локдауном сезона 2019-2020: часть передвинулась в сроках, часть уже тогда анонсировалась как перспектива ближайших двух-трёх лет. Из названных тогда проектов также в связи с пандемией отложены на неопределённый срок постановки зарубежных режиссёров (Эльмо Нюганена, Алвиса Херманиса, Саймона Макбёрни). Однако российская часть планов уточнилась и в сроках, и в названиях.

Первой премьерой сезона 2021-2022 станет спектакль Виктора Крамера «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» — авторская постановка, которую Крамер сочиняет вместе с исполнителем главной роли Константином Хабенским и при участии других занятых в спектакле артистов. Об этой работе, премьера которой должна пройти на Основной сцене 16 и 17 октября, журнал ТЕАТР. рассказывал ранее.

Второй премьерой Основной сцены станет спектакль Уланбека Баялиева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» по одноимённой пьесе Венедикта Ерофеева. Художница спектакля — постоянный соавтор Баялиева Евгения Шутина, в главных ролях — Дмитрий Назаров и Игорь Верник. Первые показы намечены на ноябрь.

Весной 2022 года на Основной сцене пройдёт премьера «Сирано де Бержерака» Ростана в постановке Егора Перегудова. Главные роли исполнят Юрий Чурсин и Паулина Андреева. Художником спектакля будет Владимир Арефьев, создавший впечатляющую сценографию «Месяца в деревне» — предыдущей премьеры Перегудова в МХТ.

Заключительной из официально заявленных в сезоне 2021-2022 премьер Основной сцены станет постановка Олега Глушкова — «мюзикл для драматического театра» под названием «Свет нового человека, или Второе пришествие Гагарина» (по пьесе Вадима Воли). Напомним, для Глушкова «космонавт Гагарин» (не тождественный Юрию Гагарину человек-миф) — особенно значимый герой: для «Июльансамбля» Глушков уже ставил спектакль «12 подвигов Гагарина», а в 2020 году снял одноимённый веб-сериал. Композитор «Второго пришествия…» — Роман Игнатьев, автор музыки к мюзиклам Московского театра оперетты «Анна Каренина» и «Монте-Кристо».

На Малой сцене должна выйти премьера спектакля Михаила Рахлина «Омон Ра» по одноимённому роману Виктора Пелевина. Инсценировку написал сам Рахлин. Репетиции начались ещё в прошлом сезоне, однако точная дата премьеры пока не названа.

Кроме того, Женовач сообщил о достигнутой с Юрием Бутусовым договорённости о новой постановке. В этом сезоне он приступит к репетициям спектакля по пьесе Булгакова «Адам и Ева». Напомним, для Бутусова эта работа станет четвёртой в МХТ после «Гамлета» (2005), «Иванова» (2009) и «Человека из рыбы» (2018) и вторым обращением к булгаковской драматургии после «Бега» в Театре им. Евг. Вахтангова (2015). Что касается пьесы «Адам и Ева», то артисты и зрители МХТ имели возможность познакомиться с ней ранее — в конце прошлого сезона в театре прошёл вечер из организованного Мариной Брусникиной цикла «Память места» (этот вечер-читка был приурочен к 130-летию Михаила Булгакова). «Память места», как и другие проекты Брусникиной, в сезоне 2021-2022 также будут продолжаться.

Сезон 2021-2022 для МХТ предъюбилейный — следующий станет 125-м. К этой дате, а также к столетию со знаковых для истории театра и судьбоносных для самого МХТ гастролей Художественного театра в США (1923-1924) приурочен последний из анонсированных сегодня планов. Американский драматург, лауреат «Тони» Ричард Нельсон написал пьесу, жанр которой обозначен как «разговоры актёров труппы МХТ во время гастролей в Чикаго, штат Иллинойс, в 1923 году» (место действия совпадает с местом рождения драматурга). У некоторых героев пьесы есть реальные прототипы (Константин — Станиславский, Иван — Москвин), некоторые являются полностью вымышленными. По словам Сергея Женовача, который планирует поставить сочинение Нельсона, это возможность «поразмышлять над тем непростым временем — не изображая, разумеется, ни Москвина, ни Качалова, ни Станиславского, — когда люди оказываются не особенно нужны ни своей стране, ни той, в которой они оказались и думали, оставаться ли там: как они находят себя в этой жизни?». Премьеру планируется сыграть в Нью-Йорке, на сцене Бруклинской академии музыки (в том же здании, где был с гастролями МХТ сто лет назад) — по приглашению худрука академии Дэвида Биндера.

Кроме того, заявленная ещё в начале прошлого предкарантинного сезона «Лаборатория режиссёрских дебютов», наконец, сможет предъявить результаты работы на Новой сцене. Планируется, что в течение сезона к лаборатории подключатся изъявившие желание участвовать молодые режиссёры из других городов (Петербурга, Новосибирска), а первые работы уже осенью покажут московские участники — студенты выпускного курса режиссёрского факультета ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача). Любопытно, что в этом (и предыдущем) сезоне собственные лаборатории организовали многие театры Москвы — в частности, «Сатирикон», «Школа драматического искусства», Театр им. М.Н. Ермоловой. Студенты выпускного курса режфака ГИТИСа активно участвуют в этих начинаниях. Принципиальное отличие лаборатории МХТ от большинства других — не только в оплачиваемой работе, но, прежде всего, в том, что режиссёры готовят не короткий эскиз, а «полнометражный» спектакль, каждый из которых будет показан зрителям пять раз вне зависимости от того, войдёт ли впоследствии в репертуар. В связи с этим театр, в частности, провёл переговоры с Мартином МакДонахом и получил разрешение на первую в России театральную версию пьесы «Очень, очень, очень тёмная материя», которую режиссёр Евгений Закиров сам перевёл для спектакля. Егор Трухин представит свою версию «Мамы» Флориана Зеллера, а первой зрители увидят работу Сергея Тонышева по повести Чехова «Моя жизнь».

 

Комментарии
Предыдущая статья
Борис Павлович выращивает «Лес» 03.09.2021
Следующая статья
Сергей Женовач прокомментировал снятие «Идеального мужа» и «Карамазовых» 03.09.2021
материалы по теме
Новости
Хроника карантина: власти Петербурга вводят QR-коды для театров
Сегодня, 18 октября, опубликовано постановление правительства Петербурга, которое вводит новые ограничения. С 15 ноября посещение театров будет возможно только при предъявлении QR-кода.
Новости
Александр Пономарёв возвращает на Театральную площадь «Блоху» Замятина
20 октября на Маленькой сцене РАМТа пройдёт премьера спектакля Александра Пономарёва «Блоха» по пьесе Евгения Замятина.