В МХТ имени Чехова выпускают «крестьянский мюзикл» по Замятину

На фото - сцена из спектакля "Чрево" © Екатерина Цветкова

Сегодня и завтра, 14 и 15 мая, на Новой сцене МХТ имени Чехова пройдёт премьера спектакля Андрея Гончарова «Чрево» по одноимённому рассказу Евгения Замятина.

«Чрево» — один из главных текстов среди рассказов и повестей Замятина, образец так называемой «орнаментальной прозы». Написанный в 1913 году, накануне войны и революции, этот рассказ сегодня обретает дополнительные смыслы. Если сам Замятин соединяет современный взгляд с вековечным кругом зла, превращая быт в элемент искусства и метафору, то сейчас дополнительным слоем становится сам контекст времени. Одним из знаковых является заглавный образ — сопоставление земли и женщины, способных родить новую жизнь (но, однако, и отнять её). В спектакле Андрея Гончарова, дебютирующего на сцене МХТ, земля становится основным элементом сценографии, а во время действия помогает проиллюстрировать и состояние беременности, и смерть. А позаимствованное у автора перетекание реальности в язык, быта в стилизацию, конкретности в универсальность отражено в минималистичном пространственном решении и в звуковой партитуре: значительная часть текста пропевается, как молитва или заплачка. Жанр спектакля обозначен как «крестьянский мюзикл». В создании спектакля принимали участие художник Константин Соловьёв, художник по свету Мария Белозерцева и композитор Алексей Кириллов.

Андрей Гончаров говорит: «В этой истории мне интересна сценическая форма, позволяющая звучать авторскому тексту в театральном пространстве. Текст плотный, густой и жёсткий. Героиня рассказа доходит до „точки невозврата“, в которой совершает убийство собственного мужа. Один из главных вопросов: для чего этой красивой молодой женщине необходимо было через всё это пройти и остаться живой? Насколько она вообще виновата в случившемся? Думаю, что человеку не нужно создавать таких условий, которые могут довести его до чревного, животного состояния, когда уже никакие социальные границы не работают, когда невозможно апеллировать к каким-то общепринятым нормам. Они стёрты, их просто нет. Мы недооцениваем энергию, которая рождается в человеке, доведённом до такого состояния…». Режиссёр следует за мыслью автора, который, в частности, размышляет о нарастании зла — и как порождении социальных установок, и как результате одобряемых по умолчанию явлений насилия (домашнего насилия, в частности, но и, например, психологического давления, подавления личности и воли отдельного человека).

В спектакле заняты артисты МХТ Ольга Литвинова, Артём Быстров, Антон Лобан и актёр МТЮЗа Андрей Максимов.

Напомним, Андрей Гончаров окончил РГИСИ (курс Вениамина Фильштинского) в 2016 году. Ставил спектакли в петербургском «Этюд-театре», Саратовском ТЮЗе, Норильском Заполярном театре драмы, в МТЮЗе и Театре на Таганке.

Комментарии
Предыдущая статья
Однажды Лебедь, Фавн и Роза 14.05.2022
Следующая статья
Объявлена программа форума-фестиваля «Особый взгляд»-2022 14.05.2022
материалы по теме
Новости
Директором Екатеринбургского ТЮЗа стал замминистра культуры Свердловской области
Сегодня, 26 апреля, коллективу Екатеринбургского ТЮЗа был представлен новый директор. Им стал заместитель министра культуры Свердловской области Сергей Радченко.
Новости
Иван Пачин создаёт в Челябинске «картинки из детства» по Астафьеву
Сегодня и завтра, 26 и 27 апреля, в Челябинском Молодёжном театре играют премьеру спектакля Ивана Пачина «Деревья растут для всех» (12+) по рассказам Виктора Астафьева.