В Петербурге готовят выставку «История России в зеркале сцены»

Кофман. Балет "Александр Невский" Прокофьева. Постановка Виноградова. 1969

28 октября в 17.00 Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства торжественно откроет новый крупный выставочный проект «История России в зеркале сцены».

Выставка исследует тему изменчивости интерпретаций отечественной истории в театральном искусстве, а вместе с ним и в культурном обиходе целой страны. Проект позволит проследить, как воплощалась на русской театральной сцене XIX-XX веков история России от конца X века до 1917 года. Ряд экспонатов будет представлен широкой публике впервые. Составляют выставку художник Юрий Сучков и кураторы выставки – Елена Федосова и Ольга Ходякова.

Посетители выставки увидят эскизы декораций и костюмов художников Матвея Шишкова, Федора Федоровского, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Бенуа, Константина Коровина и многих других. Фотографии актеров и сцен из спектаклей, подлинные театральные костюмы, подлинное оружие и военное снаряжение будут сгруппированы вокруг определенных исторических тем вне зависимости от даты и жанра постановки – драмы, оперы или балета.

Так, по мнению создателей выставки, становятся особенно наглядными изменения не только в русском театрально-декорационном искусстве, но и в идеологии российского государства и общества в прошлом и настоящем.

“Историю пишут не только историки, – отмечают создатели выставки, – Любое историческое событие на сцене неминуемо обращается в отражение не столько объективного прошлого, сколько своего собственного настоящего. Выставка «История России в зеркале сцены» представляет собой парад исторических театральных образов в исторической же перспективе и тем самым поднимает множество животрепещущих вопросов: от допустимости переписывания истории до «ошибок восприятия» в культурном и психологическом обиходе целых эпох”.

На сайте театрального музея приводится один из примеров изменчивости истории на сцене: так, в 1934 году драму Пушкина «Борис Годунов» в Ленинградском государственном академическом театре драмы им. А.С. Пушкина поставил Борис Сушкевич, а в 1949 году там же – Леонид Вивьен. В обоих спектаклях роль Царя Бориса играл Николай Симонов. По фотографиям актера видно, как время меняло отношение к этому персонажу. В 1934 году это измученный совестью лысый старик. В 1949 году, после победы в Великой отечественной войне, Симонов предстает могучим, полным сил царем.

Как обещают организаторы, в проекте будут экспонированы богатые материалы из фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, а также экспонаты из Государственного исторического музея, Государственного Русского музея, Государственного музея- заповедника «Гатчина», Музея Московского Художественного академического театра, Военно- исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи и другие.

Для широкой публики выставка будет открыта в Шереметевском дворце – Музее музыки (наб. Фонтанки, 34) с 30 октября 2019 года до февраля 2020 года.

 

Комментарии
Предыдущая статья
«Нелюбовь-2»: «Гробница малыша Тутанхамона» Псковского театра драмы 05.10.2019
Следующая статья
“Приют комедианта” выпустит балетный спектакль по пьесе Александра Цыпкина 05.10.2019
материалы по теме
Новости
В Петербурге покажут считавшийся утраченным вариант пьесы «Дибук»
Сегодня, 11 марта, в Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке открывается выставка «Меж двух миров. Семён Акимович Ан-ский и его пьеса „Дибук“».
Новости
На выставке в Москве покажут связь биомеханики и театра кукол
В московской галерее «На Шаболовке» открылась выставка «Биомеханика Мейерхольда. Актёр. Кукла», приуроченная к 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда. Это совместный проект галереи с Музеем Театра кукол имени Образцова.