В Большом сыграют оперу о Питере Пэне с участием кукол

На фото — Руслан Бабаев (Питер Пэн) и Александра Наношкина (Венди) на репетиции спектакля «Питер Пэн» © соцсети Большого театра

Завтра, 25 апреля, на Камерной сцене Большого театра пройдёт премьера оперы Андрея Рубцова «Питер Пэн» (12+) в постановке Нины Чусовой.

Историю о мальчике, который не хотел взрослеть, Джеймс Барри придумал в начале ХХ века. Он посвятил Питеру Пэну повести и пьесу, а при рассказе о «потеряшках» вдохновлялся жизнью пяти знакомых мальчиков, которых позднее взял на воспитание. В 1953 году Уолт Дисней создал невероятно популярный мультфильм, где изобразил Питера Пэна мальчиком в зелёном костюме со смешным колпаком и непослушными рыжими волосами. Именно от этого образа оттолкнулись создатели спектакля в Большом театре.

Опера «Питер Пэн» была написана Андреем Рубцовым специально для Красноярского театра оперы и балета, где в 2019 году и прошла её премьера. Постановка Большого театра — второе сценическое воплощение оперы. О её создании композитор и дирижёр-постановщик спектакля Большого театра Андрей Рубцов рассказывает: «С идеей сочинить оперу на сюжет Джеймса Мэтью Барри ко мне пришла Мария Тихонова, будущий автор либретто (она писала его в соавторстве с Фёдором Бусовым). Питер Пэн был любимым героем всей её семьи. Я обдумал это предложение — и согласился. Но очень просил моих либреттистов внести существенные изменения в сюжет. Мне хотелось сохранить канву всех событий, включая те перипетии, которые выпали на долю маленьких храбрых героев, но и насытить действие радостью и ощущением неизбежности… победы сил добра над всяческим злом. Но главное, что, я считал, нужно было сделать,— это освободить волшебный остров от разного рода рефлексий, дум об оставленном доме, необходимости возвращения в мир взрослых, то есть от всей очень важной, конечно, философской составляющей эпилога книги. Ведь у нас столько других забот на этом острове: столько всего надо разглядеть и сделать, прежде всего — станцевать и спеть! Ведь его населяют мальчишки-потеряшки, и русалки, и пираты, и индейцы. Оркестр у нас, без преувеличения (ну почти!), моцартовского „размаха“, он мог бы сыграть „Свадьбу Фигаро“, например. Зато на небольшой сцене мы уместили и солистов, и мимический ансамбль, и взрослый хор и, конечно (и это тоже главное), хор детский. Он исполняет роли потеряшек — главных друзей Питера на волшебном острове».

В спектакле, по словам режиссёра Нины Чусовой, с помощью визуального решения будет создаваться ощущение «книжки-раскладушки», а для участников главным станет принцип «игровой площадки», где взрослые возвращаются в детство. Чусова рассказывает: «Пусть я и не первый раз ставлю детский спектакль, но мне по-прежнему хочется всего и сразу. Ребёнок тоже хочет всего и сразу: если он по-настоящему увлекается игрой, границ для него не существует, все желания и идеи должны быть реализованы. Чтобы это передать, мы, мне кажется, нашли очень интересный ход: взрослые играют детей, которые играют в куклы. Они представляют себя в вымышленной стране, где живут русалки и пираты. Это спектакль-игра. Реальность и нереальность в нём тесно переплетены. Сначала дети — это куклы, а когда они попадают в Нетландию (или на остров Гдетотам), то становятся людьми. Всё пространство вокруг них — кукольное, но при этом одновременно и настоящее. Любой нарисованный или бумажный цветочек настоящий. У нас есть и флешбэки в виде мультипликации, и живое пространство: тряпочки вдруг оживают и становятся волнами. Благодаря мультижанровости спектакля возможны любые чудеса. Всё оживает ровно так, как это происходит в мечтах и фантазиях ребёнка.

В постановке участвуют артисты цирка и даже куклы. Функция „цирковых“ состоит в том, чтобы показать: всё возможно — и прыжки, и эквилибристика, и лазанье, и ползание. Благодаря режиссёру цирковых номеров Андрею Кольцову и артистам, с которыми он работает, наша маленькая сцена с успехом превращается в большую-пребольшую сказочную игровую площадку, где можно осуществить всё, что только придёт в голову. А мы, взрослые дяденьки и тётеньки — члены постановочной группы, — просто реализуем эти задумки. В нашем случае сами оперные солисты водят кукол и параллельно исполняют свои партии. Трогательно, что они самостоятельно занимаются с куклами: ищут для них пластику рук и ног, разговаривают, сближаются с ними. Была проделана невероятно интересная работа. И самое важное: управление куклами оказалось фантастическим упражнением на координацию, ведь движения куклы не всегда совпадают с ритмикой вокальной мелодии. Мы вообще не стоим на месте ни одной секунды. Всё время играем в какую-нибудь игру».

Кукол для спектакля создал сценограф премьеры Виктор Платонов — художественный руководитель Московского детского театра теней, мастер театра кукол. Соавторами Чусовой и Платонова стали художник по костюмам Евгения Панфилова, художник по свету Евгений Подъездников, видеохудожник Алан Мандельштам, режиссёр по пластике Игорь Шаройко, режиссёр цирковых номеров Андрей Кольцов и другие. Заглавную роль будут исполнять Валерий Макаров, Руслан Бабаев и Роман Коллерт.

На фото — моменты репетиций спектакля «Питер Пэн» © соцсети Большого театра

Комментарии
Предыдущая статья
«Эйзенштейн» в Эстонии 24.04.2024
Следующая статья
Янушкевич пригласит челябинцев на необитаемый остров шекспировской «Бури» 24.04.2024
материалы по теме
Новости
В «Практике» выпускают «психоделическую оперу» по рассказам Мамлеева
31 мая в московском театре «Практика» пройдёт премьера спектакля Арсения Мещерякова «Мамлеев» по рассказам Юрия Мамлеева.
Новости
В Кабаре ШУМ пройдут «от войны до революции» по дневникам Гиппиус
Сегодня, 17 мая, в петербургском Кабаре ШУМ сыграют премьеру спектакля Фамила Джавадова «Гиппиус. Непредвиденное», основанного на петербургских дневниках и стихах Зинаиды Гиппиус.