Швейцарского режиссера Мило Рау не пустили в Россию на вручение Европейской театральной премии

17 ноября в Александринском театре проходит вручение европейской премии «Театральная реальность». Это главная награда Европы, которая во второй раз в истории вручается в России (первый раз – в 2011 году). Режиссер Мило Рау, который должен был ее получить, не смог приехать в Санкт-Петербург. Дело в том, что после выпуска спектакля «Московские процессы», российские власти внесли его имя в «черный список». За последние пять лет ему так и не дали визу. Мило Рау написал письмо в адрес жюри премии, где поддержал Кирилла Серебренникова.

Как стало известно журналу ТЕАТР., все сегодняшнее утро он пытался связаться с организаторами премии – «Балтийским домом», но так и не получил ответа.

Отметим, что в зале собрался цвет театральной России: Евгений Миронов, Константин Райкин, Лев Додин, Андрей Могучий и другие, а также представители крупнейших европейских театральных фестивалей, зарубежные исследователи театра, театральные руководители.

Заместитель председателя правительства Ольга Голодец со сцены напомнила собравшимся, что следующий год объявлен в России Годом театра.

В разгар церемонии на сцену поднялся председатель жюри Европейской премии Жорж Баню, который зачитал по-английски письмо, присланное в адрес театрального сообщества швейцарским режиссёром Мило Рау. Но ни один острый пассаж этой речи не был переведен на русский язык дословно, переводчик не упомянула даже имя Кирилла Серебренникова, ничего не сказала об упомянутом в письме спектакле Мило и обошлась общими фразами.

Как рассказала журналу ТЕАТР., критик Жанна Зарецкая, находящаяся на церемонии, она в недоумении обратилась к сидящему рядом с ней представителю минкульта, недавнему замминистра Александру Журавскому, с вопросом: «Переводчикам запрещено произносить имя Кирилла Серебренникова?» На что Журавский ответил, что на премии не работают переводчики форума, что их нанимали организаторы церемонии. И что он сам крайне удивлён тому, что половина текста не переводилась. Напомним, что организатором этой премии выступает «Балтийский дом». 

Приводим текст письма полностью. Его перевела на русский язык и опубликовала на своей странице в фейсбуке с призывом придать послание широкой огласке Главный редактор журнала ТЕАТР., театральный критик Марина Давыдова.

«Дорогие коллеги, дорогое жюри,
Как вы знаете, я не смогу быть в Петербурге сегодня вечером. Я очень сожалею об этом, потому что я и моя команда бесконечно счастливы стать лауреатами этой премии. Тем не менее, я не удивлен, что мне так и не удалось получить российскую визу.
С того момента, как пять лет тому назад была сыграна премьера «Московских процессов», в которых мы бросали критический взгляд на проблему творческой свободы в России, нам заказан путь в эту страну – будь то «Манифеста» фестиваль «Золотая Маска» или какие-то иные события. В ходе получения визы всякий раз возникали проблемы: на сей раз, например, пригласительное письмо было объявлено неправильно составленным, потом выяснилось, что надо обращаться в другое посольство и так далее. Только вчера , в пятницу, я получил удивительное известие о том, что мне надлежит прийти в русское посольства в Антверпене через два часа: в тот момент я вообще не находился в Бельгии, а показ моего фильма “Трибунал в Конго” в рамках вручения «Европейской театральной премии» давно начался в Петербурге.
Но как бы это абсурдно ни звучало, тот факт, что я не с вами сейчас, не имеет большого значения. Это не более, чем глупая формальность. И все мои переживания совсем уж теряют смысл в свете того факта, что режиссер Кирилл Серебренников, который получил тот же приз, что и я, год назад, в настоящее время находится под судом по совершенно нелепому обвинению. Как вы знаете, он не мог получить приз в 2017 году, потому что уже был под домашним арестом, и он под ним до сих пор, и никто не знает, как долго это будет продолжаться.
Так образом мы сейчас оказались в следующей ситуации: «Европейская театральная премия» приехала в Россию, а мы официально не сказали ни слова о Кирилле Серебренникове, которому угрожает 10-летнее заключение в самой России. Как мы можем устраивать праздник силы и свободы театра, как можем радоваться европейскому культурному обмену, и в то же время хранить молчание о том факте, что один из прошлогодних лауреатов является жертвой показательного процесса? Как может «Европейская театральная премия» и мы все, деятели театра, не выказать даже простейшую форму солидарности?
Я и мои коллеги получили этот приз, как гласит формулировка, «за страстный интерес к социо-политическим проблемам». Прекрасно сказано! Но если сказать конкретнее и проще это означает: дело Серебренникова – это мое дело, так же как дело «Пусси Райот» или выставки «Запретное искусство» или «Осторожно, религия!» в Сахаровском центре, которые я и сделал темой моих «Московских процессов».
Я очень сожалею, что не могу быть с вами сейчас. Мне кажется неправильным и недостаточным просто послать вам это письмо. Но к сожалению, это сейчас для меня единственная возможность высказаться, и быть может это только часть всей этой абсурдной ситуации: даже протест сейчас возможен только по мейлу.
Мы выражаем нашу поддержку Кириллу Серебренникову – от имени этой премии и театра в целом! Я надеюсь, что процесс над Кириллом скоро закончится и он снова будет свободен. И, конечно, надеюсь, что мы скоро встретимся лично.
Большое спасибо!
Milo Rau, Cologne, 17th November 2018»

На этом видео Тьяго Родригес, лауреат премии в номинации «Новая реальность», читает по-русски 30-й сонет Шекспира и посвящает его Кириллу Серебренникову. «Эти стихи о жизни посвящаются тому, кого здесь нет, но кто должен был быть здесь, Кириллу Серебренникову», – сказал Тьяго Родригес.

Мило Рау – швейцарский театральный режиссёр и драматург.  С 2001 года сотрудничает в различными немецкими театрами. в 2007 основал собственную театральную компанию «Международный институт политического убийства» (International Institute of Political Murder, IIPM). Первой постановкой IIPM стали «Последние дни Чаушеску» (2009). В 2009 году поставил спектакль «Радио ненависти», представлявший собой реконструкцию часа вещания «Радио тысячи холмов». Спектакль попал в программы ведущих европейских смотров «Театртреффен» (Берлин) и Авиньонского фестиваля. В спектакле «Московские процессы», который в течение трех дней в марте 2013 года игрался в московском Сахаровском центре, Рау реконструировал проходившие в России громкие судебные процессы, в которых обвиняемые принадлежали к современному искусству: суды над организаторами выставки «Осторожно, религия!», организаторами выставки «Запретное искусство» и над участницами группы Pussy Riot. Обвинителем выступал журналист Максим Шевченко, защиту представляла искусствовед Екатерина Дёготь. Спектакль прерывался сотрудниками Федеральной миграционной службы, которые проверяли разрешение на трудовую деятельность режиссёра, и казаками. В том же году Рау получил запрет на въезд в Россию, по его мнению, это была реакция российских властей на постановку «Московских процессов». С 2016 года Рау сотрудничает с берлинским театром «Шаубюне ам Ленинер Плац». В 2018 году Рау был назначен художественным руководителем городского театра Гента.

Фото с сайта cicero.de

Комментарии
Предыдущая статья
В Театре «Ильхом» готовят премьеру инклюзивного спектакля 17.11.2018
Следующая статья
Железнова, ваша мать 17.11.2018
материалы по теме
Новости
Премия Casta Diva назвала имена лауреатов за 2023 год
Российская оперная премия Casta Diva подвела итоги 2023 года. В этот раз жюри не стало присуждать премию в номинации «Спектакль года», зато выбрало трёх лучших артистов.
Новости
Экс-артисты «Гоголь-центра» расскажут про «Апокалипсис завтра»
Сегодня и завтра, 31 января и 1 февраля, в гамбургском Thalia Theater пройдёт премьера спектакля Евгения Кулагина «Апокалипсис завтра». Постановка — первая работа нового объединения Kirill & Friends gGmbH.