На суде по делу Беркович и Петрийчук допросили «Марьюшек»

На фото — Беркович и Петрийчук в зале суда © Александра Астахова

Сегодня, 21 мая, в Западном окружном военном суде прошёл второй день рассмотрения уголовного дела в отношении режиссёрки Жени Беркович и драматурга Светланы Петрийчук, обвиняемых в оправдании терроризма.

Напомним, Беркович и Петрийчук были задержаны 4 мая 2023 года и с 5 мая находятся в СИЗО. Причиной задержания стал спектакль Жени Беркович «Финист Ясный Сокол» по документальной пьесе Светланы Петрийчук — о женщинах, которые познакомились в интернете с представителями радикального ислама и уехали к ним в Сирию. Уголовное дело открыто по статье 205.2 УК РФ — «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма».

В первый день, 20 мая, заседание длилось в общей сложности более десяти часов.
Защитниками Беркович выступали Ксения Карпинская и Елена Орешникова, защитниками Петрийчук — Мария Куракина и отсутствовавший вчера Сергей Бадамшин, прокурор – Екатерина Денисова, судья — Юрий Массин.

На заседании 21 мая продолжился допрос свидетелей со стороны обвинения. На допрос были вызваны актрисы, игравшие в спектакле «Финист Ясный Сокол», – Юлия Витковская (Скирина), Анастасия Сапожникова, Маргарита Толстоганова, Наталья Сапожникова, Светлана Сперанская.

Они рассказывали о работе над ролью, репетициях спектакля, а также о читке пьесы на фестивале «Любимовка». На вопросы судьи и адвокатов они отвечали, что никаких признаков «пропаганды терроризма или радикального феминизма» в пьесе и спектакле не было. Также они свидетельствовали, что не видели дома у Евгении Беркович никаких атрибутов мусульманской религии и не замечали, чтобы она придерживалась идей радикального ислама.

Актрисы рассказали, что по просьбе Жени Беркович искали в интернете документальные монологи завербованных женщин, которые в переработанном виде вошли в спектакль наряду с пьесой Светланы Петрийчук. Юлия Витковская даже зачитала во время показаний свой монолог из спектакля от имени одной из девушек, которой чудом удалось выжить при бегстве из плена террористов. На вопрос о главной мысли постановки актриса ответила: «Надо быть очень бдительным и осторожным, когда знакомишься в интернете. Надо всегда обращаться за помощью, не бояться, чтобы тебя потом не осудили и не дали огромные сроки».

На вопрос адвокатов, «хотели бы вы повторить путь одной из героинь спектакля», все актрисы ответили отрицательно. «Нет, конечно. Это чудовищно, – сказала Анастасия Сапожникова. – В конце спектакля героиня потерпела крах и ей дали срок. Никто же не хочет садиться в тюрьму… Это профилактический спектакль, чтобы предостеречь девушек, женщин. Мы показали, как они попадают в такую ситуацию. Это же через интернет идёт вербовка, там сидят психологи. Надо быть осторожной в поисках счастья. И понимать, с какой дорожки надо сворачивать». Также актриса, игравшая в спектакле судью, рассказала, что одним из прототипов «Марьюшек» стала Варвара Караулова, получившая реальный срок в семь лет. По иронии судьбы этот приговор выносился в том же зале суда, где сейчас проходит рассмотрение дела Беркович и Петрийчук.

Маргарита Толстоганова подробно рассказала о своей роли – молодой журналистки, которая хотела собрать материал о боевиках в Сирии. Она единственная из всех девушек понимала, что общается с представителями террористов. Актриса подчеркнула, что этот материал принесла она сама. Кроме того, Толстоганова сказала, что, когда ей предложили играть в этом спектакле, она посоветовалась со своим духовником и получила благословение.

Наталья Сапожникова по просьбе Евгении Беркович подробнее рассказала о костюмах в спектакле. Она подчеркнула, что у некоторых актрис были открыты шеи, руки, что запрещено в исламе. Также актриса сказала , что отзывы на спектакль были только положительные и «сопереживающие», на что судья заметил: «сопереживание – общеизвестное слово».

Светлана Сперанская, которая работала над спектаклем в качестве вокального педагога, а также играла в нём, рассказала, что никаких указаний, касающихся религии и идеологии, она не получала. На вопрос, кем является в спектакле Финист Ясный Сокол, актрисы отвечали, что это собирательный образ идеального мужчины, «прекрасного принца», который у каждой девушки свой.

Заседание продолжится завтра, 22 мая, в 10.00. Мы следим за развитием событий.

Комментарии
Предыдущая статья
«Показательная бойня» в спектакле Кшиштофа Варликовского и другие неприятные пьесы 21.05.2024
Следующая статья
В Театре на Таганке сыграют «Варшавскую мелодию» 21.05.2024
материалы по теме
Новости
В Thalia Theater в сезоне 2024–2025 появятся спектакли Серебренникова, Персеваля, Мундруцо
Гамбургский Thalia Theater опубликовал планы на сезон 2024–2025. Помимо 12 премьер на двух площадках, в них вошли 5 возобновлений знаковых постановок прошлых лет.
Новости
Работы Жамбаловой, Пачина, Мещерякова составят нижегородский «СПЕЦИФИК-2024»
В Нижнем Новгороде в два уикенда — со 2 по 4 и с 9 по 11 августа — пройдёт театральный фестиваль «СПЕЦИФИК». Все спектакли, в которых сценой становятся различные городские пространства, режиссёры создают специально для этого смотра.