Фестиваль под названием «Современный театр» проходил в Татарстане в конце июля. О нем рассказывает вольнослушательница магистратуры ГИТИСа по направлению “социальный театр” Анна Шалунова.
Две чёрные стеклянные высотки и серый металлический куб на стерильной площади нефтяного города Альметьевска. Куб — общественный центр, где расположилась театральная площадка «Аулак». Там проходили события фестиваля «Современный театр», встроенного в большой этнофестиваль «Каракуз». На протяжении трёх дней в лакированном до блеска и несколько инородном для города пространстве горожане знакомились с социальным театром. Театром, который мы все ещё выделяем в отдельную категорию. И хоть в России он институциализируется с 2010-х годов, много ли у нас театров и фестивалей, обладающих тем самым социальным свойством? Обращённых к разным людям и их потребностям? Единицы. И они всё ещё часто воспринимаются маргинальными или самодеятельными, профанирующими искусство. Так складывалось и в Альметьевске.
Инклюзивная площадка «Аулак» существует год, ее команда занимается реализацией событий социального театра. Создала «Аулак» Эльвира Галеева — уроженка Альметьевска и выпускница первого набора магистерской программы трех институций: продюсерского факультета ГИТИСа, Центра творческих проектов «Инклюзион» и тогдашнего ЦИМа – «Социальный театр» Елены Ковальской и Кристины Матвиенко. «Аулак» был дипломным проектом Эльвиры, и сразу же после выпуска она стала реализовывать его при поддержке благотворительного фонда «Татнефть». За это время были выпущены несколько лабораторий с горожанами, документальный спектакль «Кара сөт» с участием жительниц Альметьевска, работу начала «Инклюзион. Школа».
Фестиваль «Современный театр» – первый большой проект площадки. Его программа делилась на театральную и междисциплинарную. В ходе второй прошли образовательные встречи о социальном театре, практические мастер-классы, творческие воркшопы и короткая лаборатория с горожанами. Участники фестиваля приехали из Москвы и Казани.
Открывал театральную программу документальный спектакль «Как это сказать?» Екатерины Мигицко и выпускников РГСАИ. Это исследование, основанное на интервью и личных историях актёров, об особенностях мышления глухих и слабослышащих людей. Девушки и юноши в разноцветных костюмах, рассыпая блестки, беря в руки фотобутафорию и дефилируя в полиэтилене, рассуждают на острые темы: как общество заставляет их говорить «как нормальные люди», примыкать к общепринятому стандарту. На контрасте с практически китчевой формой — критическое содержание. Отстаивание естественного права не слышать, не притворяться. Где бы спектакль ни играли, пространство всегда разделяют на две части подиумом. Зрители рассаживаются по обе стороны от него по принципу самоощущения: «вы сегодня чувствуете себя слышащим или же глухим?» В Альметьевске для рассадки всех желающих (все события были бесплатными) потребовались дополнительные места, а почти половина всей публики — местное сообщество глухих, которое прежде было незаметным для большинства горожан. Не случалось событий, которые объединяли разные группы и создавали единое инклюзивное поле. Здесь эта встреча случилась.
С участием выпускников РГСАИ (и зрителей фестиваля) также прошла лаборатория «Mute / обратные связи / как звучит жест». Два дня пары, состоящие из глухого или слабослышащего и слышащего человека, искали способы взаимодействия друг с другом. Кураторами выступили Екатерина Мигицко и хореограф Ильдар Алекбаев. Слышащие участники успели изучить дактиль и некоторые жесты, а все вместе — практиковали тренинги, в которых искали телесное воплощение слов жестового языка. Развивали слова-движения друг друга, сливались в пластических и пантомимических импровизациях, расширяя способы коммуникации. Из совместного поиска и сложился открытый показ для зрителей. Он проходил в застеклённом кабинете. Зрители расположились за столиками кофейни и наблюдали участников через прозрачную стену. Пышущий пар из кофемашины, голоса любопытных прохожих «а что это там происходит?», сигналы раций охранников, стук лифтовых дверей. И тишина в импровизированном «зале», заявляющая о возможности подключения и контакта даже в таких, кажется, невозможных для этого условиях.
На фото – спектакль “Чисто чиста” / © Айдар Гарайшин. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля.
Случившаяся лаборатория — своего рода театр соучастия (или «театр горожан»), то есть профессиональный театр с непрофессиональными актёрами, где участники — эксперты в самых разных нетеатральных областях, — совместно создают театральное высказывание о себе самих. В программе фестиваля был представлен и спектакль в этом жанре — «Чисто чиста» с подростками из татарской деревни Новые Чечкабы. В этом случае для описания методов работы над спектаклем словосочетание «театр горожан» кажется странным. Ведь герои — деревенские ребята и девочки. Поэтому можно назвать это, например, «театром соучастия», чтобы никого не исключать. «Чисто чиста» — один из итогов проекта фонда «Живой город», площадки MOÑ и магистратуры «социальный театр» ГИТИСа «Видимо-невидимо». В начале июня четыре творческие команды отправились в села и деревни Татарстана, чтобы провести с местными подростками десять дней в формате летнего лагеря и создать документальный спектакль. В Новых Чечкабах работали хореограф Нурбек Батулла, поэтесса Йолдыз Миннуллина и битмейкер Ислам Валеев. Команда намеренно искала школу, в которой занимаются боевыми искусствами. Национальная татарская борьба и стала формообразующим элементом: все действие разворачивается на большом мате, который чечкабская группа привезла с собой из школьного спортзала. В перформативной структуре игры (подростки борются по-настоящему, каждый раз не зная победителя) есть место долгим паузам. Чтобы скопить силы и сконцентрироваться и чтобы рассказать истории о себе и деревне. С азартом, перебивая друг друга, говорят ребята, как устроена иерархия в школе, как они добиваются внимания друг друга и как соревнуются местные банды. Сыграв спектакль на зрителя третий раз с момента премьеры, они, немного смущенные, все так же покоряют своей витальностью. А зрители не хотят отпускать их, потому что даже городские ребята находят в них себя.
Другой спектакль с детьми, но помладше, — «Искренность» казанской студии творческого и ментального развития «Ихлас». Руководитель «Ихласа» Юрий Блинов поставил спектакль физического театра малыми средствами. Дети в черных тренировочных одеждах, пустое пространство (только пара стульев в начале), белый тусклый свет прожектора и тихая электронная мелодия. В основу хореографии легли реабилитационно-терапевтические упражнения, которые студийцы практикуют на занятиях: перекаты, контактная импровизация, простые хореофигуры. Начав спектакль вместе со студийцами, Блинов вскоре уходит за кулисы, отдавая всё пространство широкой сцены своим ученикам. И так аккуратной поступью развивается история о важности эмансипации и построении собственного пути. Тема телесности была продолжена спектаклем «Ильнур + Лея» в режиссуре Евгения Скрипачёва. В свете синего и красного луча двое — Ильнур Газизуллин и Лея Сюбаева в свободных белых костюмах, оба с ДЦП. Медитативное действие, наполненное звенящей тишиной, строится на подсказанных собственным телесным ощущением движениях. От поддержек к сольным партиям. От слияния к разъединению. К обретению созвучия.
После каждого спектакля проходило обсуждение со зрителями. На одном из них зритель с грустью сказал об артистах: «Видно, что это люди из Москвы». Позже я подошла и уточнила его слова: «Они живые и ведут себя раскрепощённо, свободно. Очень радостно это, у нас таких людей мало». А сказал он это о труппе спектакля «Здесь больше, чем просто селёдка» режиссёра Туфана Имамутдинова — незрячих и слепоглухих актёрах «Инклюзиона». Часть из них — и вовсе не профессионалы от театра.
В этом, завершающим программу фестиваля спектакле, представлена интерпретация картины «Нидерландские пословицы» Питера Брейгеля-старшего. Актеры изучили её тактильную модель и написали свои истории-размышления. Текст и особую выразительную пластику участников спектакля дополняет искусно сыгранная на старинных инструментах музыка композитора Владимира Мартынова. Вот Роман Пугачёв танцует партию из «Спартака», Наталья Горох, словно сказочница, ведёт длинный поэтичный рассказ, Надежда Голован дирижирует оркестром и укрощает непослушный воздушный шарик, Алексеей Горелов покоряет новые дистанции, Сергей Парахин поёт любимую песню на немецком языке, а Ирина Поволоцкая учится летать. Прямо, как они мечтали.
Кажется, в обособленном от действительности пространстве «Аулака» за три дня фестиваля граница между разными людьми начала стираться. Пора выходить за пределы маленького театрального центра и большой привилегированной Москвы.