Театр неравных возможностей

Корреспондент Театра. разбирается в ситуации вокруг Фестиваля и премии театрального искусства для детей «Арлекин». 

Пока в Санкт-Петербурге выбирали лауреатов Российской Национальной театральной премии «Арлекин»-2017, в Омске шёл форум партии «Единая Россия» по вопросам культуры. Председатель правительства Дмитрий Медведев своё выступление начал с реверансов перед либеральной общественностью и осуждения идеологической цензуры: «Любому облеченному властью человеку нужно подавлять в себе соблазн объяснять художнику, что он должен делать». Прозвучало и отеческое осуждение бывшего прокурора Крыма, госпожи Поклонской, выступившей недавно против нового фильма Алексея Учителя «Матильда»: «Вместо принципов, убеждений, уважения к чужому мнению и творчеству появляется агрессия и нетерпимость. И мы эту агрессию видим. Кстати, эта агрессия иногда воплощается в преступные деяния, а иногда, по сути, сводится к преследованию автора, произведения которого еще никто не видел». (Напомним, депутат Госдумы, увидев трейлер премьеры, собрала специальную «экспертную» комиссию, чтобы запретить выход фильма Учителя в прокат. По её мнению, освещая факт адюльтера в семье Николая II, кино оскорбляет чувства верующих).
Ну а дальше о культурной жизни говорили на суровом языке круглых цифр. В том числе, Дмитрий Анатольевич поделился планами поддержать театры для детей. С его слов, на новый проект развития ТЮЗов Министерство финансов уже готово выделить 300 миллионов рублей.
И в целом выступление на форуме в Омске напоминало бы сказку, где одни только молочные реки да кисельные берега, если бы не одна парадоксальная инициатива — «начать новый партийный проект, посвященный театрам для детей». С подачи актёра Сергея Безрукова, представитель партии «Единая Россия» заявил о намерении воплотить на базе Московского Губернского театра детский аналог «Золотой Маски» — всероссийского детского театрального фестиваля-конкурса. Видимо, премьеру забыли доложить о том, что подобный проект, хоть и не «партийный», в России существует уже 14 лет в стенах петербургского Детского музыкального театра «Зазеркалье». Разъясним.
Экспертный совет фестиваля «Арлекин» ежегодно, с 2004 года, собирает лучшие спектакли для детей, созданные за прошедший театральный сезон. Жюри, состоящее из авторитетных практиков театра (режиссеров, актеров, художников), ведущих критиков, представителей СТД РФ, распределяет премии в 13 частных номинациях и вручает главный приз за «Лучший спектакль», к которому прилагается премия в 300 тысяч рублей на следующую постановку для детей или подростков. В этом году её получил Государственный Национальный театр Республики Карелия из Петрозаводска с потрясающим фольклорным спектаклем «Сын-медведь» режиссёра Вячеслава Полякова. В предыдущие годы: Театр им. Ленсовета, «Странствия Нильса», реж. Мария Романова (2016), БДТ им. Г.А.Товстоногова и Творческое объединение «КультПроект», «Когда я снова стану маленьким», реж. Евгений Ибрагимов (2015), Красноярский государственный театр юного зрителя, «Снежная Королева», реж. Роман Феодори (2014)… За годы работы «Арлекин» представил 186 спектаклей и принял 130 творческих коллективов из 86 городов.
Помимо прочего, фестиваль давно возложил на себя гражданскую миссию, вызывающую огромное уважение, — развитие в театре проектов, помогающих социализации детей с инвалидностью и психологическими травмами, решению проблем социально незащищённых граждан.
В этом году спектакль Михаила Патласова и Анны Юнышевой «Цель визита/Zwischenraum» объединил подростков, иммигрировавших в Россию и Германию по политическим и социальным мотивам из Сирии, Ирана, Эфиопии, Азербайджана, Таджикистана, Польши, Украины. Эти тинэйджеры пережили много страшных событий, но со сцены рассказывают свои истории без надрыва, используя театральные техники отстранения. Их воспоминания, словно бесстрастные картины из «Конармии» Бабеля, ранят, но и расширяют картину мира. Военные конфликты обретают плоть и кровь конкретных детей, сидевших в тюрьмах, терявших близких, терпевших голод, жажду, насилие, животные бытовые условия и бомбёжки.
Перед началом представления зрители участвуют в письменном соцопросе. Спрашивают, среди прочего, считаете ли вы себя патриотом, знаете ли национальный танец, верите ли в существование ада… В обмен на анкету получаете номер, проходите в зал, где небольшую сцену окружают хаотично расставленные стулья. В динамиках звучит бездушный голос, напоминающий робота немецко-швейцарской группы Rimini Protokoll: «Найдите своё место. У каждого есть своё место. Помогите друг другу найти своё место. Ищите. Кто ищет, тот всегда найдёт». Некто расскажет, что тщательно продуманная схема рассадки воспроизводит модель мира. «Среднестатистическое» (именно так представился голос) познакомит нас с результатами анкетирования, опишет общий портрет присутствующего на показе зрителя: женщина 30 лет, тёмные волосы, светлые глаза, прямой профиль носа. Вступление, как и актёрские этюды в исполнении детей, говорит про универсальность человеческих ценностей, про красоту и уникальность каждой из национальных культур. Премьера постановки «Цель визита/Zwischenraum» состоялась в рамках фестиваля «Арлекин» 24 апреля 2017 года на Новой сцене Александринского театра.
Кроме неё, при поддержке Гёте-института «Зазеркальем» был реализован социальный проект по театральной педагогике. Из поступивших заявок на лабораторию отобрали 20 будущих педагогов, все они прослушали 50 часов мастер-классов от режиссёров, драматургов, преподавателей РГИСИ: Алисы Ивановой, Бориса Павловича, Галины Ждановой, Наталии Боренко, Екатерины Бондаренко и Марии Колосовой. Вторым этапом стала работа молодых специалистов со школьниками — написание пьес в жанре вербатим и создание театральной постановки. На этапе знакомства вдруг оказалось, что все без исключения дети, от учеников элитного математического лицея и до ребят из Купчино, так или иначе хотели говорить об одиночестве. Так из их рассказов о предательстве, конфликтах в школе и дома появился спектакль «Испытай себя».
Идею придумали немецкий арт-продюсер Франциска Рейманн и директор-распорядитель «Арлекина» Марина Корнакова. Кураторы своим проектом пытались закрыть досадный пробел в социальной педагогике (наши детские театральные студии, в отличие от западных, в 99% случаев игнорируют документальный театр, ограничиваясь литературным монтажом). Но ещё более важно было вынести на большую сцену проблемы сегодняшних детей. Россия до сих пор занимает первое место в мире по числу суицидов среди подростков, потому что мы так и не научились нормально общаться с теми, кто от нас зависим. Благодаря спектаклю, взрослые услышали то, в чём подростки никогда не признались бы лично, а сами участники проекта увидели, что они не одиноки в своих переживаниях. На обсуждении после премьеры активнее всего высказывалась как раз юная аудитория. Со слов детей, в «Испытай себя» отражено то, что многих приводит к «синим китам», а кого-то, как Дениса и Катю в Пскове, к нелепой трагедии. Первый показ спектакля по случайности совпал с датой, когда новость об убийстве псковских школьников появилась в СМИ.
«Арлекин» также даёт шанс заявить о себе многим начинающим постановщикам. В прошлые годы из лаборатории «Молодые режиссёры — детям» вышли спектакли, идущие на по всей стране. А сейчас на фестивале проводилась лаборатория «В театр на самокате», где студенты РГИСИ создали и показали эскизы будущих постановок по книгам детского издательства «Самокат». В их числе был выдающийся променад-спектакль режиссера Ивана Заславца и драматурга Элины Петровой по очерку Тода Штрассера «Волна». Тому самому, об эксперименте учителя истории по созданию юношеской фашистской организации. Надо сказать, эксперимент прошёл успешно. Юные люди сегодня, как и 70 лет назад, с удовольствием вступают в тоталитарные объединения, где жизнь так приятна и проста, где рядом всегда плечо друга, а вокруг идеологические враги, с которыми непременно надо бороться.
Дополнительное направление «Арлекина» — организация дискуссий и мастер-классов для профессионалов. В этом году на обсуждении «Театра равных возможностей» режиссёр Яна Тумина поделилась опытом работы с особыми детьми над спектаклем «Я Басё» по мотивам японских хокку. Театральная постановка актёров с аутизмом и синдромом Дауна идёт сейчас в репертуаре Упсала-Цирка (известный в Питере социальный проект, детский «цирк хулиганов»). К слову, год назад в рамках фестиваля «Арлекин» и при его самой активной поддержке состоялась премьера Яны Туминой «Колино сочинение», которая в этом забрала «Золотую Маску» в номинации «Лучший спектакль/Куклы».
У «Арлекина», при всех его заслугах, есть один слабый момент — проклятое безденежье. Из-за этого эксперты вынуждены оценивать заявки преимущественно по видеозаписям, а не смотреть постановки вживую, в командировках. Организаторы не могут привезти на конкурс участников, если местные власти не выделили тем средств на проезд. Так на четырнадцатый фестиваль не смог приехать из Омского областного ТЮЗа спектакль «Манюня» Евгении Никитиной. Он выбыл из конкурса, хотя имел все шансы на победу.
Но сейчас все награды уже вручены, репертуары детских театров вновь пополнятся, благодаря лабораторной работе и главной премии. Потрачено на «Арлекин»-2017 было 5,5 миллионов рублей: 5 от петербургского Комитета по культуре, 500 тысяч от СТД РФ (300 из них ушли на грант победителю, Национальному театру Республики Карелия). В письме Александра Калягина лично к Дмитрию Медведеву, написанному после омского форума, говорится: «…мне очень странно, дорогой Дмитрий Анатольевич, что Вам преподносят идею создания Национальной театральной премии для детей как ноу-хау. <…> Мне кажется, что имеет смысл в рамках программы партии „Единая Россия“ поддержать существующий многолетний проект с хорошей репутацией, нежели с нуля реализовывать альтернативные начинания».

Комментарии
Предыдущая статья
Имитатор 28.04.2017
Следующая статья
На том стоим 28.04.2017
материалы по теме
Блог
Мышкин играет Тартюфа, или Оргона взяли в разработку
Евгений Писарев поставил в Театре Наций свой второй спектакль – «Тартюфа», в новом переводе, сделанном Сергеем Самойленко. Ольга Фукс рассказывает, чем он действительно нов.
21.12.2024
Блог
“И воскресенья не будет…”
Первым спектаклем петербургского режиссера Дениса Хусниярова на посту художественного руководителя СамАрта стало «Воскресение» по роману Толстого. Это очень личное высказывание, о том, что честь стоит все-таки беречь смолоду, а «после ничего исправить нельзя». Логично, что спектакль с таким сюжетом появился…