Роман Бокланов выпускает в Казахстане премьеру для подростков

Эскиз сценографии спектакля «Осторожно, злая собака!» © Никита Запаскин

Сегодня и завтра, 17 и 18 марта, в независимом «Тотальном театре» (Алматы, Казахстан) пройдёт премьера спектакля Романа Бокланова «Осторожно, злая собака!» (12+).

Ученик Руслана Кудашова Роман Бокланов последовательно работает на территории театра для детей и подростков, зачастую обращаясь к знаковым современным текстам. На сей раз он вновь выпускает премьеру по книге формата “young adult” — по словам режиссёра, он давно мечтал поставить бестселлер норвежского писателя Эндрю Люнда Эриксена «Осторожно, Питбуль-Терье!».

Выпустить спектакль для подростков Бокланову предложил худрук «Тотального театра» Антон Зайцев — если в России о постановках для этой целевой аудитории всё ещё приходится говорить как о редкости, то в Казахстане такой опыт представляется ещё более уникальным. При этом, по словам Бокланова, «Тотальный театр» не ограничивал его ни в форме, ни в жанровом решении.

Подробнее о премьере Роман Бокланов рассказал нашей редакции: «В спектакле идёт рассказ от лица подростка, 12-летнего Джима, который переживает, что, по его ощущениям, он ещё не вступил в подростковый возраст: у одноклассников уже растут волосы под мышками, кто-то пьёт пиво и курит, а ему всё это не интересно – он пока играет в игрушки. Но пытается отвыкать от своих привычек и водится с “крутыми ребятами”, которые по факту его просто используют. В класс приходит новенький – пухлый Терье, который сразу проявляет свой характер, не позволяет себя обижать и в первый же день ввязывается в драку. Он просит называть себя Питбуль-Терье, чтобы создать “образ страха”. В итоге два мальчика-сверстника обнаруживают, что не такие уж они и разные, а преодолевать трудности вместе гораздо приятнее. Кроме того, Джим понимает, что важно быть не “крутым”, а верным своим желаниям — и не нужно делать чего-то против своей воли, чтобы казаться кем-то.

Это история о становлении дружбы – первой дружбы на всю жизнь. Для меня это очень важно, особенно сейчас – я давно не виделся со своими друзьями, мне их не хватает, а когда рядом есть друзья, конечно, мы в разы сильнее. Но вообще я очень давно хотел выпустить работу на своей родине — то есть приехать в Казахстан и поставить спектакль там, где я родился. И вот — так произошло, что я здесь и впервые работаю с местными артистами. Это интересно: у них другая школа, они совершенно другие по темпераменту — очень яркие, “горячая кровь”. Для меня эта работа – ностальгия как раз по моему подростковому возрасту: вспоминается многое из детства, греет меня.

У подростков возникают первые взрослые вопросы и темы – и при этом в них ещё есть игровая природа, которая идёт от детства. С подростками не надо бояться рисковать, делать смелые, дерзкие, неожиданные вещи. У нас по форме — яркая игровая история, и при этом в ней много откровенных моментов, когда мы видим честную, неприкрытую боль, где каждый персонаж может раскрыться. Я в принципе никогда не прошу артистов играть детей или подростков, и тут важно просто вспомнить, каким подростком был ты сам, “тянуть” свои воспоминания, соединять этот опыт с персонажем: идти к нему от себя.

В спектакле есть куклы – как детские игрушки (у Джима и Терье куклы, которые символизируют их самих, — во время игры герой может взять свою и говорить с ней в открытую, это как бы взгляд со стороны на самого себя), так и персонажи (например, собачка Тюпа). Куклу-Тюпу сложно отнести к какой-либо из систем, потому что мы управляем ей и вручную, как планшеткой, и при помощи поводка – как марионеткой. А ещё мы поработали с масками – их в спектакле три: милая старушка, хозяйка Тюпы, и два “крутых одноклассника” Джима и Терье. Для одноклассников нам с замечательным художником из Беларуси Никитой Запаскиным хотелось каких-то гротесковых физиономий – и это достаточно подробные в своём действии маски: артист полностью облачён в неё до шеи, у этих масок открываются рты… и, мне кажется, это работает на образ: у “крутых пацанов” нет никаких идеалов, вот лица и застыли в каком-то полунасмешливом, немного туповатом виде… Но добавляет и юмор в саму историю. Хотя в нашем спектакле важны даже не столько куклы и маски, сколько мысль, выраженная в декорации: одна дверь по центру и две квартиры рядом — как в этом большом мире оказываются совсем близко дети, подростки, которые переживают что-то похожее, насколько пересекаются их истории».

Спектакль выпускают два актёрских состава, которые будут играть разные версии — на русском и казахском языке. В русскоязычной части команды — экс-артисты петербургского театра “Karlsson Haus” Денис Полевиков и Владимир Макаров. Помимо режиссёра и художника, над премьерой работают автор музыкального оформления Луиза Хасанова и художник по свету Борис Кузнецов.

Напомним, Роман Бокланов — актёр и режиссёр театра кукол, ученик Руслана Кудашова. В числе постановок: «Меня удочерила Горилла» и «Похороните меня за плинтусом» в БТК, «Чемодан для моря» и «Лика и луч» в Томском театре кукол «2+ку», «Online» в Алтайском театре кукол «Сказка», «Джаггер, Джаггер!» в Няганском ТЮЗе, «Гипс» в Калининградском областном драматическом театре, «Идём вдвоём» в Ханты-Мансийском театре кукол, «Никита ищет море» в Архангельском Молодёжном театре. Спектакль «Меня удочерила Горилла» — участник офф-программы «Золотой Маски-2021» «Детский Weekend». Создатель независимого петербургского «типа театра».

Комментарии
Предыдущая статья
Платоновский фестиваль объявил программу 2023 года 17.03.2023
Следующая статья
В Электротеатре ставят пьесу про обыденный апокалипсис 17.03.2023
материалы по теме
Новости
В РАМТе выпускают премьеру о «жизнетворчестве» Александра Грина
Завтра, 26 апреля, в Белой комнате Российского академического Молодёжного театра пройдёт премьера спектакля Екатерины Гранитовой «Человек летающий» (16+) по мотивам сочинений и биографии Александра Грина.
Новости
На «Арт-платформе» покажут «абсурдистский танцевальный спектакль»
Завтра, 25 апреля, в пространстве «Арт-платформы» в московском Новом Манеже театр современного танца «всем телом» сыграет премьеру спектакля Александра Шуйского «Фрагменты Ожидания».