В Иркутском драмтеатре представят эскиз пьесы Владимира Жеребцова

12 марта в Иркутском драматическом театре имени Н. Охлопкова пройдет показ эскиза спектакля «Чморик» по пьесе Владимира Жеребцова. Он откроет серию эскизов по современной драматургии, которые будут представлены зрителям в течение сезона в рамках лаборатории «Другая сцена – Другие спектакли».

«Когда к постановке берётся классика, то ни у кого не возникает сомнения в материале, – рассказал журналу ТЕАТР. организатор лаборатории главный режиссер Иркутского драмтеатра Станислав Мальцев. – Все точно знают, что она уже апробирована временем и многочисленными постановками в театрах. А когда имеешь дело с авторами-современниками, то тут неизвестно, кто из них новый Вампилов, Чехов или Горький… Тут режиссёр полагается на свою интуицию и начинает действовать методом проб и ошибок. Вот для того, чтобы проб было больше, а ошибок меньше, и затевалась лаборатория современной пьесы. У нас есть возможность попробовать материал, потом обсудить его с нашим посвящённым зрителем, который ходит в театр, любит его и понимает. Сейчас, к сожалению, очень много подделок, которые не сразу можно распознать. И вот отличить фальшивку от настоящего, найти живого автора, который может сегодняшним языком рассказать сегодняшнему зрителю о нём самом и о времени, в котором мы живём, – одна из задач нашей лаборатории.

К тому же, это интересная форма работы и взаимодействия со зрителем. Сегодня многие учреждения культуры: и театры, и музеи, и библиотеки – делают активные шаги к живому общению, диалогу с людьми, придумывают новые форматы мероприятий. Собственно говоря, в форме диалога мы и попытаемся эти лаборатории проводить.

Главный критерий, по которому выбирается пьеса для постановки спектакля, – это понимание: есть ли в ней размышления о «последних вопросах бытия», как называл их Достоевский, или нет. Задаются ли те острые, противоречивые вопросы о жизни и её смысле, о смерти, для чего человек живёт и как? Все что корёжит, ломает, подвергает сомнению природу человека, изначально в нём заложенную, космосом, Богом, кому как угодно, – это должно волновать, исследоваться, об этом должен вестись разговор. Если пьеса задает эти вопросы, не важно, в какой форме, то тогда её хочется ставить. Такая, на мой взгляд, пьеса «Чморик» Владимира Жеребцова. Она адресована, прежде всего, молодым. Так как она про молодых ребят, которые из привычной комфортной среды попадают в экстремальные жизненные условия. Именно такая ситуация сразу помогает увидеть, кто есть кто. Человек, который внутри опирается на семью, культуру, у которого есть сформированный внутренний стержень, позиция, в сложных обстоятельствах будет укрепляться, и, наоборот, человек с внутренней пустотой будет разрушать и себя, и окружающий мир вокруг него. Мне бы хотелось, чтобы люди, которые придут к нам на лабораторию, стали соучастниками разговора о современном человеке. Если это получится, если материал их заденет, зацепит, то наша цель будет достигнута».

Традиционно подобные лаборатории проходят в предельно экстремальных условиях. Режиссёрам дается от трёх до семи дней на подготовку эскизного спектакля. Драматический театр выбрал иную, более продолжительную по времени форму проведения эксперимента. Он будет проходить в течение всего 2019 года. Режиссёры и актёры театра смогут готовить эскизы будущего спектакля три-четыре недели. Каждый раз результаты творческого поиска будут представлены зрителям на открытом показе. Если по итогам показа и обсуждения руководство театра и зрители найдут представленную пьесу перспективной, актуальной и убедительной – театр возьмёт её к постановке, а если нет – откажется, чтобы искать новый материал.

Планируется, что лаборатория «Другая сцена – Другие спектакли» станет постоянным экспериментом театра. Режиссеры и актеры театра будут готовить эскиз будущего спектакля по современной драматургии и каждый раз вести живой диалог со зрителем, убеждать в том, что данная пьеса имеет право на жизнь в рамках академического театра.

Станислав Мальцев в 1992 году окончил Дальневосточный государственный институт искусств, актёрский факультет. В 2000 году – Российскую академию театральных искусств (ГИТИС) по специальности режиссёр драматического театра. С 1995 года работал в драматическом театре Тихоокеанского флота во Владивостоке, с 2004 по 2017 –в должности главного режиссёра. Служил
также главным режиссёром в Уссурийском драматическом театре им. В.Ф. Комиссаржевской Спектакль Станислава Мальцева «С вечера до полудня» по пьесе Виктора Розова получил Золотой и Серебряный дипломы XI Международного театрального форума «Золотой витязь» в 2013 году.
Фотография с сайта Иркутского драмтеатра
Комментарии
Предыдущая статья
Жизнь утекает сквозь хайтек 14.02.2019
Следующая статья
Николай Бойко назначен главным режиссером Ярославского театра кукол 14.02.2019
материалы по теме
Блог
Андрей Стадников: «Моя задача – расслышать голоса мёртвых, которые оказались затоптаны или смешаны с грязью»
В театре пространство «Внутри» показывают новый спектакль – «Гололед» Андрея Стадникова. ТЕАТРЪ. расспросил режиссера о том, как возник этот спектакль, зачем объединять «Алису в Стране чудес» с «Воскресением» Толстого и почему сегодня не стоит притягивать Шукшина в единомышленники.
02.02.2024