Филипп Гуревич объединит героев Гоголя со своими украинскими родственниками

На фото - показ эскиза "Старосветских помещиков" © архив Магнитогорского драматического театра имени Пушкина

28 и 29 мая в Магнитогорском драматическом театре имени Пушкина пройдёт премьера спектакля Филиппа Гуревича «Старосветские помещики». В основе — одноимённая повесть Гоголя и документальные тексты родственников режиссёра.

«Старосветские помещики» стали результатом работы режиссёрской лаборатории «Притяжение», которая проходила в театре в ноябре 2021 года. К теме «Актуализация классики» режиссёр Филипп Гуревич отнёсся как к возможности буквально соотнести сегодняшний день с классическим текстом и понял, что «старосветские помещики» продолжают существовать. Поэтому частью работы ещё на стадии эскиза стали материалы интервью Алексея Фёдоровича и Алины Дмитриевны Карпенко. Жанр спектакля обозначен как «история любви». Отчасти постановка посвящена родителям режиссёра, умершей два года назад маме и оставшемуся в городе Днепр отцу.

О том, как и почему он соединял литературу и собственную жизнь, Филипп Гуревич рассказал нашей редакции: «Артисты спектакля берут аудиальную характерность моих родственников, живущих в Запорожье, — моей двоюродной бабушки и её мужа (ей 81, ему 87). Сначала я не хотел в очередной раз использовать вербатим — просто дал артистам послушать речь. Но оказалось, что слова сегодняшних „старосветских помещиков“ так ложатся на гоголевский текст, что даже не видны „нитки“. Так, не сильно отличаясь, документальность и художественность находятся в диалоге. И в эстетике тоже время и документальность выходят из Гоголя и в него возвращаются. Артисты-участники — молодые, они существуют небытово, тут много игры и даже фарса. Мне вообще нравится, когда молодые артисты играют стариков — не как „примерные студенты“ театральных вузов, а с моментом театра. Хотелось дистанции, отстранения, такого поэтического реализма. Например, мы начинаем со смерти Пульхерии Ивановны, которую по книге читают актёры. Затем аудио — те самые мои родственники записали начало „Старосветских помещиков“, а артисты слушают — момент чистого восприятия, соотнесения себя с текстом.

А гоголевский текст сейчас звучит местами удивительно страшно. Ну, например, такое: „а если будет война, я пойду на войну — вас же там первый солдат убьёт — а я возьму ружьё своё и пойду“. Но наш спектакль не про смерть — наоборот, про то, что смерти нет, а когда есть любовь, ничего не страшно. Мне кажется, что и сегодня единственное спасение — любовь несмотря ни на что: тогда нет гнева, а есть прощение. Я всё время думаю, что каждый человек — такой, а не иной потому, что он из такого-то города, подъезда и двора, школы и так далее, потому что у него такие родители, бабушки и дедушки… и в этом сила. Вот и для меня, например, мир старосветских помещиков — мой мир: украинская природа, все эти абрикосы и вишни, родственники и быт со всякой консервацией — это часть меня. И с художником мы говорили, что, с одной стороны, все эти старички — как будто уходящая натура, но с другой — если ты в диалоге с собой, а ты в этом вырос, то в какой-то момент сам станешь этой „натурой“, таким старичком (и тут нет ничего ужасного!).

Важно, что эти люди создали свою защиту от нашего страшного мира — это не просто „мило“, это и есть их жизнь: они друг другом подпитываемы и наполняемы. И на сцене (там же сидят зрители) у нас островок-площадка, где есть три комнатки без стенок. В разных комнатах — разный паркет. И всё сознательно аляповатое: коврики, накидочки на стулья… Маленький островок жизни на большой сцене. Хрупкий рукотворный мир, который живёт в своём неспешном ритме — его скорлупка может треснуть только со смертью, которая проникнет из внешнего мира. А основной зрительный зал закрыт жёстким занавесом — в финале там обнаружатся дымка и деревья, а вдалеке появятся „двойники“, чтобы и главные герои посмотрели на „себя“ молодых там, в зале. Персонажи Гоголя останутся в саду, а для тех, кто на сцене, опустится тюль — „давайте смотреть фотографии“, говорит герой, и начинается простое слайдшоу с комментариями. Пространство жизни отделяется от пространства смерти, реальное пространство — от пространства Гоголя».

Вместе с Гуревичем над спектаклем работают его постоянные соавторы — художница Анна Агафонова (она же — автор видеооформления) и художник по свету Павел Бабин. Роли исполняют Иван Погорелов и Лилия Мусина.

Напомним, Филипп Гуревич — актёр, режиссёр. Окончил Высшее театральное училище имени Щепкина (мастерская Дмитрия Кознова) в 2009 году и режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская Олега Кудряшова) в 2018 году. Как режиссёр поставил спектакли «Ганди молчал по субботам» в «Школе современной пьесы», «Светит, да не греет» в Театре имени Ермоловой, «Василисса» в РАМТе, «Мам, а кто это на фото?» в «Современнике», «Исчезнувший велосипедист» в «Гоголь-центре», «Белые кораблики» в рязанском «Театре на Соборной», «Хлебзавод» в Тверском ТЮЗе, «Житие Спиридона Расторгуева» в Няганском ТЮЗе, «Семью восемь» в Нижнетагильском драматическом театре, «Нулин. Театральный Anecdote» в «Творческом Объединении 9». Лауреат премии «Арлекин-2022».

Комментарии
Предыдущая статья
Лидделл, ван Хове и Макбёрни покажут спектакли в «Одеоне» в сезоне 2022-2023 25.05.2022
Следующая статья
Айрат Тухватуллин станет первым заместителем худрука МХТ имени Чехова 25.05.2022
материалы по теме
Новости
На «Арт-платформе» покажут «абсурдистский танцевальный спектакль»
Завтра, 25 апреля, в пространстве «Арт-платформы» в московском Новом Манеже театр современного танца «всем телом» сыграет премьеру спектакля Александра Шуйского «Фрагменты Ожидания».
Новости
Янушкевич пригласит челябинцев на необитаемый остров шекспировской «Бури»
Сегодня, 24 апреля, на Малой сцене Челябинского театра кукол имени Вольховского пройдёт премьера спектакля Александра Янушкевича «Буря» (16+) по одноимённой пьесе Шекспира.