Сегодня, 7 сентября, в МХТ им. А.П. Чехова прошёл сбор труппы, на котором худрук театра Сергей Женовач рассказал о планах на новый, 123-й, сезон, а также о перспективах на календарный 2021-й год.
Как и другие театры, МХТ начнёт сезон с премьер, которые должны были появиться в афише в конце предыдущего сезона, но перенеслись из-за затяжного «театрального карантина». Так, первой премьерой станет спектакль «Ювенильное море» по Андрею Платонову. Постановку Натальи Назаровой — режиссёра, педагога, сценариста и актрисы (известной кинозрителям по фильмам «Дочь» с Марией Смольниковой и Владимиром Мишуковым и «Простой карандаш», недавней премьере также с Мишуковым в одной из главных ролей) — зрители увидят на Малой сцене МХТ 10 и 11 октября. Спектакль, который создатели характеризуют как во многом коллективное сочинение, вместе с Назаровой создаёт художница Юлиана Лайкова и большая команда артистов (в главных ролях — Евгений Перевалов, Вероника Тимофеева, Юлия Чебакова, Павел Ващилин и другие).
Следующей премьерой, которая выйдет уже на Основной сцене МХТ, станет тургеневский «Месяц в деревне» в постановке Егора Перегудова, ныне главного режиссёра РАМТа, а также автора целого ряда спектаклей в «Сатириконе», «Современнике» и «Студии театрального искусства». Художник спектакля — Владимир Арефьев, художник по свету — Дамир Исмагилов. В «Месяце в деревне» заняты Наталья Рогожкина (Наталья Петровна), Александр Усов (Ислаев), Надежда Калеганова (Верочка), Эдуард Чекмазов (Ракитин), Софья Райзман (Лизавета Богдановна), Кузьма Котрелёв (Беляев), Станислав Дужников (Большинцов) и Павел Ворожцов (Шпигельский).
После «Месяца в деревне» на Основной сцене должна выйти премьера самого Сергея Женовача, к репетициям которой театр уже приступил на днях, — «Заговор чувств» по одноимённой пьесе Юрия Олеши (напомним, это авторская «инсценировка» романа — или, как считают некоторые исследователи, повести — «Зависть»). Художник спектакля — постоянный соавтор Женовача Александр Боровский. Главные роли репетируют Михаил Пореченков, Николай Чиндяйкин, Артём Волобуев, Алексей Краснёнков и Софья Райзман. Увидеть премьеру «Заговора чувств» зрители должны уже в декабре.
Следующей премьерой Основной сцены, намеченной на февраль, станет авторский спектакль Ренаты Литвиновой «Звезда вашего периода» по мотивам сценария культового оскароносного фильма «Сансет бульвар». В качестве соавторов Литвинова пригласила художников из киносреды: художником-постановщиком спектакля будет Сергей Февралёв (он вместе с Литвиновой работал над фильмом «Северный ветер» — киноверсией её сочинения, также идущего в репертуаре МХТ), а художником по костюмам — Наталья Иванова (в кино много работавшая с Эльдаром Рязановым, а также с Глебом Панфиловым, Павлом Лунгиным, Никитой Михалковым, Сергеем Соловьёвым и многими другими, в том числе и с Ренатой Литвиновой). Главную роль сыграет сама Рената Литвинова, а композитором спектакля вновь станет Земфира.
Параллельно на Малой сцене режиссёр Михаил Рахлин начнёт репетиции спектакля «Омон Ра» по ранней прозе Виктора Пелевина.
В марте на Основной сцене планируется премьера спектакля Уланбека Баялиева по пьесе Венедикта Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги командора». Напомним, на счету молодого режиссёра Баялиева целый ряд спектаклей в разных городах России и за рубежом, в том числе «Гроза» в Вахтанговском театре, «Железнова Васса мать» в Свердловском академическом театре драмы (Екатеринбург), «Зимняя сказка» в петербургском ТЮЗе им. А.А. Брянцева, «Двое на качелях» в Вильнюсском Малом театре (Вильнюс, Литва). На Малой сцене МХТ Баялиев в прошлом сезоне выпустил спектакль «Сахарный немец» по одноимённому роману Сергея Клычкова.
К маю на Основной сцене готовится премьера, которая была запланирована на май 2020 года и «заморозилась» из-за карантина, — спектакль Сергея Женовача «В окопах Сталинграда» по одноимённой повести Виктора Некрасова. История «не про войну, а про людей на войне» по одной из главных книг «непарадной» военной прозы должна была появиться на сцене МХТ в день юбилея Победы, в итоге было решено сыграть её всё-таки в майские дни, хотя и годом позже. Главную роль в спектакле сыграет Артём Быстров, в других ролях заняты два десятка мхатовских артистов (отметим, что это в буквальном смысле полностью «мужская история»), в том числе Сергей Сосновский, Александр Усов, Евгений Сытый и Данил Стеклов.
В январе к репетициям приступит Виктор Крамер — авторское сочинение «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» откроет уже следующий, 124-й сезон. Соавтором и исполнителем заглавной роли станет Константин Хабенский. Напомним, тандем «Крамер — Хабенский» сложился почти пять лет назад: в 2016 году на базе московского «Современника» вышла их совместная работа «Не покидай свою планету» — также во многом авторское сочинение, «сценическая фантазия» по мотивам «Маленького принца», в которой, помимо Хабенского, занят камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета (спектакль до сих пор в репертуаре «Современника», ближайший показ 13 сентября).
Ближе к лету к репетициям другого спектакля Основной сцены приступит Эльмо Нюганен — эстонский режиссёр, художественный руководитель Таллинского городского театра (ранее носившего название Молодёжного). В России Нюганен уже поставил ряд спектаклей (в частности, в БДТ им. Г.А. Товстоногова и в «Ленкоме»). Кроме того, он снял один из известнейших эстонских фильмов последних лет — картину «1944» о Второй мировой войне. В МХТ Нюганен поставит «Великую магию» Эдуардо де Филиппо.
Также достигнута договорённость о постановке с Алвисом Херманисом. Напомним, латвийский театральный режиссёр, худрук Нового Рижского театра Херманис до сих пор поставил в России лишь один спектакль, «Рассказы Шукшина» в Театре Наций. Там же этой осенью планируется премьера его новой авторской постановки «Горбачёв» — таким образом, работа в МХТ, вероятнее всего, станет третьим спектаклем режиссёра в России. Сроки репетиций и выхода премьеры в Художественном театре зависят, как и в случае с другими интернациональными коллаборациями, от времени открытия границ и других внешних причин, связанных с пандемией коронавируса (и её последствиями).
Ещё одна уже существующая договорённость с неопределёнными из-за загруженности графика режиссёра сроками — новая постановка Юрия Бутусова. Также запланирована работа с Олегом Глушковым — хореографом и режиссёром, поставившим целый ряд спектаклей на разных сценах Москвы и, в частности, выпустившего одну из резонансных премьер прошлого сезона — «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» в «Мастерской Петра Фоменко».
Наконец, существует договорённость с Саймоном Макбёрни — сроки сотрудничества с одним из лидеров мировой театральной режиссуры пока не определены, однако оно запланировано на ближайшее будущее.
Кроме того, 7 ноября планируется спектакль-«объяснение в любви» Олегу Табакову. Напомним, в августе Табакову исполнилось бы 85 лет, однако приуроченная к юбилею работа не могла быть не только показана, но и подготовлена раньше также в силу карантинных обстоятельств.
Кроме того, Сергей Женовач сообщил, что вся стажёрская группа театра — на разных основаниях, но в полном составе — принята в основной состав труппы МХТ.
Что касается труппы театра в целом, которая без учёта теперь уже бывших стажёров составляет почти 120 человек, то задача по возможности максимально «охватить» всех артистов работой будет решаться не только новыми постановками, в большинстве случаев «многофигурными», но и параллельными большими проектами. Помимо уже запущенного в прошлом сезоне цикла «Память места», придуманного Мариной Брусникиной (читки-спектакли «забытых» пьес из раннего репертуара Художественного театра), а также существующего много лет в МХТ проекта той же Брусникиной «Круг чтения», в новом сезоне планируется масштабная «Лаборатория режиссёрских дебютов». Этот опыт на Новой сцене МХТ, отчасти похожий на инициативу Театра на Малой Бронной (пока, впрочем, так и не успевшую реализоваться в полной мере), по замыслу театра, будет отличаться от привычных театральных лабораторий: речь идёт не о «быстро сделанных» эскизах, а о сравнительно долгой работе режиссёров-дебютантов над постановками. Получившиеся спектакли в перспективе, как это обычно и бывает, имеют шанс войти в репертуар театра, а на стадии лаборатории обязательно будут исполняться «на зрителя» пять раз.
Наконец, продолжится «внеформатная» работа МХТ — стартовавший в прошлом сезоне цикл встреч с артистами театра — проект Вадима Верника «Мхатовские пятницы» — и уже начатый с премьерой «Чайки» Оскараса Коршуноваса (непосредственно перед началом карантина) выпуск собственного журнала. По словам Сергея Женовача, оба проекта призваны увеличить заинтересованность зрителей в артистах театра и узнаваемость последних, поскольку, очевидно, не вся труппа в достаточной мере знакома широкой публике (прежде всего речь идёт о молодых артистах и о тех легендах сцены, которые могут быть недостаточно известны за пределами узкотеатрального пространства).
Отметим, что, если в начале прошлого сезона Женовач достаточно жёстко сформулировал, что при труппе в 300 человек (с учётом стажёров) не стоит ставить спектакли на приглашённых звёзд и при работе над новыми постановками вполне реально обойтись собственными «ресурсами», то в этом году он сказал, что, хотя в ближайшую пару сезонов эту политику хотелось бы сохранить, в несколько более отдалённом будущем приглашение артистов «со стороны» не исключено. Так или иначе, Женовач подчеркнул, что принципиальным для него (в соответствии с идеей Художественного театра) является создание режиссёрами авторских спектаклей — и, соответственно, потенциальная возможность раскрыться в разных по стилю работах, во-первых, разным актёрам театра, а во-вторых, — каждому из них с выигрышной стороны.