Сегодня, 5 июля, открывается 77-й Авиньонский фестиваль. Важнейший из европейских театральных смотров продлится до 25 июля.
Нынешний, 77-й по счёту, Авиньонский фестиваль впервые пройдёт под руководством нового директора — режиссёра Тьяго Родригеса, сменившего на этом посту Оливье Пи осенью 2022 года.
Спектаклем открытия станет G.R.O.O.V.E. хореографа Бинту Дембеле — мастера хип-хопа, поставившего в этом стиле «Галантные Индии» Рамо на сцене Парижской оперы в 2019 году.
Легенда современной хореографии Анна Тереза де Кеерсмакер вместе со своей компанией Rosas представит постановку «Выход выше», заявленную как «исследование истории западной поп-музыки». Также на фестивале повторят опыт более чем десятилетней давности — спектакль Кеерсмакер «В ожидании» (En Atendant), танец-прогулку в пространстве Целестинской церкви под музыку Ars Subtilior, маньеристской полифонии времён чумы XIV века.
Создатель фантазийных миров Филипп Кен и его команда Vivarium Studio, которая в этом году отмечает своё двадцатилетие, пригласят авиньонских зрителей в «Сад земных наслаждений». Эта «ретро-футуристическая эпопея», вдохновлённая образами Босха, будет представлена в карьере Бульбон — на одной из самых знаменитых и необычных фестивальных площадок, расположенной за городом. В описании «Сада земных наслаждений» говорится, что это «путешествие во времени» объединит «средневековый бестиарий, экологическую научную фантастику и современный вестерн».
Впервые во Франции будет показан знаменитый «Дуб» («Дуб у дороги») британского драматурга и режиссёра Тима Крауча — спектакль-эксперимент, в котором партнёром самого Крауча каждый раз становится новый участник. Также Крауч сыграет моноспектакль Truth’s a Dog Must to Kennel («Правда — это дворовая собака»). Озаглавленная строкой из «Короля Лира», эта работа — исследование юмора и возможностей живого театра средствами шекспировской поэзии, стендапа и виртуальной реальности.
Штефан Кэги и Каролин Барно представят масштабный сайт-специфик-проект «Разделённые пейзажи» (Paysages partagés). Гостям «равнин и лесов» будут предложены семь интерпретаций пейзажа — в художественном и природном смысле. В описании говорится, что зрителей ждут «музыкальные скульптуры, хореографический аудиотур, философские сочинения и странный пикник». Семь локаций в районе Пюжо создавали художники из девяти стран (Германия, Бельгия, Испания, США, Франция, Италия, Португалия, Швейцария, Турция) — в том числе сам Кэги, приглашающий зрителей «полежать под деревом».
Режиссёр Жюльен Госселин, лауреат Европейской театральной премии, покажет «Вымирание» — мультижанровый спектакль на основе текстов Шницлера, Бернхарда и Гофмансталя. Апокалипсис артистически-интеллектуальной и жестокой Вены 1900-х будет представлен как синтез электронной музыки, тотальной видеоинсталляции и «радикального театра слова» с участием артистов театра Госселина Si vous pouviez lécher mon cœur и берлинского театра Volksbühne.
Собственной продукцией Авиньонского фестиваля станет «Счёт» — спектакль художественного руководителя Forced Entertainment Тима Этчеллса, исследование механизмов театра и властных отношений через бесконечные (и «кошмарные», уточняет анонс) метаморфозы простой игровой ситуации «клиент заказывает у официанта напиток».
Сьюзан Кеннеди представит спектакль «ANGELA (странная петля)», уже показанный на только что завершившемся Holland Festival — 2023. В этой постановке режиссёр вместе с мультимедиа-художником Маркусом Зелгом исследует отдельную жизнь как путешествие, где драматическим материалом становится само существование человека.
Мило Рау покажет заключительную часть своей «Трилогии античности» — «Антигону в Амазонии», синтез живого действия с видеоматериалами, отснятыми в Бразилии. Личный опыт участников Движения безземельных трудящихся (MST), активистов, европейских и бразильских артистов объединился в спектакле с античной культурой, а знаменитая фиванская трагедия — с современным уничтожением тропических лесов Амазонии.
В афише смотра — две работы его нового директора Тьяго Родригеса: Dans la mesure de l’impossible, основанная на интервью тридцати сотрудников Международного Красного Креста и «Врачей без границ», и By Heart, «драматический манифест» с участием десяти зрителей-добровольцев.
В числе других участников фестиваля — Александр Зельдин с новым спектаклем «Признания», основанным на интервью режиссёра и драматурга с собственной матерью, в 1980-х переехавшей из родной Австралии в Великобританию, и хореограф Матильд Моннье с новейшей работой «Чёрные огни» — в этой постановке танец соединяется со звучащим текстом: основанными на реальных событиях и написанными десятью женщинами с разных концов света рассказами о физическом и психологическом насилии, которому они подвергаются. А польский режиссёр Марта Гурницкая, знакомая российским зрителям по «Гимну любви», показанному на фестивале NET — Новый Европейский Театр в 2018 году, представит на смотре спектакль Lecture de / Reading of Mothers. A Song for Wartime. Эта «хоровая пьеса», устроенная по схожим с «Гимном любви» принципам, объединяет современные документальные свидетельства тех, кто бежал от боевых действий или от преследований, игры и заговоры, народные песни и политические заявления.
Напомним, что одним из хедлайнеров фестиваля должен был стать спектакль Кристиана Люпы «Эмигранты» по роману Зебальда, однако из-за конфликта режиссёра с представителями технических служб театра Comédie de Genève премьера постановки и авиньонские показы были отменены.