Как закалялся вольфрам: на Электрозаводе появился спектакль-променад, в котором зрители строят коммунизм в СССР

©Алан Воуба

Побывав на «Красном вольфраме», придуманном режиссером и ведущим Сергеем Никитиным-Римским и исполненным танцевальным кооперативом «Айседорино горе», корреспондентка ТЕАТРА. прошлась по цехам индустриального гиганта и примерила на себя роль рабочего из Германии.

Кто бы мог подумать, что производственная драма о лампочке Ильича, которая никак не хотела гореть и освещать молодую советскую республику, может стать материалом для увлекательного шпионского квеста. Для начала, чтобы стать участниками представления, зрителям придется получить новые паспорта и сменить фамилии, как сменили их первые немецкие рабочие, приехавшие в СССР на помощь большевикам, выполнявшим ленинский наказ об электрификации всей страны. Ну не получался у них нужный вольфрамовый сплав для лампы накаливания, так что пришлось, не брезгуя никакими методами, прибегать к промышленному шпионажу, краже документов и переманиванию специалистов из-за рубежа. Немецкие рабочие-коммунисты ехали в Советский Союз как в землю обетованную – страну воплощенной мечты о равенстве и братстве. А сталкивались, понятное дело, с гнилыми коммуналками, помоями на улицах и плохим питанием в заводских столовых. К такому иностранные граждане были не готовы и проявляли мелко-буржуазное недовольство жилищными условиями. Но все же помогли Красной России наладить собственное производство лампочек на первом советском Электрозаводе в Москве.

Сейчас это гигантское краснокирпичное здание готической архитектуры неподалеку от Дворца на Яузе почти заброшено. Производство с 2009 года остановлено: вольфрамовая лампа накаливания уступила дорогу более современной энергосберегающей. В новых цехах еще выпускают трансформаторы, а старые помещения сдаются в аренду самым разным организациям от фотостудий до деревообработки. Но все равно в длинных гулких коридорах и пролетах монументальных лестниц будто слышатся голоса тех, кто когда-то своими руками вершил тут историю. Вернее, их голосами становятся сами зрители — в начале променада каждый получает текст роли и в нужный момент его зачитывает. Среди нас оказываются как простые рабочие, так и руководители Компартии Германии и Коминтерна, американские бизнесмены и инженеры, философ Вальтер Беньямин и Александр Солженицын, прозвучат показания стенографистки гестапо и секретарши Моссовета, печатавшей приказ об аресте всех немцев на оборонных предприятиях в 1937 году. В число оборонных вошел и Электрозавод, где работало порядка 200 немцев – их обвинили в шпионаже в пользу Германии и отправили в лагеря.

Прогулка по лабиринтам завода построена так, что сначала на волне революционного воодушевления, под бодрые марши в наушниках, мы поднимаемся на самый верх, где участницы танцевального кооператива «Айседорино горе» разыгрывают пластические сценки с вольфрамовой нитью, а режиссер постановки и ее ведущий Сергей Никитин-Римский рассказывает, как завод получил два своих первых ордена Ленина: причем, первый — за уборку картошки, и только второй — за успехи производства. А после сцены народного ликования мы спускаемся в темный вонючий подвал с текущими трубами и узнаем о дальнейшей трагической судьбе всех участников этой истории.

Вся прямая речь наших героев – подлинная, из архивов НКВД и документальной книги Сергея Журавлева «Маленькие люди и большая история», скрупулезно восстановившего жизнь иностранцев Электрозавода в советском обществе 1920-30х годов. И примерить эти роли на себя, попробовать почувствовать себя в их шкуре – довольно сильный опыт, требующий от зрителя включения. Но даже если просто совершать экскурсию по цехам и страницам нашей истории, не затрачиваясь на сопереживание, почти трехчасовая прогулка выйдет насыщенной и познавательной.

Сергей Никитин-Римский — историк-урбанист, автор книг по топонимике, создатель группы МосКультПрог и Департамента Двороведения, снимающего youtube-сериал про московские дворы. В отличие от большинства наших режиссеров он озабочен больше не формой подачи, которую условно называет иммерсивной историодрамой, а самой темой спектакля. Все променады он проводит сам, заражая зрителей своей увлеченностью и делая нас соучастниками общего дела – дела восстановления исторической памяти, не менее важного, чем чтение имен у Соловецкого камня. Материалы постановки все время дополняются, исследование продолжается: например, разыскивается могила Вилли Коха – одного из первых немецких рабочих, который после 18 лет лагерей вернулся на родной Электрозавод. И это приращение театра со стороны истории и гражданственности не только придает ему вес и объем, но во многом оправдывает его сегодняшнее существование, обозначая новые важные цели.

Комментарии
Предыдущая статья
В Петербурге сменился вице-губернатор, курирующий культуру 16.01.2021
Следующая статья
В 2021 году в Маяковке поставят Шульев, Кобелев и Меламедов 16.01.2021
материалы по теме
Блог
Любить по-царицынски
В конце нынешнего сезона Мобильный Художественный Театр выпустил вместе с музеем-заповедником Царицыно аудиоспектакль-прогулку «Царицыно. Про любовь». Про любовь, которая возникала в тени многовековых деревьев; разгоралась на знойном летнем солнце и которую пытались затушить в холодных водах царицынских прудов.
Новости
Никитин-Римский представит онлайн-спектакль о ярославских текстильщицах
Завтра, 1 ноября, пройдёт премьера документального онлайн-спектакля Сергея Никитина-Римского «Вечер стабильности» о жизни сотрудниц ярославской текстильной фабрики.