24 и 25 января на сцене Thalia Theater сыграют спектакль Кирилла Серебренникова «Кому на Руси жить хорошо» — одну из самых масштабных постановок режиссёра в «Гоголь-центре». Многофигурная композиция, состоящая из трёх разножанровых актов, решённых различными театральными средствами, с момента премьеры, которая прошла в самом начале сезона 2015/2016, и по сей день остаётся одним из наиболее популярных у московских зрителей спектаклей театра, а одновременно — одним из самых востребованных у организаторов зарубежных гастролей и у фестивальной публики.
В частности, недавно «Кому на Руси жить хорошо» играли на фестивале М.А.Р. в Азербайджане, а ранее немецкие зрители могли видеть постановку на Международном фестивале в Висбадене — меньше года назад, в мае 2018 года, в рамках фестиваля спектакль, как и в этот раз, сыграли дважды.
Анализ нескольких десятилетий новейшей российской истории и положения сегодняшнего человека в «русском космосе» наших дней через призму некрасовской поэмы, которая для выпускников советской и постсоветской школы ещё на уроках покрывается «хрестоматийным глянцем», оказался остроумным, точным и болезненным не только в глазах московских зрителей. Визуально насыщенный, пластически и вокально выразительный спектакль как своим театральным языком, так и затрагиваемыми болевыми точками оказался интересен и в Европе, где о Некрасове, как правило, даже не слышали.
Интендант Thalia Theater Иоахим Люкс был в числе подписавших петицию в защиту Кирилла Серебренникова, которую написали Томас Остермайер и Мариус фон Майенбург (она была опубликована на сайте журнала Spiegel).
В аннотации спектакля на сайте Thalia Theater говорится, в частности: «„Кому на Руси жить хорошо?“. Этот простой вопрос до сих пор взрывоопасен. Но одновременно это — название классического произведения русской литературы… которое каждый русский школьник учит наизусть. (…) Насыщенный триптих на стыке танца, разговорного театра и перформанса — беспощадная и чувственная, меланхоличная и острая панорама миров русской жизни и стремления к свободе вплоть до сегодняшнего дня».
Отдельно в описании оговаривается ситуация с режиссёром (напомним, с 22 августа 2017 года Кирилл Серебренников находится под домашним арестом) и уточняется, что он «в последние годы стал рупором молодого поколения в России, которое больше не хочет мириться со статус-кво».
После второго спектакля, 25 января, пройдёт обсуждение с участниками спектакля, проведёт которое театральный критик Михаэль Лаагес.
Фотографии спектакля — gogolcenter.com.