Мастерская Рыжакова устроит «Сбой системы» в Доме-музее Станиславского

Промо-фото спектакля "Сбой системы". Фото Владимира Яроцкого (предоставлено организаторами).

Совместный проект Школы-студии МХАТ и независимой театральной компании «Июльансамбль» — сайт-специфик спектакль «Сбой системы» — зрители смогут увидеть в Доме-музее К.С. Станиславского 30 и 31 января. Кураторы проекта — художница Ваня Боуден и режиссёр Елена Ненашева.

Художественный руководитель «Июльансамбля», а также московского «Современника», в стажёрскую группу которого входит часть артистов «Сбоя системы», Виктор Рыжаков рассказывает о задачах проекта: «Совместный проект Музея Художественного театра и театра „Июльансамбль“, который развернётся в Доме-музее К.С. Станиславского в Москве, направлен на развитие современного театра в сторону горизонтальности. В спектакле все идеи совместно сочиняют молодые артисты и художники. В качестве кураторов проекта работают художник Ваня Боуден и театральный режиссёр Елена Ненашева, но они лишь провоцируют и организуют творческий процесс, помогая создателям развить их собственные мысли.

Ведь Станиславский в течение всей жизни развивал и совершенствовал свою систему. Нам сегодня важно искать новые подходы и ключи как к научному наследию Станиславского, так и к его уникальной фигуре. Не говоря уже о том, что все участники команды являются прямыми наследниками „великой системы“ великого реформатора Станиславского, так как являются выпускниками Школы-студии МХАТ. Помимо работы в традиционных театральных пространствах, Центре Мейерхольда и „Практике“, артистам театра „Июльансамбль“ важно осваивать пространства нетеатральные и, следовательно, новые способы коммуникации и взаимодействия со зрителем».

Режиссёр Елена Ненашева (выпускница магистратуры Рыжакова в Школе-студии МХАТ) и художница Ваня Боуден уже обладают опытом как освоения «нетеатральных» пространств, так и горизонтального театра, взаимодействия. Причём совместным: Боуден и Ненашева вместе создавали постановку «Версия Чайки» — спектакль-променад по мотивам чеховской пьесы, который играли в подмосковной резиденции Чехов APi, и номинировались за эту работу на «Золотую Маску».

Как и в случае с «Версией Чайки» (и даже в большей мере), каждому участнику проекта дана возможность искать свой способ выражения мысли, форму и художественный язык для этого выражения. Артисты «Июльансамбля» и выпускники Мастерской Рыжакова в Школе-студии МХАТ (стажёры «Современника») Родион Аверьянов, Степан Белозёров, Ванда Конисевич, Михаил Маневич, Константин Мирошников, Сергей Шадрин и Варвара Шмыкова здесь сотрудничают со студентами факультета сценографии Школы-студии МХАТ Анжеликой Кременецкой, Софьей Шнырёвой и Ниной Юнгвальд-Хилькевич. Вместе они осваивают пространство принадлежащего Музею МХАТ Дома-музея Станиславского в Леонтьевском переулке, стараясь соблюсти баланс между «доком» и собственными художественными идеями — каждый предлагает свою форму работы: например, аудиоинсталляция, сторителлинг, вербатим, мокьюментари, клоунада, видеоарт.

С помощью шеф-драматурга Алины Журиной самостоятельные попытки участников ответить на вопрос, интересен ли великий режиссёр и педагог кому-то вне театрального процесса, и поспорить со Станиславским о его системе сложатся в большое размышление «о зарождении мифа и создании легенды — иногда ещё при жизни человека». Зритель во время действия будет проходить весь дом-музей, при этом он может включаться в действие, наблюдать за ним или даже «подглядывать».

Куратор проекта, режиссёр Елена Ненашева рассказывает: «Станиславский — фундаментальная фигура в мире театра, к которой страшно прикоснуться. Пространство его музея не менее фундаментально. Создание спектакля на такую тему в таком пространстве — двойной вызов. Именно поэтому мы выбрали максимально свободную форму репетиций, вместе с Ваней Боуден мы отказались от привычных ролей режиссёра и художника и выступаем в качестве кураторов, задача которых — помочь развить и собрать в единую конструкцию идеи молодых артистов Мастерской Рыжакова и художников Школы-студии МХАТ. От спектакля не стоит ждать нарратива, скорее это будет мозаика из тем — от того, актуальна ли сегодня знаменитая „Этика“ и как соотносится система Станиславского с постдраматическим театром, до того, как мы понимаем роль жены гения в 2020-м и почему быть в протесте по отношению к Станиславскому совсем не плохо».

А художница Ваня Боуден развивает эту мысль: «Для меня самое увлекательное сотворчество — это процесс, в котором нет чёткого представления о результате. Мы с Леной Ненашевой, командой „Июльансамбля“ и дипломным курсом сценографов Школы-студии МХАТ пришли в Дом-музей Станиславского, чтобы объединиться вокруг пространства и темы. В процессе работы стало понятно, что это история не столько про личность Станиславского, сколько про нас самих. Меня интересуют отношения нового поколения артистов и художников с классической театральной школой, необходимость преемственности или поиска собственной системы. „Сбой системы“ — это коллекция личных вопросов и открытий о театре, способ к нему приспособиться и выжить».

Напомним, в связи с эпидемиологический ситуацией федеральные музеи в Москве сейчас закрыты для посетителей в соответствии с приказом Минкульта — соответственно, Музей МХАТ и одна из его площадок, Дом-музей К.С. Станиславского, также закрыты до 15 января 2021 года.

Комментарии
Предыдущая статья
В «Театре-Театре» готовятся к премьере танцевальной антиутопии 26.12.2020
Следующая статья
Анатолий Праудин ставит «Версальский экспромт» 26.12.2020
материалы по теме
Новости
Березин выпускает в Москве «перформативную репродукцию» «Вишнёвого сада»
16 и 17 января в пространстве московской галереи «Электрозавод» пройдёт премьера спектакля Василия Березина «Сушёная вишня» по мотивам чеховского «Вишнёвого сада».
Новости
В Переславле-Залесском появился сочинённый подростками «мистический» променад
С сегодняшнего дня, 23 августа, в Переславле-Залесском можно посетить аудиоспектакль-променад «Сквозь туман». Проект был создан подростками во время лаборатории, а режиссёром постановки стал Андрей Маник.