Мария Ревякина: Лонг-лист «Золотой Маски» – это история успеха, а не ошибка!

Мария Ревякина

17 января в пермской прессе появилась новость о создании в этом регионе нового театрального фестиваля-конкурса ERROR 404*, основанного на Лонг-листе Национальной театральной премии «Золотая маска». По словам организаторов, название нового проекта отсылает к компьютерному термину – ошибке системы – и указывает на неизбежный субъективизм работы Экспертного совета национальной премии при составлении длинного списка спектаклей. Журнал ТЕАТР. обратился к директору премии «Золотая маска» Марии Ревякиной и членам Экспертного совета «Золотой маски» за комментариями.

«Какое-то время назад мне позвонили Мильграм и Лоевский, предложили сделать фестиваль спектаклей Лонг-листа «Золотой Маски». Это хорошая идея, мы собирались ее обсудить. – рассказала журналу ТЕАТР. директор фестиваля «Золотая Маска» Мария Ревякина. – Они хотели назвать фестиваль «Error 404» – ошибкой. Я сразу им сказала, что это неправильно. Категорически неверно. Все ровно наоборот. Лонг-лист – это как раз большое достижение Маски, это наше важнейшее завоевание. В понедельник, кажется, мы собирались встретиться, поговорить. И вот я читаю эту новость… Совершенно ошарашена… Вышла абсолютно оскорбительная история и по отношению к региональным театрам, и по отношению к экспертам. Лонг-лист формирует экспертными советами с той же степенью ответственности, что и список номинантов премии. Решение принимается не одним-двумя голосами, а большинством. И главное – мы видим, как участие в Лонг-листе важно для театров. В день его объявления новостная лента заполнена радостными откликами театров, региональных СМИ, то есть поздравлениями. Лонг-лист – это история успеха, предмет гордости, а не ошибка!».

Напомним, что полемика возникла после комментария режиссера Бориса Мильграма в адрес Экспертного совета уважаемой премии.

«Каждый сезон экспертами фестиваля «Золотая Маска», значение которого для российского театра переоценить трудно, формируется лонг-лист спектаклей, не попавших в номинанты по итогам конкурса. – сказал Мильграм. – Проводится голосование, и вдруг возникает ситуация, что тому или иному спектаклю не хватает буквально 1-2 баллов до номинации. Это вовсе не ошибка экспертного совета — мы все живые люди и, при всей профессиональной объективности, все равно остаемся субъективны. Именно эти 2 балла могут стать такой ошибкой системы – ERROR 404*».

Напомним, что исходя из Положения о порядке формирования Экспертных советов Премии и отбора соискателей Премии в конкурсах, Лонг-лист является самостоятельным, а не оставшимся после формирования Основного конкурса списком спектаклей.

2.6. Результатом работы двух Экспертных советов является:
– окончательный Список Номинантов Премии, в который включается, как правило, не более 70-ти спектаклей, отобранных Экспертным советом, и который затем дополняется не более чем 9-ю спектаклями – лауреатами межрегиональных театральных фестивалей, проходящих в федеральных округах России, — по 1-му спектаклю-лауреату от межрегионального театрального фестиваля каждого из 9-ти федеральных округов, по Списку таких фестивалей, утвержденному Организаторами Премии и Фестиваля. Изменения в Список указанных фестивалей вносятся не чаще одного раза в год;
– два Лонг-листа Премии, которые каждый Экспертный совет формирует самостоятельно. В Лонг-листы по итогам голосования каждого Экспертного совета включаются наиболее заметные спектакли, представленные на рассмотрение в конкурсном цикле Премии. При этом, как правило, не менее 50% спектаклей, включенных в Лонг-листы, должны быть из регионов России (кроме Москвы и Санкт-Петербурга).

«Во-первых, по поводу этого нового фестиваля я прочитал не очень внятную информацию. – поделился своими соображениями эксперт «Золотой Маски-2018», театральный критик Владимир Спешков. – Организаторы собираются составить афишу из спектаклей Лонг-листа «Золотой Маски», недополучивших при голосовании в номинации один или два балла. Вопрос у меня: а где они добудут эту информацию о голосовании экспертов? Это внутренне дело. Мне по этому поводу уже звонил один известный театральный деятель, мой коллега, не буду называть фамилии. Назовем его условно – Олег Семенович. Я вот не очень помню уже эти итоги и не записывал, кто чего недополучил. Да и сама идея собрать в афишу недостаточно оцененных или обиженных мне не кажется творчески плодотворной. Кроме того, внутри «Золотой Маски» с ее многочисленными программами уже есть направление «Маска плюс». Именно в нем и представлены спектакли, которые с точки зрения экспертов так значительны, что непременно должны быть показаны в Москве, несмотря на то, что они не вошли в основной конкурс. Они, как правило, и значатся в Лонг-листе. Вообще, странная инициатива с этим новым фестивалем. Ну что вы пытаетесь извлечь что-то из разнообразия программ «Золотой Маски»? Сделайте лучше что-то свое. Например, отбирайте и показывайте мюзиклы на драматической сцене. Или развивайте фестиваль «Пространство режиссуры»… Что угодно. Я в принципе не против новых фестивалей. Но в случае с «Error 404» не очень корректно и не очень умно сформулирована идея. Организаторам бы посоветоваться с той же «Золотой Маской», а не полемизировать с ней. Это признак дурного тона. Если мои друзья Борис Мильграм и Олег Лоевский хотят попасть в такую компанию, то я за них переживаю».

Как стало известно журналу ТЕАТР., программу для ERROR 404* отбирают арт-директор нового фестиваля театральный критик Олег Лоевский и программный директор, молодой пермский критик Григорий Ноговицын. Как обещают организаторы, вскоре будет опубликовано полное положение о фестивале. Участники также станут известны в ближайшее время.

«Лонг-лист «Золотой Маски» – это не “подбитые лётчики”, не те, кто не дотянул до конкурса. Это самостоятельный, самоценный список, – рассказал журналу ТЕАТР. эксперт «Золотой Маски-2019», музыкальный критик Ярослав Тимофеев. – Мы включаем в лонг-лист не все спектакли-“хорошисты” подряд, а те постановки, которые считаем важным поддержать, к которым хотим привлечь внимание. Кроме того, лонг-лист – это уникальная возможность отметить отдельные авторские или исполнительские работы. Мы ведь практически не можем номинировать отдельного артиста, не номинируя весь спектакль. А в Лонг-листе можем; в таких случаях мы добавляем формулировку: “спектакль такой-то за работу того-то”. Что касается идеи Бориса Мильграма: в том виде, в котором я о ней прочитал, – ничего страшного в этой идее не вижу. Любая монополия вредна: чем больше фестивалей, тем лучше. Показательно, что он хочет сделать фестиваль на основе Лонг-листа «Золотой Маски». Это только лишний раз доказывает, насколько вся театральная жизнь страны на «Золотой Маске» завязана, насколько все – даже конкуренты – пляшут от этой печки. Можно ведь было и самим взять и составить свой список. Проблему я вижу только в том, что все 150 спектаклей лонг-листа новый фестиваль показать явно не сможет, неизбежна селекция, и она, вероятно, будет куда субъективнее, чем решение коллегии экспертов. Но, если благодаря фестивалю Мильграма какие-то театры получат дополнительные возможности гастролировать, это только хорошо».

Фото: Константин Долгановский

Комментарии
Предыдущая статья
О Сталине в Александринке расскажут Сванидзе, Собчак и Проханов 18.01.2019
Следующая статья
В Театре «Колесо» пройдут читки пьес молодых драматургов 18.01.2019
материалы по теме
Новости
Патласов и Гудачёв создают «Голос завода» для Дягилевского фестиваля — 2024
Сегодня, 24 июня, на действующем нефтехимическом предприятии компании «СИБУР-Химпром» пройдут показы спектакля-променада Михаила Патласова «Голос завода». Постановка станет специальным событием Дягилевского фестиваля — 2024.
Новости
Прикотенко дебютирует в музыкальном театре постановкой «Похождений повесы»
18 и 19 мая в Пермском театре оперы и балета пройдут предпремьерные показы оперы Стравинского «Похождения повесы» (16+) в постановке Андрея Прикотенко, музыкальный руководитель и дирижёр — Фёдор Леднёв. Премьера спектакля запланирована на июнь. Она пройдёт на Дягилевском фестивале.