У Академии русского балета имени Вагановой прошли ежегодные выпускные спектакли. О них — Арсений Суржа.
В Мариинском театре студентами Академии русского балета были показаны отрывки и самостоятельные произведения из наследия мирового балета: хореографическая реликвия «Танцы Дня и Ночи» из оперы «Джоконда», изящное pas de deux из балета «Фестиваль цветов в Дженцано», «Классическая симфония» на музыку Прокофьева, а также танцы из III акта «Раймонды» в редакции Юрия Григоровича.
Необычным гала-концерт сделали его исполнители: почти все главные партии танцевали не выпускники Академии, что было бы логично, а студенты предвыпускного курса. Младшим надо уступать — так решили на улице Зодчего Росси.
Речь идёт об одарённой студентке Марии Кошкарёвой, только-только закончившей предвыпускной курс Академии, в классе выдающегося педагога Людмилы Ковалевой, и накануне выигравшей Международный конкурс артистов балета в Москве. На Марию возлагают большие надежды и, вероятно, поэтому уже на втором курсе ее зачислили стажером в Мариинский театр. Она — артистка яркого и эмоционально окрашенного танца — с присущей московским исполнительницам страстью. Поэтому пока неизвестно, приживется ли ее страстность в Петербурге. Чем-то похожая на неё Диана Вишнева, самая известная из выпускниц Ковалевой, и прижилась, и одновременно нет. Другая ученица Ковалёвой, Ольга Смирнова, однажды одной ногой поступившая в кордебалет Мариинского, впоследствии все-таки оказалась солисткой в Большом театре. Более того — обе сейчас далеко за пределами России.
Сценическое обаяние и отличные природные данные нашли себя в технически сложных партиях. Марии была доверена партия Ночи из «Танцев Дня и Ночи» и сольная партия второй части «Классической симфонии», где студентка продемонстрировала уже театральный, совсем не ученический, стиль рук, и хорошее исполнение fouetté.
В «Джоконде» ее партнером стал Лука Добош — одаренный второкурсник из класса Цискаридзе. Полетные, навевающие воспоминания о легкости его педагога, jeté en tournant, прекрасные пропорции и аккуратные линии еще только обретают свою форму, но уже сейчас достаточно гармоничны.
Из студенток второго курса на себя обратила внимание Ярославна Куприна — ещё один стажер Мариинского театра и лауреат международного конкурса. Если Мария Кошкарева продолжает уже давно сложившуюся традицию звёзд-выпускниц Людмилы Ковалевой, то Ярославна находится в моменте становления новой — традиции одаренных учениц Юлии Касенковой, чей почерк формируется у нас на глазах. С годами Ярославна может стать в один ряд с известными выпускницами Касенковой — Марией Ильюшкиной и Алёной Ковалёвой — выделяющихся утонченностью и петербургским академизмом.
Великолепные пропорции, в сочетании с обаянием и чистотой исполнения, совместились с качественной техникой: Ярославне удавались и стремительные chaines, и выворотные вращения en dedans. Это танцовщица полутонов и грациозных движений. И более того, даже с технической точки зрения, она самая стабильная и уверенная из солисток вечера.
Ещё одной заметной фигурой концерта стала Раймонда в исполнении студентки второго курса, Софьи Валиуллиной (класс Людмилы Ковалёвой). Царственность венгерского танца очень подошла молодой танцовщице: эмоционально сильные партии необходимы для такой статной фактуры. В жизни ее образа, от прогона до третьего показа в Мариинском, произошла самая серьезная перемена: адажио стало вдумчивым, а вариация обрела необходимый эффект. Софье повезло с партнером, Русланом Стенюшкиным, артистом с редким для нынешних исполнителей героическим проживанием образа Де Бриенна. Мощный, по-рыцарски выразительный напор украсил студенческий спектакль силой и грацией. В этом случае было необходимо уступить старшему: артист Мариинского театра Руслан Стенюшкин — выпускник Академии 2017 года (класс Николая Цискаридзе).
Совершенно иной, по-юношески нежный, характер сценического существования показал нынешний выпускник класса Цискаридзе, Мирослав Арбатов, которого уже в скором времени можно будет увидеть в труппе Мариинского театра. В pas de deux из «Фестиваля цветов в Дженцано» его развитая мелкая техника оттенялась сильными зависающими прыжками. Сложнейший дуэт Бурнонвиля он исполнил с недюжинной выносливостью и чистотой: даже cabriole derriere после длинной череды заносок он делал легко и выворотно. Более того, Мирослав был на редкость хорошим партнёром для Полины Зайцевой (класс Марины Васильевой), обаятельной выпускницы, очень ярко исполнившей дуэт «Фестиваля». В вариации из III акта «Раймонды» она была не менее эффектна.
Живописные движения рук, корпуса и головы стали отличительными чертами всех исполнителей второго отделения.
Стоит сказать, что грамотное построение концерта позволило выдвинуть вперед главные ипостаси Академии: строгой классической школы (особенно в конце первого отделения), и alma mater характерного танца (в течение всего второго).
Что примечательно, вторая ипостась, вопреки сложившейся классической традиции, порой оказывалась интереснее первой. Из «венгров» и «поляков» особо запомнились Анастасия Зинченко и Георгий Клопцов (Венгерский танец), а также Мария Ветчанинова (Мазурка). Все трое — уже в труппе Мариинского театра.
Таково движение спектакля от класс-концерта к полноценному акту из балета. От ученической улицы Росси (декорации «Классической симфонии») до Театральной площади (декорации «Раймонды»). А уж Петербург или Москва станет пристанищем для выпускников — покажет время.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала Академию русского балета имени Вагановой и пресс-службу Мариинского театра.