Суд начал рассмотрение дела Беркович и Петрийчук

Иллюстрация судебного заседания по делу Жени Беркович и Светланы Петрийчук © Инга Христич

Сегодня, 20 мая, в Западном окружном военном суде началось рассмотрение уголовного дела в отношении режиссёрки Жени Беркович и драматурга Светланы Петрийчук, обвиняемых в оправдании терроризма. Слушание продолжалось более 10 часов.

Напомним, Беркович и Петрийчук были задержаны 4 мая 2023 года и с 5 мая находятся в СИЗО. Причиной задержания стал спектакль Жени Беркович «Финист Ясный Сокол» по документальной пьесе Светланы Петрийчук — о женщинах, которые познакомились в интернете с представителями радикального ислама и уехали к ним в Сирию. Уголовное дело открыто по статье 205.2 УК РФ — «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма».

Защитниками Жени Беркович в суде выступили Ксения Карпинская и Елена Орешникова, Светланы Петрийчук — Мария Куракина. Адвокаты попросили приложить к материалам дела характеристики личности обвиняемых, а также ряд документов, которые ранее были приняты, но позже возвращены. Судья Юрий Массин удовлетворил ходатайства защитников.

В зал судебного заседания были допущены пресса, родственники обвиняемых, свидетели и слушатели. Однако прокурор Екатерина Денисова выступила против фото- и видеофиксации происходящего.

Прокурор Екатерина Денисова зачитала обвинение Светлане Петрийчук и Жене Беркович в «публичном оправдании терроризма и пропаганде терроризма, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети „Интернет“», отметив, что драматург и режиссёрка совершили преступление, «разделяя крайние, агрессивные формы ислама, исповедуя идеологию насильственного воздействия на органы государственной власти, местного самоуправления, устрашения населения и иные формы противоправных действий через участие в незаконных вооружённых формированиях и международных террористических организациях, достоверно зная о функционировании на территории Сирийской Арабской Республики международной террористической организации „Исламское государство“ (известной также как „Исламское Государство Ирака и Сирии“, „Исламское Государство Ирака и Леванта“, „Исламское Государство Ирака и Шама“), которая решением Верховного Суда Российской Федерации Nº АКПИ 14-1424С от 29.12.2014, вступившим в законную силу 13.02.2015, признана террористической, а её деятельность на территории Российской Федерации запрещённой, испытывая чувство искажённо трактуемого религиозного единства с её лидерами и участниками, сформировав для себя положительное мнение о её деятельности, достоверно зная о признании указанной организации террористической и запрете её деятельности на территории Российской Федерации, действуя умышленно, осознавая опасный характер своих действий».

«Мне абсолютно не понятно, какое отношение этот набор слов имеет ко мне, — сказала Женя Беркович в ответ на обвинение, зачитанное прокурором. — Например, „Беркович Е.Б. разделяет крайне агрессивные формы ислама и тому подобное“. Я никогда не разделяла никаких форм ислама: ни радикальных, никаких. Я испытываю уважение к религии ислама, к террористам я не испытываю ничего, кроме осуждения и отвращения. Не существует религиозная мусульманская женщина в природе, которая бы не соблюдала правил в ношении одежды, еды и образа жизни. Я никогда не носила хиджаб. Я состою в светском браке с нерелигиозным мужчиной. Я ем свинину, фотографируюсь на пляже. Когда я переехала в Москву, поступила в театральный институт, я вела совершенно прозрачную жизнь. Невозможно при всём выше сказанном быть исламисткой. Я не покрываю головы своих детей, хотя по возрасту они бы должны были носить платок, если бы жили в мусульманской традиции. Я лично четыре раза давала показания следователю: в качестве свидетеля, обвиняемой. Следствие не интересовалось никакими моими религиозными убеждениями. 4 мая в моей квартире был проведён обыск. Там не было обнаружено ничего, что могло бы указывать на мою связь с радикальным исламом. Я уверена, что эта формулировка появилась в материалах дела только потому, что следствие не нашло никаких иных доказательств. Важная часть обвинения: не просто призывы к совершению террористической деятельности, а „распространение с помощью телекоммуникационных сетей и тому подобное“. Я лично никогда нигде ничего не публиковала, ничего не передавала с целью размещения. Тем более неустановленное лицо опубликовало видео спектакля уже после нашего ареста. Это голословное обвинение. Я поставила спектакль с целью профилактики терроризма. Он таким и получился. Считаю этот документ обвинения незаконным».

Драматург Светлана Петрийчук также прокомментировала слова прокурора: «Наверное, исламские радикалы вряд ли пользовались бы театром. Потому что, вроде бы, они искусство запрещают. Я тоже не признаю себя виновной. Целью пьесы было не оправдать запрещённую в РФ организацию, а предупредить подобные ситуации. Виновной себя не признаю».

Прокурор Екатерина Денисова выступила против просмотра видеозаписей читки и спектакля «Финист Ясный Сокол». Адвокаты Ксения Карпинская, Елена Орешникова и Мария Куракина настаивают на необходимости ознакомления с видео спектакля на сайте «Любимовки» до начала допроса свидетелей.

Ксения Карпинская обратилась к суду, указав на то, что к документу с результатами оперативно-разыскной деятельности приложено более 270 листов дополнений: «То, на что я изначально обратила ваше внимание, каким образом дело формировалось из всего, что имело отношение к нему. Я не знаю, как прокурор в прениях будет ссылаться на материалы оперативно-разыскной группы, какое отношение к делу имеет информация о смерти Миндадзе Е.А., место регистрации Шехватова, паспорта Труевцевой и тому подобное. Это то, ваше честь, что вам хотят представить как доказательства виновности Беркович и Петрийчук».

Прокурор Денисова зачитала рапорты о проведении оперативно-разыскной деятельности и протоколы обысков. Как отметила Ксения Карпинская, «в ходе обыска не было изъято никакой литературы и никаких предметов, имеющих отношение к исламу». Мария Куракина также подчеркнула, что прокурор не читала «Финиста Ясного Сокола»: «…ни одного слова текста пьесы не прозвучало. Содержание не оглашалось».

Ксения Карпинская также указала на рапорт, имеющийся в деле: «Компакт-диск он получил 2 марта, в ходе опроса анонимного гражданина, установлено, что 20.12.2022 он самостоятельно произвёл видеозапись спектакля. Впоследствии сохранил на компакт-диск, а 2 марта 2023 года представил в ходе обыска. Также пояснил, что в случае обеспечения следователем его безопасности готов дать свидетельские показания без указания в протоколе его имени. Также значится ещё один рапорт, от 30.01.2023, где старший оперуполномоченный заявляет о том, что им была выполнена стенограмма записи этого спектакля по этому диску. То есть сначала была сделана стенограмма, а потом диск попал к оперуполномоченному. Стенограмма спектакля, листы дела 109-133, не оглашается и не исследуется». Женя Беркович отметила, что во всех театрах снимать запрещено, значит запись была сделана тайно: «Соответственно в плохом качестве, следовательно, расшифровка не даёт точной картины происходящего».

«Хочу обратить ваше внимание, что вместо осмотра вещественных доказательств, вместо описания того, что на дисках, — куски из экспертиз, которые произведены значительно позже, — прокомментировала данные протокола Женя Беркович. — Вот диск 5, например, в нём отсмотрены какие-то файлы. Там нет даже цитаты, скриншота. Нет. Это просто взяты куски из экспертизы обвинительного характера, ничего нет из того, что есть на диске. Что-то мы слышим сейчас впервые. Это появилось впервые. То есть вам предстоит судить не пьесу и спектакль, а куски из экспертиз или рандомные тексты. Это катастрофическое нарушение». Светлана Петрийчук подтвердила, что не знакома с материалами дела страниц 183-189 3-го тома. Кроме того, Ксения Карпинская и Елена Орешникова указали на то, что материалы в этом фрагменте дела отличаются от приложенных ранее, в них стёрты номера и показания понятых написаны одним почерком.

Прокурор зачитала комплексную деструктологическую судебную экспертизу, в которой отмечается, что «в спектакле содержатся признаки терроризма и пропаганды ИГИЛ*, халифатизма, <…>, признаки деструктизма, признаки идеологии феминизма и андроцентризма, идеологии, запрещённые в РФ, оправдание, романтизация мужчин-террористов», «майданные, диверсионные и прочие воздействия», «радикальный феминизм в отношении мальчиков и мужчин», «признаки идеологии организаций, запрещённых в РФ», «возбуждения ненависти к какой-либо социальной группе», «вражды и ненависти к органам власти», которые могут «привести к дестабилизации власти Российской Федерации». Елена Орешникова подчеркнула, что в экспертизе непонятно, «в каких именно фразах и/или фрагментах спектакля содержится пропаганда терроризма».

Прокурор сослалась на фиксацию Российским авторским обществом исключительных прав Жени Беркович на пьесу «Финист Ясный Сокол». Однако здесь не может речь об авторских правах, поскольку РАО не заключает лицензионные договоры с режиссёрами, как драматург Беркович работала над другим спектаклем. Екатерина Денисова также зачитала фрагмент неизвестного стихотворения и обращения граждан, требующих «наказать Беркович по всей строгости закона». В частности, она процитировала Асееву Наталью Григорьевну из Уфы: «прошу защитить права граждан РФ и сделать максимум, чтоб предательница Беркович получила за клевету, разжигание ненависти к армии России и ещё за то что только можно по нашему законодательству. Защитите Россию и ее Армию!» (пунктуация и орфография обращения сохранены).

На вопрос судьи Юрия Массина, может ли допрос свидетелей проходить в отсутствии Сергея Бадамшина, Мария Куракина ответила, что необходимо присутствие обоих адвокатов. При этом есть материалы, ранее не известные защите, с которыми нужно ознакомиться. Тем не менее, Массин принял решение провести допрос сегодня. Среди свидетелей заявлены Александр Андриевич, бывший директор пространства «Внутри», с которым сотрудничал независимый театральный проект Жени Беркович «Дочери СОСО», и актрисы Мариэтта Цигаль-Полищук, Анастасия Сапожникова, Юлия Витковская, игравшие в спектакле «Финист Ясный Сокол».

По словам Андриевича, на спектакль «Финист Ясный Сокол» были использованы средства фонда Прохорова «Новый театр» и грант СТД РФ для независимых театральных площадок. Грантодатели были ознакомлены с текстом пьесы и согласовывали размещение своих логотипов на макетах рекламных материалов спектакля. Александр Андриевич подчеркнул, что Женя Беркович «ничего никогда не исповедовала, никаких религий» и не вступала в экстремистские организации. «Финист Ясный Сокол», по его словам, «абсолютно антитеррористический спектакль, цель которого в том, чтобы подобного никогда больше не случалось». Александр Андриевич и Женя Беркович подробно рассказали о том, как проходят читка пьесы и постановка спектакля, а Светлана Петрийчук подтвердила, что на видеозаписи, сделанной на фестивале «Любимовка», звучал полностью её текст.

Мариэтта Цигаль-Полищук рассказала о работе над ролью, пояснив, что текст пьесы менялся в зависимости от актёрского состава. Артистки использовали документальный материал, реальные истории обманутых женщин. На вопрос прокурора, известно ли ей о том, что спектакль пропагандирует терроризм, Цигаль-Полищук ответила: «Нет, ровно наоборот, он специально сделан, чтобы предостеречь от подобного». Во время допроса актриса отрицала принадлежность Жени Беркович к исламу, её насильственное давление на органы власти и намерение устрашать население путем формирования террористических организаций. Мариэтта Цигаль-Полищук также отметила, что в спектакле «несколько героинь получают по сюжету реальные сроки» и в постановке «очень чётко показывается, к чему может привести подобное», кроме того, названы уголовные статьи, по которым наказывают женщин. Актриса также подчеркнула, что Светлана Петрийчук — православная и никогда не разделяла крайне радикальные формы ислама.

На одиннадцатом часу судебного заседания по ходатайству Ксении Карпинской, Елены Орешниковой и Марии Куракиной суд постановил отложить судебное заседание до 10:00 21 мая.

Наша редакция продолжает следить за развитием событий.

*запрещённая в России террористическая организация.

Комментарии
Предыдущая статья
Семён Серзин в Театре Наций поместит Базарова в эпоху перестройки 20.05.2024
Следующая статья
В Петербурге сыграют Чехова «на языке пластики и Буто» 20.05.2024
материалы по теме
Новости
В Thalia Theater в сезоне 2024–2025 появятся спектакли Серебренникова, Персеваля, Мундруцо
Гамбургский Thalia Theater опубликовал планы на сезон 2024–2025. Помимо 12 премьер на двух площадках, в них вошли 5 возобновлений знаковых постановок прошлых лет.
Новости
Работы Жамбаловой, Пачина, Мещерякова составят нижегородский «СПЕЦИФИК-2024»
В Нижнем Новгороде в два уикенда — со 2 по 4 и с 9 по 11 августа — пройдёт театральный фестиваль «СПЕЦИФИК». Все спектакли, в которых сценой становятся различные городские пространства, режиссёры создают специально для этого смотра.