Марина Шимадина о пьесе Михаила Дурненкова «День победы»

Заставка к записи читки "Дня Победы" © youtube.com/c/KATLZRIGA

Рижская компания KATLZ провела онлайн-читку пьесы Михаила Дурненкова «День победы», в которой  приняли участие артисты из четырёх стран. Продюсер Евгения Шерменёва начала проводить такие интернациональные читки в зуме во время пандемии, когда все мы оказались разделены локдауном. Сейчас эта идея снова оказалась актуальной, потому что многие тексты на русском языке просто не могут прозвучать в России, где они особенно нужны. В частности, пьесы Михаила Дурненкова, фактически «отменённого» на родине из-за своей гражданской позиции. Интересно, что самым первым проектом Евгении Шерменёвой в Латвии была постановка пьесы Дурненкова «Война ещё не началась». И нынешний «День победы» логично продолжает эту тему.

Пьеса была написана Дурненковым в 2014 году для Театра на Таганке в рамках программы «Группы юбилейного года». Но постановку Юрия Муравицкого сыграли всего несколько раз и закрыли по запросу депутатов Госдумы якобы из-за «оскорбления ветеранов», хотя история там совсем не про них. В центре сюжета молодые ребята, которым крупное ивент-агентство заказывает сценарий мероприятия на 9 мая. То есть речь идёт не о войне как таковой, а о том, как память о ней преломляется в современности, как она легко покупается и продаётся, становится предметом спекуляций. В тексте очень чётко показано, как политтехнологи и рекламщики, вполне в духе Пелевина, манипулируют общественным сознанием, продавая публике то, что она хочет, – «лёгкое искрящее чувство победителя», чувство гордости за свою страну, её подвиг и величие. Но пьеса даже не об идеологах праздника, а о тех, чьими руками он создаётся, – 30-40-летних креативщиках, выросших уже в другую эпоху и не помнящих живых свидетельств о войне. Для них историческая память – всего лишь товар, который нужно красиво упаковать. Но выясняется, что даже для этого циничного поколения торговля прошлым не проходит бесследно, потому что существует память генетическая.

Всё действие главный герой Семён общается и конфликтует со своим старым другом Гришей, который явно не рад встречам и не разделяет конформистских убеждений приятеля. Дело доходит до убийства. Но в финале, на приёме у психиатра, выясняется, что никакого Гриши нет, что это альтер-эго самого Семёна, его вторая половина. Герой распадается на две субличности во многом из-за семейного анамнеза: один его дед во время войны, сбежав из немецкого плена, попал в штрафную роту, а другой служил в заградотряде и его охранял. И этот «скелет в шкафу», эта много лет замалчиваемая вражда раздирает героя изнутри. Он пытается отстраниться от прошлого, оцифровать его – буквально сделать из деда-ветерана красивую голограмму для шоу. Но сделка с совестью в конце концов разрушает его самого, а наращивание милитаристских скреп приводит к реальной войне – пьеса заканчивается сиреной воздушной тревоги, призывающей всех спуститься в бомбоубежище.

В общем, сегодняшние события автор предсказал ещё восемь лет назад. Но пьеса звучит особенно актуально не только поэтому. В конце концов, любое искусство говорит прежде всего о человеке, исследует его внутренний мир. И этот текст очень хорошо иллюстрирует, что происходит с душами тех, кто сегодня «переобувается на лету», кто всё понимает, но занимает ту позицию, которая выгодна и хорошо оплачивается. В пьесе есть ещё один герой – глава того самого ивент-агентства, Босс. Это образованный человек, который много читал о войне и бывал на экскурсии в Дахау, где его выворачивало в туалете от ужаса. Но он предпочёл забыть всё страшное, вытеснить его из сознания, и начал вполне прагматично зарабатывать на патриотизме, отчего крыша его окончательно поехала и на ней выросла антенна, принимающая «сигналы от родины». И на мой взгляд, это яркий портрет многих сегодняшних «творцов», работающих на пропаганду.

По крайней мере, образы, созданные интернациональной актёрской командой, оказались очень узнаваемыми, хотя читка проходила, можно сказать, с листа, без общих репетиций. В ней приняли участие актёры Русского театра Эстонии Виктор Марвин и Татьяна Космынина, актёры Русского драматического театра Литвы Валентин Новопольский и Дмитрий Денисюк, актёры Рижского русского театра имени Михаила Чехова Екатерина Фролова и Иван Стрельцов, латвийский артист Гиртс Круминьш, журналист и драматург Михаил Калужский из Германии, а также сам Михаил Дурненков – из Хельсинки. И это объединение творческих людей на одной волне поверх границ в эпоху тотального трагического разобщения и войн всех со всеми выглядит акцией солидарности, поддержки и взаимопонимания, которых нам сегодня так не хватает.

Запись читки можно посмотреть на You-Tube канале компании KTLZ RIGA.

 

 

Комментарии
Предыдущая статья
Jaffa Fest-2022 заговорит на иврите, русском и украинском 15.06.2022
Следующая статья
Новое поколение художниц заявит о себе в пространстве «ГЭС-2» 15.06.2022
материалы по теме
Новости
«Эхо Любимовки» снова прозвучит в Финляндии
25 августа читки проекта «Эхо Любимовки» пройдут в финском городе Ювяскюля — в программе Международного театрального фестиваля-мастерской «ArtmasterFest—2024».
Блог
«Эйзенштейн» в Эстонии
Спектакли рождаются по-разному. История «Эйзенштейна» вполне необычна, и нам захотелось ею поделиться.