На суде по делу Беркович и Петрийчук начали допрос свидетелей защиты

На фото — Женя Беркович и Светлана Петрийчук в зале суда © https://t.me/Advokaty_PRO_lyudej

Сегодня, 22 мая, в Западном окружном военном суде прошёл третий день рассмотрения уголовного дела в отношении режиссёрки Жени Беркович и драматурга Светланы Петрийчук, обвиняемых в оправдании терроризма.

Напомним, Беркович и Петрийчук были задержаны 4 мая 2023 года и с 5 мая находятся в СИЗО. Причиной задержания стал спектакль Жени Беркович «Финист Ясный Сокол» по документальной пьесе Светланы Петрийчук — о женщинах, которые познакомились в интернете с представителями радикального ислама и уехали к ним в Сирию. Уголовное дело открыто по статье 205.2 УК РФ — «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма».

В первый день, 20 мая, заседание длилось в общей сложности более десяти часов. Защитниками Беркович выступали Ксения Карпинская и Елена Орешникова, защитниками Петрийчук — Мария Куракина и Сергей Бадамшин, прокурор – Екатерина Денисова, судья — Юрий Массин.

Вчера, 21 мая, на заседании прошёл допрос свидетелей со стороны обвинения. На него были вызваны актрисы, игравшие в спектакле «Финист Ясный Сокол», – Юлия Витковская (Скирина), Анастасия Сапожникова, Маргарита Толстоганова, Наталья Сапожникова, Светлана Сперанская. Они рассказывали о работе над ролью, репетициях спектакля, а также о читке пьесы на фестивале «Любимовка». На вопросы судьи и адвокатов они отвечали, что никаких признаков «пропаганды терроризма или радикального феминизма» в пьесе и спектакле не было.

Сегодня, 22 мая, продолжился допрос свидетелей, в числе которых актрисы спектакля «Финист Ясный Сокол» Ирина Шушлебина и Леоника Константинова. Они рассказали о работе над ролями и о том, что не хотели бы повторить судьбы героинь спектакля «Финист Ясный Сокол».

Также в зале суда были оглашены показания свидетелей, которые не смогли присутствовать лично: Олжаса Жанайдарова, Амины Миндияровой и Александра Малича.

Драматург Олжас Жанайдаров рассказал, что «на его взгляд, пьеса написана профессионально, автор показала опасность отношений с представителями запрещённой на
территории Российской Федерации террористической организаций “ИГИЛ”». Жанайдаров пояснил, что «это пьеса-предостережение, так как данные представители владеют навыками манипуляции людьми, используя методы психологического воздействия, они заманивают женщин из России в свою организацию». Кроме того, Жанайдаров ответил на ряд вопросов, связанных с публикацией видеозаписи спектакля на YouTube-канале «Любимовки». По его словам, это сделал Юрий Шехватов.

Режиссёр Амина Миндиярова рассказала следствию о том, что принимала участие в создании спектакля «Финист Ясный Сокол» в качестве консультанта по вопросам исламской культуры. По словам Миндияровой, Женя Беркович просила проверить текст пьесы на предмет фактических ошибок, касающихся ислама, а также уточнить, есть ли в тексте какие-то основания обвинить потенциальных авторов спектакля в оскорблении чувств верующих. Кроме того, «она отправляла данный текст имамам, которые также не усмотрели факта оскорбления чувств верующих и иных ошибок, а высшие слои духовенства посещали спектакль “Финист Ясный Сокол»”, оставляли положительные отзывы и называли его наглядным пособием об опасности терроризма и экстремизма».

Генеральный продюсер Новой сцены Александринского театра Александр Малич объяснил, что показ спектакля «Финист Ясный Сокол» на этой площадке состоялся, поскольку «никаких сообщений о том, что в этом спектакле содержатся сцены оправдания экстремистской или террористической деятельности в СМИ или в профессиональном сообществе не было». Также Малич отметил, что «наличие национальной премии “Золотая Маска” считается большим достижением и лишает всех
сомнений о приемлемости демонстрации спектакля».

Бывший директор Екатеринбургского ТЮЗа Евгения Умникова сообщила, что «Финист Ясный Сокол» всего лишь два раза показывался на сцене театра, которым она руководила, на правах проката в рамках фестиваля «Реальный театр». К афише этого фестиваля она не имеет отношения, но аннотация спектакля «Финист Ясный Сокол» её «не насторожила».

Очно и последним на сегодня выступил свидетель защиты театровед Николай Песочинский, который был членом жюри «Золотой Маски» в год, когда Светлана Петрийчук стала лауреатом премии. Допрос Песочинского длился больше часа. За это время профессор РГИСИ рассказал об устройстве премии, порядке присуждения наград и анонимности голосования. Он отметил, что был в составе жюри пять раз и на него никогда не давили и не пытались повлиять на его экспертное мнение. Песочинский дал подробный анализ спектакля. Женя Беркович попросила его отдельно подтвердить, что он не заметил оправдания терорризма в спектакле. Песочинский аргументированно согласился.

Заседание продолжится завтра, 23 мая, в 10.00. Мы следим за развитием событий.

Комментарии
Предыдущая статья
«Мастерская Фоменко» приглашает отправиться в «путешествие по поэме Данте» 22.05.2024
Следующая статья
Зальцман в «Шаломе» выпускает «трагикомедию абсурда о счастливом спасении» 22.05.2024
материалы по теме
Новости
Франдетти возглавит Большой театр оперы и балета в Ташкенте
Сегодня, 17 декабря, стало известно, что режиссёр Алексей Франдетти займёт должность художественного руководителя Государственного академического Большого театра оперы и балета Узбекистана имени Алишера Навои.
Новости
Потапов ставит в «Балтдоме» шукшинскую «притчу о блудном сыне»
21 декабря на Основной сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом» пройдёт премьера спектакля Сергея Потапова «Калина красная» по одноимённой киноповести Василия Шукшина.